Правовые институты

Референдум

Рефере́ндум (лат. referendum, буквально – то, что должно быть сообщено; герундив от referro – относить назад, сообщать, докладывать), голосование по вопросу государственного, регионального и местного значения. В латинском языке использовался с существительным, например: propositum quod referendum est populo (предложение, которое должно быть передано народу).

Одно из первых упоминаний о референдуме в встречается в Конституции Великого герцогства Люксембург (1868). Активное развитие институт референдума получил в первой половине 20 в. и нашёл отражение в конституциях Дании (1915), Австрии (1920), Ирландии и Швеции (1922).

На протяжении 20 в. всё большее число европейских государств принимало законодательные акты, гарантирующие право на участие в референдуме. В большинстве стран порядок проведения референдума устанавливается на конституционном уровне (Швейцария, Франция, Италия, Испания); в отдельных государствах – в специальных законодательных актах (Бельгия, Кипр, Чехия, Нидерланды).

Традиционно правом на участие в референдуме обладают лица, наделённые . Предметом референдума являются: ; вступление в организации коллективной безопасности или наднациональные сообщества (Швейцария); полная или частичная отмена законодательного акта (Италия); о договора о вступлении государства в и в (Франция). Действуют и ограничения в отношении предмета референдума. Так, не допускается референдум в отношении законов о налогах и бюджете, об амнистии и помиловании (Италия); о государственной службе, заработной плате и пенсиях, натурализации и экспроприации (Дания).

В зависимости от предмета различают конституционный, законодательный, международно-правовой, административный референдумы.

На конституционный референдум выносится вопрос о принятии новой конституции либо о внесении изменений в действующий текст конституции (Франция, Швейцария). Законодательный референдум предполагает рассмотрение проектов законов, либо вступивших в силу законов (Франция, Швейцария, Италия). Как правило, предметом международно-правового референдума являются вопросы вступления и участия в (Швейцария, Испания). Административный референдум проводится по вопросам государства (Италия).

По правовым последствиям референдумы подразделяются на консультативные и постановляющие. Консультативный референдум проводится в целях выявления мнения большинства избирателей и не обладает обязательным характером (Швейцария, Швеция). Постановляющий референдум проводится с целью вынесения решения, которое носит обязательный характер. В зависимости от территориального уровня проведения различают общегосударственный (Швейцария, Франция), региональный (Италия) и местный (Швейцария, Венгрия) референдумы.

Референдум в Российской Федерации (РФ) – всенародное голосование граждан РФ по вопросам государственного значения. Правом на участие в референдуме обладает гражданин РФ, достигший возраста 18 лет. Не имеет права участвовать в референдуме гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Вопросами референдума в РФ являются: проект новой ; проект или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено РФ; вопросы, отнесённые Конституцией РФ к исключительному ведению РФ и совместному ведению РФ и её субъектов [ст. 6 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 № 5-ФКЗ (Закон о референдуме РФ)].

На референдум РФ не могут выноситься вопросы: об изменении статуса субъекта РФ; о или продлении срока , , а также о проведении досрочных Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ либо о перенесении сроков проведения таких выборов; об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ и др. (ч. 5 ст. 6 Закона о референдуме РФ).

Вопрос, выносимый на референдум, должен исключать возможность его множественного толкования, а также исключать неопределённость правовых последствий принятого на референдуме решения.

Референдум не может назначаться и проводиться в условиях или , введённого на территории РФ, а также в течение 3 месяцев со дня его отмены; в последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также в период , проводимой одновременно на всей территории РФ; в период между официальным опубликованием решения о назначении референдума и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов. Повторный референдум (голосование по вопросам, имеющим по смыслу и содержанию ту же формулировку, что и во­просы, выносившиеся на голосование ранее) не проводится в течение 2 лет после официального опубликования результатов голосования (ст. 7 Закона о референдуме РФ).

Инициатива проведения референдума РФ принадлежит (ст. 14 Закона о референдуме):

  • не менее чем двум миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, − при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ находится не более 50 тысяч из них;

  • – в отношении проекта новой Конституции РФ;

  • федеральным в случаях, предусмотренных международным договором РФ.

Референдум назначается Президентом РФ после получения решения РФ о соответствии инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума Конституции РФ.

Днём голосования определяется любое воскресенье в течение периода от 60 до 100 дней после официального опубликования решения о референдуме. Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днём голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории РФ (ст. 23 Закона о референдуме РФ).

Референдум в РФ признаётся состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины его участников. Решение считается принятым, если за вопрос референдума проголосовало более половины участников референдума, принявших участие в голосовании (части 5 и 7 ст. 80 Закона о референдуме РФ).

Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня официального опубликования результатов референдума. Оно является общеобязательным, действует на всей территории РФ и не нуждается в дополнительном утверждении. Решение, принятое на референдуме, может быть отменено или изменено не иначе как путём принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения.

Законодательством РФ предусматривается наряду с общероссийским проведение также референдума субъекта РФ и местного референдума (на уровне ).

Гражданин РФ или группа граждан вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта РФ и не менее 10 человек − для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

Инициативная группа по проведению референдума обращается в соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с о регистрации группы. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен содержаться вопрос, предлагаемый инициативной группой для вынесения на референдум.

Основанием отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации может быть исключительно нарушение инициативной группой Конституции РФ, , конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке или в вышестоящую комиссию референдума.

  • Активное избирательное право
  • Публичное право
  • Избирательное право
  • Голосование
  • Институты права
  • Федеральные выборы в Российской Федерации