Россия. Основы конституционного строя. Президент
Президе́нт Росси́йской Федера́ции, глава государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами РФ.
Пост Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием, учреждён в соответствии с решением всероссийского референдума, проведённого 17 марта 1991 г.
Правовой статус Президента РСФСР был впервые установлен Законом РСФСР от 24 апреля 1991 г. № 1098-1 «О Президенте РСФСР» и позднее нашёл отражение в Конституции РСФСР 1978 г. (глава 13.1).
До 1993 г. Президент представал в нормативных определениях как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти в стране. В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. Президент РФ является главой государства (ч. 1 ст. 80) и осуществляет государственную власть наряду с Федеральным Собранием, Правительством РФ и судами (ч. 1 ст. 11).
В системе публичной власти Президент РФ занимает особое место. Как отмечает Б. С. Эбзеев, «Президент России остается вне традиционно вычленяемых ветвей единой государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной. Но будучи наделен Конституцией значительными нормотворческими полномочиями, контролируя исполнительную власть и выполняя некоторые квазисудебные функции в качестве арбитра в спорах между органами государственной власти, он юридически и фактически "присутствует" во всех властях» (Эбзеев. 2021. С. 603).
Как единоличный глава государства, Президент РФ персонифицирует страну во внутригосударственных и международных отношениях, олицетворяет единство государственной власти, государства и многонационального российского народа как политической общности.
Правовой статус Президента РФ раскрывают положения Конституции РФ, определяющие условия и порядок замещения этой должности, функции и полномочия Президента, установленные ему гарантии и запреты. Конкретизируют этот статус федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты, решения Конституционного Суда РФ.
Условия и порядок замещения должности Президента РФ
Президент РФ избирается гражданами РФ сроком на 6 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. На выборах применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства.
Президентом РФ может быть избран российский гражданин не моложе 35 лет (возрастной ценз), постоянно проживающий в России не менее 25 лет (ценз оседлости), не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Требование об отсутствии иностранного гражданства не распространяется на натурализованных граждан РФ, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в РФ, и постоянно проживавших на соответствующей территории (ч. 2 ст. 81 Конституции РФ).
Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков (ч. 3 ст. 81 Конституции РФ). Дополнительные требования к кандидатам, а также порядок проведения выборов определяет Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».
Президент РФ вступает в должность по истечении 6 лет со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих президентских выборах (при проведении досрочных или повторных выборов – на 30-й день со дня официального опубликования ЦИК РФ общих результатов выборов), и приступает к исполнению полномочий по принесении народу присяги.
Функции и полномочия Президента РФ
Основные функции Президента РФ – общие направления его деятельности, определены в ст. 80 Конституции РФ, согласно которой глава государства является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. Эти функции глава государства реализует через свои полномочия.
Как гарант Конституции РФ Президент РФ предпринимает меры по реализации конституционных положений, обеспечивает их действие, а также актуальность и внутреннюю непротиворечивость текста Конституции РФ. Например, на главу государства возлагается обязанность направить в Конституционный Суд РФ запрос о проверке конституционности проекта закона РФ о поправке к Конституции РФ в части, касающейся норм, изменяющих положения Конституции РФ или определяющих порядок вступления таких норм в силу, в течение 5 дней после внесения такого проекта в Государственную Думу, для оценки на предмет соответствия предписаниям глав 1, 2 и 9 Конституции РФ (ст. 110.6, 110.10 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Президент уполномочен отменять противоречащие Конституции РФ постановления и распоряжения Правительства РФ (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ) и т. д.
Как гарант конституционных прав и свобод человека и гражданина Президент РФ принимает необходимые меры по созданию условий, обеспечивающих признание, соблюдение и защиту указанных прав и свобод, содействует развитию институтов гражданского общества. Глава государства решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами РФ, присваивает почётные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания, осуществляет помилование и т. д. Он уполномочен приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ, нарушающих права и свободы человека и гражданина, до разрешения соответствующего дела судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ).
Охранительная функция Президента РФ предполагает, в частности, обеспечение национальной безопасности, целостности и неприкосновенности территории РФ. В этой связи глава государства руководит федеральными органами исполнительной власти, составляющими т. н. силовой блок (Минобороны России, МВД России, ФСБ России и т. д.).
Президент РФ является Верховным главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ и осуществляет руководство Вооружёнными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами. Он определяет основные направления военной политики РФ, утверждает военную доктрину РФ, План обороны РФ и Положение о военном планировании в РФ, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории РФ или в отдельных её местностях военное положение, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне». Отдельные полномочия, связанные с рассматриваемой функцией, закреплены в Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности».
Поддерживая гражданский мир и согласие в стране, глава государства принимает меры к предупреждению и разрешению социальных конфликтов, достижению консенсуса по ключевым вопросам государственной и общественной жизни.
В соответствии с Конституцией РФ (п. «ж» ст. 83) Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ – конституционный совещательный орган, содействующий главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз. К компетенции Президента РФ относится также утверждение положения о Совете Безопасности, определение порядка организации и проведения его заседаний и совещаний.
Обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти, Президент РФ использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между региональными органами государственной власти, а также передает спор на разрешение суда, если результат не достигнут.
В рамках функции по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства Президент РФ обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и основных направлениях соответствующей политики.
В обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов, входящих в единую систему публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики России и приоритетных направлений её социально-экономического развития Президент РФ формирует особый конституционный орган – Государственный Совет, возглавляет его как Председатель и руководит его деятельностью. Статус Государственного Совета, особенности его формирования и функционирования определены Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. № 394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации».
Представительская функция главы государства имеет два аспекта: внешний и внутренний. Во внешних сношениях она осуществляется в том числе ведением переговоров, подписанием международных договоров от имени РФ. Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей, назначает и отзывает после соответствующих консультаций дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях и т. п. Внутри страны Президент представляет РФ во взаимоотношениях с органами публичной власти различных уровней, с институтами гражданского общества и отдельными лицами.
В случаях, когда прямо зафиксированные полномочия не обеспечивают эффективное осуществление функций главы государства, Президент РФ прибегает к т. н. имплицитным (подразумеваемым, скрытым) полномочиям, существование которых неоднократно подтверждал в статусе Президента Конституционный Суд РФ (КС РФ). Например, по смыслу правовой позиции, сформулированной в постановлении КС РФ от 28 ноября 1995 г. № 15-П, обязанность Президента РФ привести наименование субъекта РФ в тексте Конституции РФ в соответствие с решением этого субъекта об изменении своего наименования, издав о том указ, следует из конституционных положений о Президенте РФ как главе государства и гаранте Конституции РФ.
Многочисленные эксплицитно выраженные полномочия Президента РФ можно сгруппировать не только по его функциям, но и по предметному признаку, по сферам, в которых они реализуются, и т. п. Это позволяет заметить, что существенная часть полномочий Президента связана с созданием, формированием персонального состава органов государственной власти и органов, имеющих конституционный статус, назначением их должностных лиц и т. п.
Так, Президент РФ назначает выборы Государственной Думы; назначает до 30 представителей РФ (из них до 7 – пожизненно) в Совете Федерации, назначает Председателя Правительства РФ, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по его представлению, и освобождает его от должности; назначает на должность заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, кандидатуры которых в соответствии с Конституцией РФ подлежат утверждению Государственной Думой, и освобождает их от должности; назначает на должность (после консультаций с Советом Федерации) и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности; назначает председателей, заместителей председателей и судей федеральных судов (за исключением Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ); назначает на должность (после консультаций с Советом Федерации) и освобождает от должности Генерального прокурора РФ и его заместителей и т. д.
В некоторых случаях глава государства участвует в формировании соответствующих органов и назначении на должности тем, что выдвигает кандидатов. Например, именно Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности председателей Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, их заместителей, а также судей соответствующих судов.
В сфере законодательной власти Президент РФ, наряду с прочим, созывает заседание Государственной Думы ранее установленного срока начала её работы, а также распускает её в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ. За ним также закреплено право законодательной инициативы и отлагательного вето; он подписывает и обнародует принятые законы.
Многие полномочия Президента РФ тяготеют к сфере исполнительной власти. Помимо кадровых назначений глава государства осуществляет общее руководство Правительством РФ и вправе председательствовать на его заседаниях. Он также утверждает по предложению Председателя Правительства РФ структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в неё изменения, определяет в этой структуре органы, которыми руководит сам, и органы под руководством Правительства РФ. Глава государства может отправить Правительство РФ в отставку.
В сфере судебной власти Президент РФ обращается в суды по вопросам их компетенции. Эту сферу непосредственно затрагивает и право главы государства вносить в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда РФ и Председателя Верховного cуда РФ, их заместителей и судей этих судов, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
Для обеспечения реализации своих полномочий Президент РФ формирует Администрацию Президента РФ.
Акты Президента РФ
В соответствии со ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ.
Распоряжения главы государства не должны содержать предписаний нормативного характера, тогда как его указы могут быть и нормативными, и ненормативными (Распоряжение Президента РФ от 5 февраля 1993 № 85-рп). При этом, по смыслу правовой позиции, сформулированной КС РФ в Постановлении от 30 апреля 1996 г. № 11-П, осуществляя свои конституционные функции, Президент РФ может издавать указы, восполняющие пробелы в законодательном регулировании, при условии, что такие указы не противоречат Конституции РФ и федеральным законам и действуют до принятия соответствующих законодательных актов.
Отдельные указы Президента РФ подлежат утверждению Советом Федерации, без которого их действие прекращается (например, о введении военного положения).
Как Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами РФ Президент издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооружёнными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами (п. 1 ст. 13 Федерального закона «Об обороне»).
Президент РФ даёт поручения и указания. Его поручения содержатся в указах, распоряжениях, директивах либо оформляются в отдельных документах, в том числе перечнях поручений Президента РФ. Указания имеют форму резолюций (Порядок исполнения поручений и указаний Президента РФ, утверждённый Указом Президента РФ от 28 марта 2011 № 352).
Гарантии и запреты
В соответствии со ст. 91 Конституции РФ Президент РФ пользуется неприкосновенностью, т. е. свободой от преследования за осуществление своих функций и реализацию полномочий. Его нельзя привлечь к уголовной или административной ответственности, задержать, арестовать, подвергнуть обыску, допросу, личному досмотру и т. п. Словом, Президент РФ обладает иммунитетом. Исключение составляют случаи отрешения от должности за государственную измену или совершение иного тяжкого преступления.
В течение всего срока полномочий Президенту РФ предоставляется государственная охрана, от которой он не вправе отказаться (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27 мая 1996 № 57-ФЗ «О государственной охране»).
Президенту РФ запрещено открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ (ч. 2 ст. 81 Конституции РФ).
Окончание президентуры
По общему правилу полномочия Президента РФ прекращаются с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ, а досрочно – в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять его полномочия или отрешения от должности (ч. 1 и 2 ст. 92 Конституции РФ).
Процедура отрешения Президента РФ от должности включает выдвижение Государственной Думой соответствующего обвинения, получение заключения Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления, а также заключения Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. При этом решение Государственной Думы о выдвижении обвинения должно быть принято 2/3 голосов от общего числа её депутатов по инициативе не менее 1/3 депутатов и при наличии заключения образованной ею специальной комиссии.
Решение об отрешении Президента РФ от должности принимает Совет Федерации (2/3 голосов от общего числа сенаторов РФ). Если процедура не завершена в течение 3 месяцев после выдвижения обвинения, оно считается отклонённым (ч. 3 ст. 93 Конституции РФ).
Временное исполнение обязанностей Президента РФ возлагается на Председателя Правительства РФ (должность вице-президента Конституцией РФ не предусмотрена).
Президент РФ, прекративший исполнение полномочий
Президент РФ, прекративший исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, обладает неприкосновенностью, но может быть лишен её в порядке, предусмотренном для отрешения Президента РФ от должности (ст. 92.1 Конституции РФ).
Иные гарантии установлены Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи».