Правопреемство государств
Правопрее́мство госуда́рств, переход прав и обязанностей от одного государства к другому вследствие возникновения или прекращения существования государства либо изменения его территории.
Правопреемство государств может осуществляться в отношении международных договоров, государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов, в отношении членства в международных межправительственных организациях и др.
В доктрине международного права выделяются различные теории правопреемства государств: универсального (полного) правопреемства, частичного правопреемства, правопреемственности, tabula rasa (лат. чистая доска), континуитета и др.
Правопреемство является одним из наиболее древних и сложных институтов международного права, нормы которого длительное время имели обычно-правовой характер, однако позже были кодифицированы.
Основными международными документами в сфере правопреемства государств выступают Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. (Венская конвенция 1978) и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. (Венская конвенция 1983). Данные конвенции не получили широкого признания.
Венская конвенция 1978 г. принята 23 августа Конференцией ООН по правопреемству государств в отношении договоров и вступила в силу 6 ноября 1996 г. Российская Федерации не участвует в данной конвенции.
В соответствии с преамбулой, цель этого документа заключается в том, чтобы удовлетворить потребность в кодификации и прогрессивном развитии норм, касающихся правопреемства государств в отношении договоров, как средства обеспечения более надёжной правовой основы международных отношений.
Венская конвенция 1978 г. регулирует вопросы правопреемства договоров государств, возникающих при образовании нового независимого государства на бывших зависимых территориях; объединении нескольких государств в одно или разделении государства на несколько самостоятельных государств; передаче по соглашению части территории одного государства другому.
Среди наиболее важных положений Венской конвенции 1978 г., выделяются следующие: признание права новых независимых государств самостоятельно определять свои международные договорные связи (ст. 16); положение о незаконности создания иностранных военных баз на чужих территориях (ст. 12); подтверждение неотъемлемого суверенитета освободившихся государств над природными ресурсами своей страны (ст. 13); определение обязанности государств-преемников следовать общепризнанным принципам и нормам международного права и др.
В соответствии с положениями Венской конвенции 1978 г. новое независимое государство может путём уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (п. 1 ст. 17). Однако это требование не применяется, если из договора следует, что его применение в отношении нового независимого государства было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило бы условия его действия (п. 2 ст. 17).
В случае если участие в многостороннем договоре любого другого государства требует согласия всех его участников, новое независимое государство может установить свой статус в качестве участника этого договора только при наличии этого согласия (п. 3 ст. 17).
Делая уведомление о правопреемстве, новое независимое государство может (если это допускается договором) выразить своё согласие на обязательность для него лишь части договора или сделать выбор между различными его положениями (п. 1 ст. 21). При этом уведомление о правопреемстве в отношении многостороннего договора осуществляется в письменной форме (п. 1 ст. 22).
Двусторонний договор, являющийся объектом правопреемства государств, считается находящимся в силе между новым независимым государством и другим государством-участником, если они явственно об этом договорились или же в силу своего поведения должны считаться выразившими такую договорённость (ст. 24).
Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов была принята 7 апреля 1983 г. и открыта для подписания 8 апреля 1983 г. Конференцией ООН по вопросу о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов. Конвенция не вступила в силу.
Венская конвенция 1983 г. регулирует наиболее важные вопросы правопреемства государств, касающиеся государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов в случаях образования новых государств (в результате объединения или разделения существующих государств или появления новых независимых государств на ранее зависимых территориях), а также при передаче части территории одним государством другому.
В соответствии со ст. 9 переход государственной собственности государства-предшественника влечёт за собой прекращение его прав и возникновение прав государства-преемника на государственную собственность, которая переходит к государству-преемнику в соответствии с положениями Конвенции.
Конвенция устанавливает общий принцип, в соответствии с которым переход государственной собственности государства-предшественника к государству-преемнику осуществляется без компенсации (ст. 11). При этом правопреемство государств само по себе не затрагивает имущества, прав и интересов, которые в момент правопреемства государств находятся на территории государства-предшественника и которые в этот момент принадлежат согласно внутреннему праву государства-предшественника третьему государству (ст. 12). Это означает, что правопреемство государств не порождает последствий для собственности третьего государства.
В случае передачи части территории другому государству переход государственной собственности от государства-предшественника к государству-преемнику регулируется соглашением между ними. Если же такого соглашения нет, то данный вопрос может быть решён двумя способами: недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику; движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику (ст. 14).
В Венской конвенции 1983 г. закрепляются принципы и нормы, которые регулируют переход архивов в различных категориях правопреемства государств. В случае объединения государств архивы государств-предшественников переходят к государству-преемнику (ст. 29). В случаях передачи части территории, отделения части территории и разделения государства будут применяться общие для всех этих категорий положения. Во-первых, государство-предшественник передаёт государству-преемнику те части своих архивов, которые необходимы для нормального управления территорией, являющейся объектом правопреемства, и имеют отношение исключительно или главным образом к этой территории. Во-вторых, государство-предшественник предоставляет государству-преемнику достоверные сведения, касающиеся титулов на переданную территорию или её границ или необходимые для выяснения смысла передаваемых документов. В-третьих, государство-предшественник и государство-преемник предоставляют друг другу на основе обмена или за счёт заинтересованной стороны надлежащее воспроизведение архивов, связанных с интересами переданной территории (ст. 30).
Ряд положений Венской конвенции 1983 г. посвящён вопросам правопреемства в отношении государственных долгов. При этом государственным долгом может быть признано только то долговое обязательство, которое возникло в соответствии с международным правом (ст. 33). В компетенции государства-преемника остаётся решение всех вопросов (в соответствии с его внутренним законодательством), касающихся взаимоотношений с иностранными лицами по долговым обязательствам, которые первоначально возникли у них с государством-предшественником.
В международном праве выделяются два взаимосвязанных аспекта правопреемства государств: внешний и внутренний. Внешний аспект – правопреемство государств в отношении международных обязательств, внутренний аспект – правопреемство в отношении территории, населения, имущества, денежных средств и др. При этом внутренний аспект может приобретать международное значение (в частности, когда имущество или денежные средства государства находятся за рубежом).