Президент
Президе́нт (от лат. praesidens, род. падеж praesidentis, буквально – сидящий впереди, председательствующий), единоличный избираемый глава государства в странах с республиканской формой правления. В тех редких ситуациях, когда существует коллегиальная президентура, в конституциях, иных правовых актах используются термины «президентство» (например, Конституция Боснии и Герцеговины 1995), «президентский совет» (в прошлом в Афганистане, Бразилии, Судане, Йемене и др.).
В 21 в. в большинстве государств мира (приблизительно в 130 из существующих более 200) главой государства юридически является единоличный президент. В Иране полномочия главы государства разделены между духовным лидером (им может быть один из высших священнослужителей – аятолла) и президентом, избираемым путём голосования граждан. В Китае соответствующий иероглиф переводится как председатель республики, в КНДР «вечным» президентом объявлен покойный Ким Ир Сен, его сын этот титул не имел, не имеет и внук – современный руководитель КНДР.
Президент, избираемый на президентских выборах, имеет особый личный статус. Он пользуется неприкосновенностью (что, в отличие от монарха, не исключает привлечение его к ответственности после отстранения от должности – импичмента), его нельзя привлечь к административной ответственности, но в некоторых странах к нему возможен гражданский иск и его можно вызвать в суд для дачи свидетельских показаний (это происходит в особой форме). Президент имеет определённые привилегии, резиденцию (обычно не одну), транспорт, охрану, другие формы обеспечения.
Полномочия президента сформулированы в конституциях различных государств однотипно:
1) полномочия по представительству государства внутри страны и на международной арене. В этом качестве он назначает губернаторов в субъекты федерации в некоторых странах, как высшее должностное лицо возглавляет государственный аппарат, разрешает споры и коллизии между высшими органами государства, между органами государства и субъектов федерации, назначает послов в другие государства, при нём аккредитуются послы иностранных государств, представляя ему верительные грамоты;
2) президент – гарант конституции. Он обязан принимать меры по её соблюдению и охране;
3) полномочия в отношении парламента и осуществления законодательной власти – назначение даты выборов в парламент, созыв парламента на сессии, досрочный роспуск нижней палаты (однопалатного парламента) с одновременным назначением даты новых выборов; первоочередная законодательная инициатива, ежегодные послания парламенту о положении в стране, санкционирование закона путём подписи и право президентского вето;
4) полномочия по отношению к правительству – назначает правительство, хотя состав правительства при «слабом» президенте зависит от того, какая партия (блок партий) имеет большинство в нижней палате парламента (однопалатном парламенте);
5) полномочия по формированию других высших органов государства и должностных лиц высоких рангов, в большинстве стран – судей, иногда ректоров университетов, старших офицеров и др.;
6) правотворческие полномочия – президент издаёт нормативные и ненормативные правовые акты с разными названиями, они имеют юридическую силу после закона, но в силу разделения властей парламент не вправе их отменить законом (только орган конституционного контроля может лишить их действия, признав не соответствующими конституции);
7) полномочия по главному командованию вооружёнными силами, президент – верховный главнокомандующий, он назначает высший командный состав, присваивает высшие воинские звания, но некоторые конституции устанавливают, что конкретное распоряжение вооружёнными силами осуществляет министр обороны;
8) полномочия по урегулированию чрезвычайных ситуаций (объявление военного и чрезвычайного положения, чрезвычайной ситуации);
9) полномочия по организации управления в частях государства – назначение в некоторых странах глав субъектов федерации, губернаторов наиболее крупных административно-территориальных единиц, смещение их с должности и роспуск представительных органов административно-территориальных единиц высшего звена (возможно только в связи с предварительным решением суда, практически не бывает);
10) полномочия в сфере личного статуса человека и гражданина – приём в гражданство государства, разрешение на выход из гражданства, награждение орденами, медалями, присвоение почётных званий государства, право помилования.
Конституции предусматривают не только права и обязанности президента, но и определённые запреты: президентам запрещается любое совмещение должностей и мандатов, иные виды оплачиваемой деятельности (кроме творческой, но иногда не разрешается получать вознаграждение и за такую деятельность), приобретение государственного имущества, участие в руководстве акционерных компаний, длительный выезд из страны (во многих странах Латинской Америки выезд возможен только с разрешения парламента). Президент (особенно в развивающихся странах) сам занимает несколько наиболее важных должностей министров (иногда он руководитель до половины министерств).
Хотя юридически полномочия президента однотипны, его фактическая роль, положение в механизме власти неодинаковы при разных республиканских формах правления – в президентской и парламентарной республиках, а также в смешанных формах – президентско-парламентарной и парламентарно-президентской республиках. В президентской республике президент сам осуществляет свои конституционные полномочия (США, Бразилия, Мексика и др.), правительства как совета министров нет, не существует должности премьер-министра, эту роль выполняет сам президент, а министры – его советники. Решения на заседаниях кабинета президента не могут быть приняты большинством голосов, их принимает только сам президент, даже если все остальные высказались против. Например, в США кабинет президента не является коллегиальным органом – решения принимаются не посредством голосования, а лично президентом после коллективного обсуждения (например, в 2021 президент США принял решение о полном выводе войск из Афганистана вопреки мнению членов кабинета и рекомендациям высшего военного командования). При этом в некоторых президентских республиках (особенно в США) существует сильный парламент, который оказывает давление на президента, корректирует его решения. В президентско-парламентарной республике (Франция, Россия и др.) есть правительство (совет министров), другие элементы парламентаризма. Президент в России не может назначить председателя правительства без согласия парламента, хотя кандидатуру парламенту представляет только он (министров президент назначает по своему усмотрению), он может распустить парламент с назначением даты выборов. В президентской и президентско-парламентарной республиках президент «сильный» по своей роли в механизме власти. Иное положение в парламентарной республике, где действует «слабый» президент (Германия, Италия, Индия и др.). Премьер-министра и министров он назначает не сам, а по указанию партии (блока партий), имеющей большинство в парламенте. Правовые акты такого президента не имеют юридической силы, если на них нет подписи премьер-министра о согласии с ними (правило контрасигнатуры). Такой президент действует, по существу, по указаниям кабинета министров, премьер-министра (отчётливо видно на примере Германии, где главную роль играет канцлер). В парламентарно-президентской республике (Польша) роль президента более значительна, но состав правительства определяет блок партий большинства в парламенте.
При президенте действует администрация (названия разные), создаются совещательные органы, советы и комиссии по разным вопросам. Наиболее влиятельные из них Администрация Президента, Совет безопасности (национальной безопасности).
В России действует сравнительно редкая форма правления – президентско-парламентарная республика (смешанная республика), поэтому правовое и фактическое положение Президента РФ имеет свои особенности. Конституция РФ (ст. 10) закрепляет триаду властей (законодательная, исполнительная, судебная), но о государственной власти президент говорит отдельно от этой триады (ст. 11), устанавливает, что президент «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства», «поддерживает гражданский мир и согласие в стране» (с 2020) и «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (с 2020 – обеспечивает согласованность «органов, входящих в единую систему публичной власти») (ст. 80).
В России президент избирается сроком на 6 лет гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории страны не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее иностранного гражданства либо вида на жительство (или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства). Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков (до 2020 – не более двух сроков подряд). Кроме того, в 2020 в ч. 3.1 ст. 81 Конституции РФ было установлено, что это ограничение числа президентских сроков применяется к лицу, занимавшему и/или занимающему должность президента без учёта числа сроков, в течение которых оно занимало и/или занимает эту должность на момент вступления в силу поправки, и не исключает для него возможность занимать должность президента в течение допустимых указанным положением сроков. Президент в России вправе смещать избранных глав субъектов РФ (губернаторов и др.), в том числе при издании актов, противоречащих законодательству РФ, и в связи с «утратой доверия», может распускать представительные органы субъектов РФ с назначением новых выборов.