Собчак Анатолий Александрович
Собча́к Анато́лий Алекса́ндрович (10.8.1937, Чита – 19.2.2000, Светлогорск), советский и российский юрист, педагог, государственный, политический и общественный деятель, мемуарист, публицист. Из семьи инженера-железнодорожника. Окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета имени А. А. Жданова (ЛГУ) (1959).
Биография до 1989 г.
В 1939 г. вместе с семьёй переехал в Узбекскую ССР, детство провёл в Коканде и Ташкенте. После окончания школы в 1953 г. поступил в Первый среднеазиатский государственный университет, в 1954 г. перевёлся в ЛГУ.
После окончания университета в 1959–1962 гг. работал в Ставропольской краевой коллегии адвокатов: адвокат, затем заведующий юридической консультацией в Невинномысске.
В 1962–1964 гг. обучался в аспирантуре ЛГУ.
Кандидат юридических наук (1964), доктор юридических наук (1982).
В 1965–1968 гг. преподавал в Ленинградской специальной школе милиции МВД СССР.
В 1968–1973 гг. доцент кафедры экономики и управления промышленностью Ленинградского технологического института целлюлозно-бумажной промышленности.
В 1973–1989 гг. работал на юридическом факультете ЛГУ: доцент (1973–1982), профессор (1982–1985) кафедры гражданского права, профессор и заведующий кафедрой хозяйственного права (1985–1989).
Член КПСС (1988–1990).
Начало политической деятельности
На выборах народных депутатов СССР 1989 г. баллотировался по Василеостровскому территориальному избирательному округу № 47. Привлёк к себе внимание яркими публичными выступлениями, провёл большое количество личных встреч с избирателями. Заявлял о необходимости принятия новой Конституции, реформирования неэффективного государственного аппарата, борьбы с безответственностью чиновников. Предложил идею «регионального хозрасчёта», предполагавшую экономическую самостоятельность города. Также сообщил о намерении добиться решения проблем Ленинграда через союзный центр.
В ходе голосования 26 марта 1989 г. занял 1-е место, набрав 42 % голосов. Вместе с Собчаком во 2-й тур прошёл В. Г. Рачин, начальник участка цеха Кронштадтского морского завода. В ходе состоявшихся между турами теледебатов Рачин выступил с умеренной программой, предполагавшей «политическое руководство обществом через коммунистов, работающих в составе советов», тогда как Собчак выступил с радикальным требованием передачи Советам «всей полноты власти, хозяйственных и прочих функций» (цит. по: Бардин. 2022. С. 183). По итогам 2-го тура, состоявшегося 9 апреля, набрал 76 % голосов избирателей.
Народный депутат СССР
С момента открытия 25 мая 1989 г. 1-го Съезда народных депутатов СССР активно участвовал в дискуссиях. Будучи одним из немногих юристов на съезде, часто выступал с разъяснениями по процедурным вопросам и зарекомендовал себя как один из наиболее авторитетных депутатов. Также активно публиковался в печати, давал развёрнутые ответы на вопросы читателей газет.
27 мая 1989 г. избран членом Верховного Совета СССР. Член Комитета по законодательству и правопорядку, председатель подкомитета по экономическому законодательству.
В июне присоединился к Межрегиональной депутатской группе, вошёл в состав её координационного комитета. В том же месяце возглавил комиссию Съезда народных депутатов СССР по расследованию событий 9 апреля 1989 г. в Тбилиси. Расследование прошло в два этапа: в конце июня комиссия изучила документы органов власти Грузинской ССР, а в конце июля – документы союзных органов власти. Смог добиться невмешательства союзных и республиканских партийных властей в деятельность комиссии, а также убедил членов Политбюро, принимавших решение о вводе войск, дать свидетельские показания. На 2-м Съезде народных депутатов СССР комиссия выступила с заключением, в котором указала на многочисленные нарушения законодательства как во время разгона демонстраций, так и в ходе принятия соответствующих решений союзными и республиканскими органами власти. Кроме того, комиссия установила, что руководство республики преувеличило опасность демонстраций, а потому «достаточных оснований для сосредоточения в г. Тбилиси подразделений Советской Армии и введения особого положения (комендантского часа) – не было».
В марте 1990 г. на 3-м (внеочередном) Съезде народных депутатов поддержал учреждение поста Президента СССР и избрание его депутатами вместо всенародного голосования, сославшись на опасность проведения выборов в период нестабильности. Тогда же подверг ожесточённой критике деятельность председателя Совета Министров СССР Н. И. Рыжкова и других партийных и государственных деятелей за провалы в организации работы кооперативов.
Накануне выборов народных депутатов РСФСР и местных Советов в 1990 г. принимал активное участие в организации демократических митингов. Позднее получил от ленинградских депутатов П. С. Филиппова и М. Е. Салье приглашение возглавить городской совет, поддержанное новоизбранным демократическим большинством. В апреле 1990 г. избран депутатом Ленинградского городского Совета народных депутатов (Ленсовета) по Выборгскому избирательному округу № 52.
Во главе Ленинграда – Санкт-Петербурга (1990–1996)
23 мая 1990 г. избран председателем Ленсовета. Сразу после избрания столкнулся с проблемами в работе городских органов власти. В частности, после прекращения деятельности Исполнительного комитета Ленсовета в июне на несколько месяцев функции управления городским хозяйством взял на себя Президиум Ленсовета. Новый состав Исполнительного комитета был сформирован лишь в октябре, но возникла проблема разделения полномочий между законодательной и исполнительной властью.
В связи с ухудшением продовольственной ситуации в городе способствовал принятию беспрецедентных решений. Так, 16 ноября 1990 г. Ленсовет ввёл талонную систему, а в декабре Исполнительный комитет смог наладить бартерный обмен с регионами. Сам Собчак возглавил кампанию по привлечению в Ленинград международной гуманитарной помощи и создал систему её распределения среди граждан.
В январе 1991 г. впервые выступил с идеей реформирования системы органов власти в городе. Считал необходимым сокращение численности городского совета и введение поста мэра города по образцу Москвы. В последующие месяцы эта проблема стала одной из самых обсуждаемых на заседаниях городского совета и в печати. Наиболее активные оппоненты Собчака увидели в этом усиление авторитарных тенденций и сравнили должность мэра с постом первого секретаря городского комитета. Другие парламентарии указывали на необходимость сначала установить чёткое разграничение полномочий мэра и городского совета. Наибольшее неодобрение депутатов вызывало отклонение разработанного ими проекта положения о мэре Президиумом Верховного Совета РСФСР – вместо него в мае был принят проект, разработанный по образцу московского, а выборы мэра были назначены на 12 июня 1991 г., одновременно с выборами Президента РСФСР.
В июне 1991 г. выступил в качестве доверенного лица Б. Н. Ельцина на выборах Президента РСФСР. Ориентация на Ельцина и поддержка большинством городских СМИ способствовали росту популярности Собчака накануне мэрских выборов.
12 июня 1991 г. избран мэром Ленинграда. По итогам голосования набрал 66,13 % голосов избирателей, обогнав кандидата от КПСС – депутата Ленсовета, начальника производственного объединения «Ленгидроэнергоспецстрой» Ю. К. Севенарда. В тот же день состоялся опрос о возвращении городу исторического названия, в котором за вариант «Санкт-Петербург» высказалось 54,86 % проголосовавших. Однако после своего избрания Собчак призвал не торопиться с переименованием города: оно состоялось 6 сентября 1991 г. в соответствии с указом Президиума Верховного Совета РСФСР.
В ходе Августовского кризиса 1991 г. отказался поддержать действия Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). 19 августа вместе с Б. Н. Ельциным, Р. И. Хасбулатовым, Г. Х. Поповым и другими участвовал в составлении обращения «К гражданам России». В тот же день выступил по ленинградскому телевидению с заявлением о незаконности действий ГКЧП и призвал горожан прийти на протестный митинг на Дворцовой площади, а 20 августа повторил свои заявления на чрезвычайной сессии Ленсовета.
Сопредседатель Российского движения демократических реформ (1991–1993).
После избрания мэром смог полностью сосредоточить в своих руках решение хозяйственных вопросов и сформировать структуру городской администрации без утверждения Ленсоветом. На фоне ухудшения продовольственной ситуации в конце 1991 г. обратился к руководству США и европейских стран с просьбой оказания помощи. Лично провёл переговоры с президентом США Дж. Бушем-старшим, президентом Франции Ф. Миттераном, премьер-министром Великобритании Дж. Мейджором и федеральным канцлером ФРГ Г. Колем, в ходе которых добился поставки 21,4 тыс. т продовольствия в Санкт-Петербург.
Несмотря на это продолжал сталкиваться с противодействием депутатов, регулярно отменявших его распоряжения как незаконные. В январе 1992 г. Санкт-Петербургский городской Совет народных депутатов (Петросовет) инициировал проверку деятельности мэрии Санкт-Петербурга, но прокуратура не выявила должностных преступлений. 30 марта 1992 г. Петросовет принял меморандум о недоверии А. А. Собчаку, однако в связи с отсутствием в законодательстве прописанной процедуры голосование по отзыву мэра не состоялось.
Разногласия также касались и продовольственной политики после начала либерализации цен в 1992 г.: Собчак выступал за сохранение низких цен на основные продукты питания до отмены талонной системы, тогда как депутаты считали более целесообразным оказание адресной помощи нуждающимся. В результате было принято компромиссное решение: цены были сохранены, а также пенсионеры и бюджетники получили денежные компенсации. 1 мая 1992 г. в Петербурге была отменена талонная система, однако к тому моменту популярность мэра в значительной степени снизилась.
Член Президентского консультативного совета (1992–1993), Президентского совета (с 1994).
В марте 1992 г. вместе с С. С. Алексеевым разработал альтернативный проект Конституции РФ (от Российского движения демократических реформ). Проект полностью исключал упоминание действовавших тогда Советов и Съезда народных депутатов, отличался детальным описанием основных прав и свобод граждан России, предлагал модель асимметричной федерации с тремя уровнями субъектов РФ, а особое внимание в нём уделялось судебной системе.
В 1993 г. вновь столкнулся с критикой со стороны законодательной власти Санкт-Петербурга: на этот раз она касалась неудовлетворительного состояния городского транспорта и нарушений при проведении приватизации. Тем не менее большинство СМИ по-прежнему были на стороне мэра, тогда как деятельность парламентариев в них оценивалась преимущественно негативно.
Член Конституционного совещания (1993).
В ходе Октябрьского кризиса 1993 г. поддержал действия президента РФ Б. Н. Ельцина, тогда как Малый совет Петросовета солидаризировался с Верховным Советом РСФСР.
На выборах в Государственную думу 1993 г. возглавил общефедеральный список кандидатов от Российского движения демократических реформ (по итогам выборов блок не смог преодолеть 5%-й барьер и пройти в Думу).
В декабре 1993 г. предложил Петросовету самораспуститься, но получил отказ. 21 декабря того же года указом Президента РФ Совет был ликвидирован, а на следующий год были назначены выборы в новый представительный орган власти – Законодательное собрание Санкт-Петербурга. При создании новой системы органов власти придерживался принципа сильной исполнительной власти и чёткого разграничения полномочий между законодательной и исполнительной властью. В свою очередь, противники мэра указывали на существенный дисбаланс в пользу последней в действующем положении о собрании. Особую критику вызвал пункт о запрете на участие в выборах представителей исполнительной власти и членов других законодательных органов власти. Тем не менее в декабре 1994 г. Законодательное собрание начало свою работу.
Сопредседатель Общественной палаты при Президенте РФ (1994–1996).
Член Совета Федерации РФ (1996). Входил в состав Комитета по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам.
С февраля 1996 г. член общественно-политического движения «Наш дом – Россия».
В 1996 г. баллотировался на пост губернатора Санкт-Петербурга. Согласно социологическим опросам, около трети избирателей однозначно собирались проголосовать за Собчака и ещё столько же были готовы проголосовать за него при определённых условиях. Среди остальных кандидатов определённой известностью пользовались бывший заместитель мэра В. А. Яковлев и заместитель председателя Счётной палаты РФ Ю. Ю. Болдырев, но по отдельности составить серьёзной конкуренции действующему мэру они не могли. Однако уже накануне выборов началось формирование коалиции вокруг Яковлева: свои кандидатуры в его пользу сняли бывший заместитель мэра В. Н. Щербаков и руководитель Санкт-Петербургского отделения партии «Яблоко» И. Ю. Артемьев. По итогам 1-го тура выборов, состоявшегося 19 мая, Собчак набрал 29,0 % голосов, Яковлев – 21,6 %, Болдырев – 17,1 %.
Накануне 2-го тура произошло несколько важных событий, повлиявших на исход избирательной кампании. Так, в поддержку В. А. Яковлева выступили бывший председатель Петросовета А. Н. Беляев и губернатор Ленинградской области А. С. Беляков, выбывшие по итогам 1-го тура, а также КПРФ и РКРП. В свою очередь, команда Собчака резко изменила тональность предвыборной агитации: Яковлев позиционировался как антидемократический кандидат, коммунист и ставленник Москвы. Неожиданным стал и итог теледебатов между кандидатами. Резкое выступление Собчака контрастировало с его привычным имиджем. В результате голосования, состоявшегося 2 июня 1996 г., Собчак набрал 45,76 % голосов и занял 2-е место, проиграв Яковлеву, набравшему 47,49 % голосов.
За годы руководства Санкт-Петербургом сформировал команду молодых специалистов, в том числе из выпускников юридического факультета ЛГУ. Многие из них впоследствии заняли высшие посты в органах государственной власти РФ, включая будущего президента РФ В. В. Путина (в 1991–1996 заместитель, первый заместитель мэра, глава Комитета по внешнеэкономическим связям), под руководством которого работали Д. А. Медведев, И. И. Сечин, В. А. Зубков и В. Е. Чуров. Главным экономическим советником мэра и председателем Комитета по экономической реформе в 1991 г. был А. Б. Чубайс, а его заместитель А. Л. Кудрин занимал различные посты в мэрии Санкт-Петербурга до 1996 г. Заместителем председателя Комитета по управлению городским имуществом в 1994 г. стал Г. О. Греф, в том же году Юридический комитет мэрии Санкт-Петербурга возглавил Д. Н. Козак.
Деятельность после отставки
Член Государственного экспертного совета при Президенте РФ по особо ценным объектам культурного наследия народов РФ (с 1996).
В 1997 г. привлекался в качестве свидетеля по делу о коррупции в органах власти Санкт-Петербурга. В октябре того же года следственная группа пыталась принудительно доставить Собчака на допрос (несмотря на заявление последнего о болезни), после чего он перенёс инфаркт и был госпитализирован.
7 ноября вылетел на лечение во Францию. В 1997–1999 гг. жил в Париже, регулярно выступал с лекциями в университетах. 13 сентября 1998 г. стал фигурантом уголовного дела, возбуждённого Генеральной прокуратурой РФ по статьям 290 («Получение взятки») и 285 («Злоупотребление должностными полномочиями») Уголовного кодекса РФ.
В июле 1999 г. вернулся в Санкт-Петербург и заявил о намерении продолжить политическую деятельность. 10 ноября того же года уголовное дело в отношении Собчака было прекращено за отсутствием состава преступления. На выборах в Государственную думу 1999 г. баллотировался как независимый кандидат по Центральному одномандатному округу № 211 (Санкт-Петербург). Занял 2-е место (16,46 %), уступив кандидату от партии «Яблоко» П. Б. Шелищу (набрал 18,30 %). На выборах Президента РФ 2000 г. выступил в качестве доверенного лица кандидата в Президенты РФ В. В. Путина.
Научные труды, публицистика и мемуары
Автор монографий и учебно-методических пособий, посвящённых проблемам гражданского права и правового регулирования хозяйственного расчёта. В своих трудах доказывал необходимость повышения экономической и юридической самостоятельности предприятий при одновременном развитии механизмов правового контроля.
В кандидатской диссертации «Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда действием источника повышенной опасности» выявил принципы установления ответственности за неумышленное причинение вреда, привёл определение и классификацию источников повышенной опасности, осуществил попытку решить спорные вопросы, связанные с соотношением ответственности и санкции правовой нормы.
В докторской диссертации «Правовые проблемы хозяйственного расчёта в промышленности СССР» обозначил развитие организационно-правовых форм и методов управления народным хозяйством как необходимое условие совершенствования хозяйственного механизма. Особое значение уделил хозяйственному расчёту как методу организации государственных предприятий в качестве экономически и юридически обособленных от государства товаропроизводителей. Охарактеризовал методы регулирования хозяйственного расчёта в гражданском праве.
В 1990-х гг. издал несколько книг-воспоминаний, в которых сочетал изложение отдельных эпизодов из своей жизни с размышлениями об историческом прошлом и будущем России. Мемуары «Хождение во власть» (1991) посвящены его парламентской деятельности. В книге «Тбилисский излом, или Кровавое воскресенье 1989 года» (1993) изложил ход расследования тбилисских событий 1989 г., дополнив собственное повествование документами комиссии Съезда народных депутатов. Книга «Жила-была коммунистическая партия» (1995) содержит рассуждения о позднем советском обществе, причинах, ходе и последствиях перестройки в СССР. В воспоминаниях «Дюжина ножей в спину: поучительная история о российских политических нравах» (1999) описал свой последний год на посту мэра, обстоятельства отставки и уголовного преследования и жизнь в эмиграции. Последняя прижизненная книга Собчака «Из Ленинграда в Петербург: путешествие во времени и пространстве» (1999) представляет собой попытку написать очерк последнего десятилетия города.
В конце 1990-х гг. работал над биографией И. В. Сталина, впоследствии изданной фондом Собчака в 2014 г. под названием «Сталин. Личное дело». Книга позиционировалась как фактологическое описание жизни советского руководителя, призванное деконструировать исторические и современные мифы.
Почётный доктор права Портлендского университета (штат Орегон, США; 1990), Университета Санкт-Петербурга (штат Флорида, США; 1991), Университета Мачераты (Италия; 1992). Почётный доктор политических наук Генуэзского университета (Италия; 1992). Почётный доктор гуманитарных наук Университета Оклахома-Сити (штат Оклахома, США; 1993), Таусонского университета (г. Балтимор, штат Мэриленд, США; 1994).
Почётный гражданин городов Тбилиси (1991), Индианаполис (США, 1992), штатов Мэриленд (1993), Оклахома (1994). Почётный гражданин Грузии (1995). Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2010, посмертно).
Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. На могиле установлен памятник авторства М. М. Шемякина.
Вдова А. А. Собчака – Людмила Борисовна Нарусова (род. 2.5.1951), советский и российский общественный и политический деятель, кандидат исторических наук (1980). Член Совета Федерации РФ от Республики Тыва (2002–2010; с 2016) и от Брянской области (2010–2012). Их дочь – К. А. Собчак, журналист, телеведущая, блогер.