Николай II (российский император)
Никола́й II (Николай II Александрович) [6(18).5.1868, Царское Село, ныне г. Пушкин в составе Санкт-Петербурга – 17.7.1918, Екатеринбург], последний российский император [20.10(1.11).1894 – 2(15).3.1917; коронован 14(26) мая 1896], русский святой. Из династии Романовых. Старший сын императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны. Брат великого князя Михаила Александровича. Племянник великих князей Владимира Александровича, Алексея Александровича, Сергея Александровича, Павла Александровича. Муж [с 14(26) ноября 1894] императрицы Александры Фёдоровны (до принятия православия Алиса Виктория Эллен Луиза Беатриса, принцесса Гессен-Дармштадтская).
Ранние годы
В 1877–1889 гг. под руководством генерала от инфантерии Г. Г. Даниловича получил образование как наследник престола; среди преподавателей «курса высших наук» в течение последних 5 лет – Н. Х. Бунге (экономика и финансы), К. П. Победоносцев (право), М. Н. Капустин (международное право), Е. Е. Замысловский (политическая история), Н. Н. Обручев (военная статистика), Г. А. Леер (стратегия и военная история), М. И. Драгомиров (боевая подготовка войск), Ц. А. Кюи (фортификация).
Завершением его образования стало зарубежное путешествие на фрегате «Память Азова» (1890–1891): великий князь Николай Александрович посетил Австро-Венгрию, Грецию, Египет, Индию, Сиам (Таиланд), Китай и Японию (в г. Оцу на его жизнь было совершено покушение, в результате которого он был легко ранен); во Владивостоке 19(31) мая 1891 г. участвовал в закладке первого участка Транссибирской магистрали, затем сухим путём из Владивостока единственный из династии Романовых проехал через всю Сибирь и возвратился в Санкт-Петербург. Военную службу проходил в гвардии: командир роты лейб-гвардии Преображенского полка (1888), эскадрона лейб-гвардии Гусарского полка (1890), 1-й батареи Гвардейской конно-артиллерийской бригады (1892), 1-го батальона лейб-гвардии Преображенского полка (с 1893); с 1892 г. полковник.
Привлекался отцом к делам по государственному управлению: с 1889 г. присутствовал на заседаниях Государственного совета и Комитета министров, возглавлял Особый комитет для помощи нуждающимся в местностях, пострадавших от неурожая (1891–1893). Возглавлял Комитет Сибирской железной дороги (1893–1905). При сооружении Транссибирской магистрали Николай II взял курс на всемерное поощрение массового переселенчества малоземельных крестьян из Европейской России в Сибирь, участвовал в выработке системы государственной помощи переселенцам, прекратил практику выдворения на прежнее место жительства «самовольных» переселенцев (1895) и др. (организация переселенческого дела стала одним из главных направлений деятельности правительства).
Несмотря на внешнюю эмоциональную бесстрастность, умел располагать к себе людей; императора находили обаятельным человеком. Он обладал изумительной памятью на лица, мог припомнить давнюю мимолётную встречу. Особое расположение испытывал к простым людям, с удовольствием встречался и беседовал с ними, искренне полагал, что народ любит его. Но наиболее близка ему была среда гвардейского офицерства. Внешне казался неуверенным в себе человеком (современники отмечали его нежелание сказать «нет» в лицо своему собеседнику; отставки министров часто следовали вдогонку после благожелательных приёмов у императора); публично выступал нечасто и без особого успеха. Вместе с тем отличался упрямством, не боялся ответственности в решениях, часто брал её на себя. Имел ряд твёрдо усвоенных идей; прежде всего был убеждён в необходимости самодержавия для России, защиты вековых ценностей, к которым относил верную службу дворянства, преданность народа монарху, православие и др. Однако в зависимости от обстоятельств менял политическую тактику. Был убеждён в снисхождении на него Божьего промысла и в своей исключительности как монарха. Из этого проистекала уверенность Николая II в собственной правоте и неподсудности человеческому суду. Своё царствование воспринимал как трудную должность, которую следует исполнять, как «службу» царём. Отвечая на вопрос из переписного листа Всероссийской переписи населения 1897 г., определил своё занятие как «Хозяин Земли Русской». Старался избегать чьего-либо влияния и стремился принимать решения самостоятельно, никогда не имел личного секретаря из-за опасения, что тот может оказать на него воздействие. Унаследовал от отца недоверие к чиновникам, в которых видел преграду в единении монарха с подданными. Главную опору находил в семье, вместе с которой вёл размеренный и вполне скромный образ жизни. Любил физический труд, охоту, прогулки, занятия фотографией, теннис. Имел один из лучших гаражей автомобилей в Европе. Из родственников близкие отношения поддерживал с сёстрами – великой княгиней Ксенией Александровной (1875–1960) и великой княжной Ольгой Александровной (1882–1960). Постоянно общался со своими дядями – родными (великими князьями Алексеем и Владимиром Александровичами) и двоюродными (великими князьями Николаем Николаевичем Младшим и Александром Михайловичем) братьями отца. Был глубоко религиозным человеком, заботившимся об укреплении православия; в частности, настоял на канонизации широко почитавшегося в народе Серафима Саровского, проведённой в 1903 г. На Николая II и императрицу Александру Фёдоровну, у которых в течение почти 10-летнего брака родились четыре дочери, большое влияние оказали переживания из-за долгого отсутствия наследника престола, а после рождения цесаревича Алексея [30 июля (12 августа) 1904] – опасение за здоровье и жизнь неизлечимо больного гемофилией сына. Это способствовало появлению при царском дворе разного рода «целителей», в том числе Антельма Филиппа Низье (1901) и Г. Е. Распутина (1905).
Начало правления
Вступая на престол, император был убеждён в необходимости продолжать политику отца, которая, по его мнению, наилучшим образом отвечала интересам российского народа и государства. Первые 1,5–2 года царствования Николая II отличались некоторой неопределённостью политического курса. Категорические заявления в консервативном духе, например о «бессмысленных мечтаниях» земцев участвовать в государственном управлении, прозвучавшие в его первом публичном выступлении 17(29) января 1895 г., не вполне соответствовали реальным действиям его правительства. Некоторые ведомства (Министерство финансов, Министерство земледелия и государственных имуществ) выразили готовность сотрудничать с местными деятелями и земствами в решении многих вопросов, приветствовали многочисленные съезды предпринимателей и представителей различных профессиональных групп или общественных движений (мукомолов, деятелей по водным путям, по печатному делу, по техническому и профессиональному образованию, врачей, русских фотографов и др.). Сам император поощрял одобрительными резолюциями на докладах начинания земств и частных лиц в народном образовании, выступал за всемерное расширение сети школ, в том числе и специальных (промышленных, технических), что не соответствовало рекомендациям наиболее влиятельного лица из его окружения – обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева. Коронация Николая II была омрачена катастрофой при раздаче подарков народу на торжествах.
В области экономики император, сохранив за С. Ю. Витте пост министра финансов, способствовал дальнейшей индустриализации, принявшей широкий масштаб ещё при Александре III (промышленное производство за 1890-е гг. почти удвоилось). Поддерживал идею привлечения зарубежных инвестиций в российскую экономику. Политика правительства сопровождалась активным наращиванием внешнего долга, который в 1892–1903 гг. вырос с 4,649 до 6,652 млрд руб. (на 43%), однако платежи по долгам возросли только на 15% благодаря низким ставкам и успешным операциям по конверсии займов. В проведении курса на стабилизацию бюджета и укрепление рубля С. Ю. Витте опирался на авторитет и поддержку императора. Среди важнейших мер стало постепенное введение с 1895 г. казённой винной монополии, доходы от которой в значительной степени пополнили государственный бюджет. Обычный (ординарный) бюджет стал стабильно профицитным, чему способствовали не только поступления в казну от косвенных налогов, но и политика таможенного протекционизма, проводимая Николаем II, а также положительное сальдо во внешней торговле. Устойчивость бюджета позволила осуществить денежную реформу, которую император однозначно поддержал, несмотря на сильное сопротивление в Государственном совете. Он принял изложенное 4(16) февраля 1895 г. в докладе Витте предложение ввести золотое обеспечение рубля (см. в статье «Денежные реформы»), утвердил Устав монетный [7(19) июня 1899], объединивший все законоположения денежной реформы. Полученные средства направлялись преимущественно на дальнейшее развитие промышленности и железных дорог, а также на перевооружение армии и строительство флота. Под непосредственным руководством Николая II происходило беспрецедентное по скорости сооружение крупнейшей в мире Транссибирской магистрали, в конечном итоге связавшей Санкт-Петербург с Владивостоком, Атлантический океан – с Тихим океаном.
Политика императора в социальной сфере не была столь последовательной, как экономическая, и явно отставала от темпов экономического развития и вызванных им трансформаций. В рабочем вопросе он продолжил политику попечительства; 2(14) июня 1897 г. был принят закон об ограничении рабочего времени до 11,5 ч (меньше в ночное время). Несмотря на призывы различных общественных деятелей принять действенные меры в решении важнейшего для России аграрно-крестьянского вопроса, долго откладывал его рассмотрение (новая власть мало что добавила к акциям Александра III 1880-х гг. – снижению выкупных платежей, отмене подушной подати, созданию Крестьянского поземельного банка). В сановных кругах всё больше говорили о проблемах крестьянского хозяйствования, о малоземелье в центральных губерниях страны, тем не менее император и часть его окружения отклоняли все предложения приступить к глубоким реформам (в частности, к созданию условий для свободного выхода крестьян из общины), объясняя это опасностью пауперизации крестьянства.
В сфере национальной политики Николай II продолжил унификацию окраин, ограничивая автономию в управлении, использование национальных языков. В 1898–1904 гг. наступление на автономию Великого княжества Финляндского (ВКФ) по согласованию с императором осуществлял финляндский генерал-губернатор Н. И. Бобриков. Манифестом от 3(15) февраля 1899 г. Николай II изъял из юрисдикции Сейма ВКФ и передал в верховные инстанции Российской империи вопросы, имевшие «общегосударственное значение», при этом их круг не был чётко очерчен (это позволило, например, вопреки мнению Сейма ВКФ, в 1901 ликвидировать финляндские вооружённые силы). Стремление поставить под контроль правительства Армяно-григорианскую Церковь привело к подписанию императором закона от 12(25) июня 1903 г. о передаче её имущества под управление ряда ведомств [вернул церковное имущество указом от 1(14) августа 1905].
Во внешней политике Николай II рассматривал русско-французский союз, заключённый императором Александром III, в качестве основы стабильности в Европе. Сохранял близкие отношения со своим кузеном – кайзером Германии Вильгельмом II. Отказ императора от планов захвата пролива Босфор в 1896 г. позволил урегулировать отношения Российской империи с Австро-Венгрией (1897). Выступил инициатором первой из Гаагских конференций мира 1899 и 1907 гг. Считал Великобританию основным противником России. На восточном направлении вынашивал амбициозные планы присоединения к России или подчинения её влиянию части Китая, а также Тибета, Афганистана, Персии, «освобождения» Индии от англичан. В 1895 г. был готов пойти на вооружённый конфликт с Японией для пресечения японской агрессии на континенте, взяв курс на достижение соглашения с Китаем. Участвовал в переговорах с представителями китайского правительства, завершившихся Московским договором 1896 г. (предусматривал строительство Китайско-Восточной железной дороги). Заключил русско-китайскую конвенцию 1898 г. о долгосрочной аренде части Ляодунского п-ова (в 1899 образовал там Квантунскую область). В 1897 г. после визита в Россию короля Сиама Чулалонгкорна между двумя странами были установлены дипломатические отношения. Вопреки возражениям С. Ю. Витте в 1898 г. поддержал планы А. М. Безобразова, великого князя Александра Михайловича, В. М. Вонлярлярского и др. по усилению российского влияния в Корее. Согласился на прекращение в начале 1903 г. эвакуации из Маньчжурии российских войск [находились там согласно русско-китайскому соглашению от 26 марта (8 апреля) 1902 г. после подавления движения Ихэтуань]. Дальневосточная политика Николая II способствовала росту напряжённости в этом регионе, приведшей в конечном счёте к русско-японской войне 1904–1905 гг.
Политическое маневрирование на рубеже веков
Процессы, происходившие в экономике страны, сложно и противоречиво взаимодействовали со многими сторонами жизни общества. Стремительно менялись социальная структура, условия, темпы и качество жизни граждан, их сознание. Столкновение интересов вызывало социальное и психологическое напряжение, активизацию общественной инициативы и общественно-политического движения в различных формах. Однако император и его сановники воспринимали сословную структуру российского общества по-прежнему как устойчивую: опору власти они видели в дворянстве и крестьянстве, не учитывая, что сами эти сословия претерпевали существенную трансформацию.
На рубеже 19–20 вв. обстановка в империи стала накаляться. С 1899 г. началась волна студенческих выступлений. В это же время оформлялись российские революционные политические партии (эсеры, социал-демократы), активизировалось либерально-оппозиционное земское движение. Социальная и политическая ситуация резко осложнилась с началом экономического кризиса 1900–1903 гг. В условиях нарастания социальной напряжённости Николай II прибег к тактике политического маневрирования. С одной стороны, в ответ на террор против представителей власти (были убиты министры – народного просвещения Н. П. Боголепов в 1901, внутренних дел Д. С. Сипягин в 1902; совершены покушения на ряд других сановных лиц) новый министр внутренних дел В. К. Плеве усилил борьбу с революционным движением.
С другой стороны, в 1902 г. Николай II распорядился подготовить некоторые реформы. В частности, было созвано Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности под председательством С. Ю. Витте (1902–1905) с образованием местных комитетов, привлёкших к своей деятельности множество компетентных лиц. В рекомендациях Совещания говорилось о необходимости установить правовое равенство крестьян с другими сословиями и облегчить выход отдельных домохозяев из общины. Стремясь ослабить социальное напряжение, пока готовятся серьёзные преобразования в крестьянской политике, Николай II издал Манифест от 26 февраля (11 марта) 1903 г. (составлен князем В. П. Мещерским, отредактирован Плеве и его сотрудниками, сгладившими многие фразы и посулы), в котором, требуя от общества лояльности к власти, обещал проявить заботу о дворянстве и крестьянстве, ослабить узы общины, расширить компетенцию органов самоуправления. Утвердил 12(25) марта 1903 г. мнение Государственного совета, которым в Европейской России отменена круговая порука членов крестьянской общины за исправный платёж государственных податей и сборов (ещё раньше, в 1899, её применение было значительно ограничено).
Принятые меры успокоения не дали: продолжались террористические акты, а в июле – августе 1903 г. на юге России и в Закавказье произошла массовая политическая стачка (участвовало около 200 тыс. рабочих). Возникли нелегальные организации земских либералов – Союз земцев-конституционалистов (1903) и Союз освобождения (1904). Подъём массовых патриотических и верноподданнических настроений в связи с началом 27 января (9 февраля) 1904 г. русско-японской войны продолжался недолго. После убийства В. К. Плеве эсерами 15(28) июля 1904 г. власть начала уступать, император назначил министром внутренних дел реформаторски настроенного князя П. Д. Святополк-Мирского и пообещал в дальнейшем, после «успокоения», некоторые преобразования. Их суть была изложена в одобренном Николаем II Всеподданнейшем докладе Святополк-Мирского от 24 ноября (7 декабря) 1904 г.: ограничение административного произвола, провозглашение свободы личности, расширение компетенции земств, пересмотр законодательства о крестьянах и проведение политики веротерпимости. Из составленного на основании этого доклада Высочайшего указа Комитету министров от 12(25) декабря 1904 г. ещё один пункт – о привлечении выборных в состав Государственного совета – император в последний момент вычеркнул.
Реформы Николая II
Война с Японией складывалась для России крайне неудачно и породила в российском обществе подозрения и обвинения в профессиональной непригодности высших военных чинов. Авторитет правительства падал, настроения общества радикализировались. Вскоре после сдачи японцам Порт-Артура, переживавшейся в России как национальное бедствие, в столице 9(22) января 1905 г. состоялось шествие рабочих (25–30 тыс. человек) к Зимнему дворцу с целью передать императору петицию (сам Николай II находился в этот момент в Царском Селе), в которой говорилось о вере в царя и одновременно содержалось требование созвать Учредительное собрание. Нескоординированные действия растерявшихся властей закончились расстрелом демонстрантов (эти события получили название «Кровавое воскресенье» 1905 г.). Ответом на него стал взрыв антиправительственных выступлений, переросший в революцию 1905–1907 гг., коренным образом изменившую ситуацию в стране. Императора потрясли убийство московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича эсером И. П. Каляевым 4(17) февраля 1905 г., июньское восстание на Черноморском флоте. Новый импульс получило недовольство на национальных окраинах. Усилилась кампания массового неповиновения центральной власти в ВКФ, начавшаяся ещё в 1904 г. [Николай II был вынужден 22 октября (4 ноября) 1905 г. отменить большинство постановлений 1899–1904, принятых без согласия финляндского Сейма]. Начались волнения в Польше и Закавказье, где открыто раздавались требования о предоставлении автономии и даже независимости.
Реформа государственного строя
На заседаниях Совета министров 3(16) и 11(24) февраля 1905 г. Николай II поднял вопрос о привлечении к законотворческой работе выборных представителей населения. В рескрипте на имя нового министра внутренних дел А. Г. Булыгина от 18 февраля (3 марта) император пообещал призвать народных избранников к участию в законодательном процессе и в тот же день издал указ, в котором разрешил частным лицам и различным обществам обращаться в Совет министров с планами политических реформ. Указом от 17(30) апреля 1905 г. об укреплении начал веротерпимости Николай II впервые допустил свободный переход из православия в другие христианские конфессии, легализовал старообрядческие общины, разрешил лицам, числящимся православными, но в действительности исповедующим нехристианскую веру, к которой до присоединения к православию принадлежали сами они или их предки, по их желанию быть исключёнными из числа православных, воспретил в дальнейшем именовать «ламаитов» идолопоклонниками и язычниками и прочее.
До лета 1905 г. Николай II испытывал колебания относительно прерогатив и формы деятельности предполагаемого депутатского органа, склоняясь к возрождению земских соборов. Однако в июне разделил точку зрения Совета министров, выступившего в пользу проекта создания Государственной думы (подготовлен в Министерстве внутренних дел С. Е. Крыжановским). Обсуждая на Петергофских совещаниях 19 июля (1 августа) – 26 июля (8 августа) 1905 г. избирательный закон, Николай II сосредоточился на проблеме обеспечения лояльного состава Думы, сделал ставку на крестьянский монархизм и преобладание в будущем народном представительстве депутатов от крестьян. Манифестом 6(19) августа 1905 г. возвестил об учреждении законосовещательной Думы (в литературе получила название «Булыгинская дума»), созвать её планировалось не позднее середины января 1906 г.
Политические катаклизмы и война пошатнули финансы: в 1904 г. государственный бюджет был сведён с дефицитом в 333,9 млн руб., в 1905 г. – в 386,7 млн руб. В конце 1905 г. Николай II даже подписал указ о приостановке свободного размена бумажного рубля на золото, но он не был введён в действие (баланс бюджета восстановлен только в 1908). На фоне нараставшей революции и осложнения финансовой ситуации, приведшего к нехватке денег для продолжения войны, Николай II санкционировал начало переговоров с Японией о мире, лично давал инструкции российской делегации в Портсмуте (возглавлялась С. Ю. Витте) по подписанию Портсмутского мира 1905 г., запретил идти на уплату прямой контрибуции и уступки в территориальных вопросах (согласился на передачу противнику только южной части о. Сахалин).
Решение об учреждении Думы и завершение русско-японской войны не остановили вал антиправительственных выступлений. С 10(23) октября 1905 г., во время Октябрьской всеобщей политической стачки 1905 г. и нараставшего паралича законной власти в Санкт-Петербурге, где в ночь на 14(27) октября начал действовать Совет рабочих депутатов, Николай II фактически оказался изолированным в Царском Селе. Какое-то время он даже не исключал возможности отъезда своей семьи за границу (в ноябре 1905 поместил на имя дочерей в банкирском доме Мендельсонов в Германии ценные бумаги на сумму свыше 460 тыс. фунтов стерлингов и около 1,8 млн немецких марок).
В октябре 1905 г. председатель Комитета министров С. Ю. Витте поставил перед императором дилемму: или установление диктатуры, или радикальные политические реформы, подталкивая монарха ко второму пути. После трудных раздумий и совещаний Николай II выбрал путь дальнейших преобразований. Взяв всю ответственность на себя, Манифестом 17 октября 1905 г. он провозгласил гражданские свободы, придал Думе законодательный статус, обещал расширить круг избирателей [изменения в избирательный закон внёс указом от 11(24) декабря 1905]. Одновременно указом от 19 октября (1 ноября) 1905 г. реформировал Совет министров, впервые тем самым создав объединённое правительство. Его председателем назначил Витте, который с санкции Николая II пригласил войти в правительство лидеров либеральной оппозиции (которые выдвинули неприемлемые для власти условия, и соглашение не состоялось).
В рескрипте митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию (Вадковскому) 27 декабря 1905 г. (9 января 1906) Николай II обещал созвать Поместный собор, однако дату его созыва так и не назначил. В 1906 г. император утвердил решение Синода об учреждении Предсоборного присутствия, на котором впервые в истории Церкви духовенство и миряне широко обсуждали внутрицерковную жизнь и планы реформ церковного устройства, в том числе восстановление патриаршества и введение приходского самоуправления.
Утвердил Временные правила о печати 1905–1906 гг. (согласно которым был установлен уведомительный порядок открытия периодических изданий, отменена предварительная цензура), указом от 4(17) марта 1906 г. – Временные правила об обществах и союзах (вместо разрешения властей на их организацию была введена регистрация, что означало легализацию политических партий, не выступавших за изменение государственного строя). Вместе с тем 24 августа (6 сентября) 1906 г. он утвердил особый журнал Совета министров, запрещавший государственным служащим состоять в политических партиях, чьи программы противоречили существовавшей форме государственного устройства.
Одновременно с реформами Николай II использовал и силовые методы. На подавление Декабрьских вооружённых восстаний 1905 г. в городах и аграрных волнений в деревне (крестьяне громили имения помещиков, местами захватывали их землю и хлеб, самовольно производили порубки леса) были направлены карательные отряды. Император пытался отделить «смутьянов» от тех людей, которые ограничивались экономическими требованиями (участники экономических забастовок с конца 1905 освобождались от уголовного наказания). Столкнувшись с фактом массового крестьянского неповиновения властям, выступавшим от его имени, Николай II, однако, оставался верным своим иллюзиям о преданности мужика царю и по-прежнему не допускал мысли об ущемлении интересов дворянства: категорически отверг представленный ему С. Ю. Витте 10(23) января 1906 г. проект Н. Н. Кутлера о возможности принудительного отчуждения части помещичьих земель для решения аграрного вопроса.
Указом императора от 20 февраля (5 марта) 1906 г. Государственный совет был преобразован в верхнюю законодательную палату (половина её членов назначалась императором, половина избиралась – от дворянства, земств, торгово-промышленных обществ и др.), она должна была служить противовесом Государственной думе, в случае если депутатское большинство в ней окажется революционно настроенным.
В Основных государственных законах 1906 г., утверждённых императором 23 апреля (6 мая), говорилось, что верховная самодержавная власть (Николай II согласился вычеркнуть из текста слово «неограниченная») принадлежит императору, который осуществляет законодательную власть «в единении» с Государственной думой и Государственным советом. Своими решениями о реформировании российской государственности Николай II вызвал недовольство апеллировавших к нему сторонников неограниченного самодержавия, успокоил, по крайней мере на время, умеренную часть либеральной оппозиции, но не радикальных противников монархии.
В апреле/мае 1906 г., накануне начала заседаний Думы, император, вопреки ожиданиям С. Ю. Витте, принял его отставку с поста председателя Совета министров. Несмотря на то что большинство Думы составляли левые депутаты, Николай II на встрече с народными избранниками в Зимнем дворце 27 апреля (10 мая) 1906 г. призвал их к сотрудничеству. Но большинство нижней палаты народного представительства потребовало политической амнистии, немедленного законодательного оформления гражданских свобод, провозглашённых Манифестом 17 октября 1905 г., радикальных реформ в аграрной сфере, предоставления бóльших прав национальным окраинам и введения ответственности правительства перед Думой. Видя невозможность взаимодействия депутатов и правительства, Николай II, не меняя пока избирательного закона, решился на досрочный роспуск Думы 8(21) июля 1906 г. и отставку правительства (новым премьером был назначен П. А. Столыпин). Часть депутатов в ответ на роспуск Думы выступила с Выборгским воззванием, призвав население к пассивному неповиновению властям.
Реформы в аграрно-крестьянской сфере
Летом – осенью 1906 г., в период наивысшего подъёма крестьянского движения в стране, Николай II начал осуществлять комплекс мероприятий, предложенный новым правительством: подписал закон от 12(25) августа о передаче Крестьянскому поземельному банку части удельных земель для продажи их крестьянам (1,9 млн десятин, или более чем 2 млн га), а также указы от 27 августа (9 сентября) о порядке продажи крестьянам казённых земель (7 млн десятин, или свыше 7,6 млн га; цена на них устанавливалась как капитализированная арендная плата) и от 19 сентября (2 октября) об отводе переселенцам из Европейской России всех свободных кабинетских земель на Алтае. Другая группа мер касалась изменения правового положения крестьянского сословия. Указом от 5(18) октября 1906 г. император завершил уравнение крестьян в правах с другими сословиями: им была дана возможность без ограничений поступать на государственную службу, свободно выходить из общины, передвигаться по стране и выбирать место жительства; крестьяне и в азиатской части России освобождались от круговой поруки. Крестьянский поземельный банк 19 октября (1 ноября) 1906 г. получил разрешение выдавать ссуды под надельные земли (они фактически приравнивались к частной собственности); 15(28) ноября был разрешён залог надельных участков. Несмотря на отсутствие в обществе единства мнений относительно роли и судьбы общины и ожесточённые дискуссии по этим вопросам, Николай II одобрил столыпинскую аграрную реформу [начата указом императора от 9(22) ноября 1906]. Он полностью отменил 1(14) января 1907 г. выкупные платежи, тем самым досрочно прекратив выкупную операцию, считая эту меру более существенной, чем дарование гражданских свобод. Вместе с тем 19 августа (1 сентября) 1906 г. утвердил журнал Совета министров, которым учреждались военно-полевые суды в местностях, находившихся на чрезвычайном (27 губерний в августе 1906) и военном (40 губерний) положении; деятельность этих судов вполне соответствовала позиции Николая II: «лишь казнь немногих предотвратит моря крови». Однако не все инициативы правительства П. А. Столыпина получили поддержку императора. Осенью 1906 г. Николай II, ссылаясь на свой «внутренний голос», отказался утвердить решение правительства о смягчении ограничения иудеев в правах.
Состав 2-й Думы [20 февраля (5 марта) – 3(16) июня 1907] оказался ещё более радикальным, депутаты выступили против проводимых правительством аграрных преобразований и предложили, как и депутаты 1-й Думы, проекты муниципализации, социализации всей земли или принудительного отчуждения части помещичьей земли за выкуп, допускали оскорбительные выпады не только против правительства и армии («зурабовский инцидент»), но и лично Николая II. Манифестом и Указом от 3(16) июня 1907 г. император досрочно распустил Думу, а также объявил об изменении избирательного закона (не имел права менять его без одобрения Государственной думы и Государственного совета), в тот же день утвердил новое Положение о выборах в Думу. Эти действия вошли в историю как «третьеиюньский переворот» 1907 г. Новый избирательный закон дал преимущество на выборах землевладельцам, а не крестьянам и привёл к формированию умеренной 3-й Государственной думы, с которой правительство П. А. Столыпина наладило сотрудничество. Затухание революционного пожара позволило Николаю II проводить более жёсткую политику.
Политика Николая II в новой государственно-политической системе
Император сохранил недоверие к Государственной думе и стремился ограничить её права, однако, пользуясь своим правом вето, отклонил лишь два законопроекта, одобренных Думой: о штатах Морского генерального штаба (1909; настоял на изъятии вопросов обо всех нестроевых штатах Военного и Морского министерств из ведения Думы) и об отмене правовых ограничений для лиц, утративших духовный сан (1911).
С 1908 г. Николай II восстановил курс на усиление интеграции ВКФ с Российской империей, к 1914 г. была разработана её программа (приведение в соответствие с общероссийскими нормами законодательства условий государственной и экономической жизни ВКФ), которая не была реализована из-за начала Первой мировой войны. 23 июня (6 июля) 1912 г. Николай II утвердил закон о выделении из состава Варшавского генерал-губернаторства вновь образуемой Холмской губернии, где бо́льшая часть населения была православной. В Польше закон был воспринят как покушение на её территориальную целостность и вызвал сильные протесты.
Николай II открыто симпатизировал крайне правым, встречался с их представителями, принял знак Союза русского народа, хотя в целом поддерживал курс правительства, опиравшегося на фракции октябристов и национальную в Государственной думе. Однако к 1910 г. у него осложнились отношения с главой правительства, Николай II стал испытывать своего рода ревность к его растущей популярности и проявлять недовольство негативным отношением П. А. Столыпина к Г. Е. Распутину, что император рассматривал как вмешательство в частную жизнь его семьи. Отражением этих скрытых от непосвящённых противоречий в верхах стал кризис правительства 1911 г.: в марте император сначала позволил правым «голосовать по совести» в Государственном совете по правительственному законопроекту о введении земства в западных губерниях России (был провален), а затем уступил Столыпину и, приостановив заседания обеих палат парламента на 3 дня, утвердил закон в порядке чрезвычайного законодательства.
К этому времени экономика России вернулась к ускоренному темпу роста. Начавшийся в 1908 г. после длительного кризиса и депрессии экономический подъём привёл к тому, что в 1913 г. Россия достигла наивысшей точки развития за время существования империи. Её население превысило 174 млн человек (увеличилось по сравнению с 1897 примерно на 23%). Удачные в сельскохозяйственном отношении 1913–1914 гг. дали рекордные урожаи зерновых (свыше 4 млрд пудов, или 65,5 млн т в год). Разительными были успехи промышленности (рост металлургии с начала века – на 60–70%, машиностроения – более чем в 2 раза). Государственный бюджет в 1913 г. превысил 3 млрд руб. Доля России по объёму ВВП в мировой экономике также выросла – с 5% (1900) до 5,3% (1913; 5-е место в мире). Уровень материального благополучия подданных Николая II повышался: за 1910–1914 гг. размер вкладов и ссуд в учреждениях мелкого кредита возрос почти в 2 раза; сумма вкладов только в сберегательных кассах в 1914 г. достигла почти 1,7 млрд руб. Однако по ключевому показателю – производства на душу населения – Россия по-прежнему отставала от ведущих стран мира. Продолжительность жизни была на 15–20 лет ниже, чем в европейских странах (прежде всего из-за высокой детской смертности). Cреди взрослых грамотные составляли около 1/5 части (с 1906 взят курс на введение всеобщего начального обучения, позднее Николай II одобрил значительный рост расходов на нужды просвещения: в 1913 – 4,3% всего бюджета).
Помимо данных об экономическом росте, оптимизма Николаю II добавляли демонстрации преданности императору многотысячных толп народа в ходе небывалых по масштабам торжеств по случаю 200-летия Полтавской битвы (1909), 100-летия Бородинского сражения (1912) и 300-летия Дома Романовых (1913). Самому Николаю II и многим его сановникам, в том числе В. Н. Коковцову, преемнику П. А. Столыпина, погибшего в 1911 г. от рук террориста, казалось, что можно обойтись без дальнейших реформ. В июне 1914 г., после отклонения Думой правительственного законопроекта о городовом положении в Царстве Польском, Николай II поставил перед Советом министров вопрос о превращении Думы в законосовещательный орган, ссылаясь на недопустимость ситуации, когда обещанные монархом меры не находят поддержки одной из палат парламента. Эта инициатива была воспринята с одобрением только министром внутренних дел Н. А. Маклаковым, и Николай II не стал настаивать.
Николай II много внимания уделял развитию вооружённых сил, особенно восстановлению флота. Всемерно поощрял развитие военной авиации. Провёл военные реформы 1905–1912 гг. В 1906–1913 гг. ежегодные расходы Военного и Морского министерств были увеличены почти вдвое (с 421 до 826 млн руб.), а в сумме достигли почти 5 млрд руб., в бюджете 1913 г. превысили 25%. В царствование Николая II Россия имела самую многочисленную армию в мирное время (свыше 1,3 млн чел. к 1913 без учёта флота).
После неудач на Востоке Николай II переориентировал внешнеполитическую активность России на Запад. В основе его нового курса, осуществляемого министром иностранных дел А. П. Извольским, лежало стремление балансировать между Великобританией и Германией, урегулировать споры с Австро-Венгрией на Балканах. По российско-британской Петербургской конвенции 1907 г. стороны поделили сферы влияния в Персии (север – за Россией, юг – за Великобританией), Афганистане (Россия отказалась от всяких претензий на влияние) и Тибете (были зафиксированы специальные интересы двух империй). Конвенция открыла путь к нормализации российско-британских отношений и формированию трёхсторонней Антанты. Упрочению европейских позиций России не смог помешать даже Боснийский кризис 1908–1909 гг., принёсший тяжёлое поражение российской дипломатии.
Существование весьма влиятельной германофильской партии в верхах и неоднократные попытки Николая II и германского императора Вильгельма II договориться между собой [у о. Бьёркё (ныне Большой Берёзовый), когда был заключён противоречивший русско-французскому союзу Бьёркский договор 1905 г., не вступивший, однако, в силу из-за противодействия министра иностранных дел В. Н. Ламздорфа и других министров; в Свинемюнде (ныне Свиноуйсьце, Польша) в 1907; в Потсдаме в 1910, где было заключено Потсдамское соглашение 1911 г. о концессиях в Азии] так и не привели к сближению двух держав. Экономические противоречия и агрессивная германская внешняя политика (Марокканские кризисы 1905, 1911, действия в Османской империи, поддержка Австро-Венгрии в её притязаниях на Балканах) отталкивали Россию от Германии и побуждали её сближаться со странами Антанты.
Первая мировая война и кризис думско-монархической системы правления
Вступлению России в 1-ю мировую войну предшествовало несколько дней колебаний Николая II, но под давлением окружения (в первую очередь великого князя Николая Николаевича Младшего и министра иностранных дел С. Д. Сазонова) 17(30) июля 1914 г. он всё-таки распорядился начать общую мобилизацию со следующего дня. 19 июля (1 августа) 1914 г. Германия объявила войну России. Выступления Николая II 20 июля (2 августа) в Санкт-Петербурге и 4(17) августа в Москве встретили почти всеобщее одобрение в стране, охваченной национальным порывом. Оппозиция (либералы и часть революционеров, за исключением большевиков и левого крыла меньшевиков и эсеров) поддержала власть, отложив разногласия с ней до победы. Тогда почти все думали, что война продлится не более нескольких месяцев. Николай II полагал, что победа над Германией позволит России овладеть Черноморскими проливами и Константинополем, что подразумевалось англо-франко-русским соглашением 1915 г., не исключалось также овладение и некоторыми другими территориями в Турции (соглашение Сайкс – Пико 1916).
Война побудила Николая II к некоторым существенным мерам во внутренней политике. Он издал указ от 18(31) июля 1914 г. о запрещении торговать спиртными напитками в местностях, объявленных на военном положении (фактически указ исполнялся по всей России). Николай II резко сократил продолжительность сессий Государственной думы (после начала войны Дума не собиралась полгода), что вызвало недовольство либеральных кругов.
Военные неудачи 1915 г. заставили Николая II пойти навстречу требованиям либеральной оппозиции. Он образовал Особые совещания для руководства экономикой в условиях военного времени. В них, наряду с чиновниками, вошли депутаты Государственной думы, члены Государственного совета, представители предпринимательских организаций. Однако либералы настаивали на большем. Под их сильным давлением Николай II в июне 1915 г. уволил обер-прокурора Синода В. К. Саблера, министра внутренних дел Н. А. Маклакова, министра юстиции И. Г. Щегловитова, военного министра В. А. Сухомлинова, но оставил председателя Совета министров И. Л. Горемыкина.
Ещё одним симптомом раскола в сферах власти стало не поддержанное большинством министров решение Николая II 23 августа (5 сентября) 1915 г., в условиях отступления российских войск, принять на себя верховное командование ими (разрабатывал военные операции начальник штаба Верховного главнокомандующего генерал от инфантерии М. В. Алексеев). Теперь военные неудачи стали связываться с именем императора. Кроме того, отсутствие Николая II в столице (бо́льшую часть времени проводил в Ставке) задерживало многие решения, на передачу же полномочий Николай II шёл очень редко (известна, например, практика «бланковых указов» с подписью Николая II о прекращении текущей и начале новой сессии Думы, на которых глава Совета министров должен был проставить по своему усмотрению даты). Отсутствие Николая II в Петрограде приводило к вовлечению императрицы Александры Фёдоровны в решение различных конкретных вопросов (от понижения стоимости проезда в столичном трамвае до снабжения армии боеприпасами), что вызывало в обществе различные кривотолки.
Консолидация умеренной оппозиции в Думе и Государственном совете (от кадетов до части националистов) вылилась в создание 22 августа (4 сентября) 1915 г. «Прогрессивного блока», потребовавшего смены правительства на «кабинет доверия» из общественных деятелей и чиновников. В оппозиции к верховной власти оказались многие члены военно-промышленных комитетов. 21 августа (3 сентября) ряд министров в письменной форме заявили о невозможности работать под руководством И. Л. Горемыкина. Однако Николай II занял твёрдую позицию, встав на защиту председателя Совета министров: 16(29) сентября он вызвал министров в Ставку и сделал им резкий выговор, затем отправил в отставку противников Горемыкина – князя Н. Б. Щербатова, А. Д. Самарина, А. В. Кривошеина, С. Д. Сазонова, А. А. Поливанова и П. А. Харитонова. Эти и последующие скорые отставки и назначения получили в обществе название «министерской чехарды»: за годы 1-й мировой войны были смещены 4 главы правительства, 30 министров, около 300 крупных чиновников. Ситуация осложнялась неудачными назначениями непопулярных премьер-министров (Б. В. Штюрмера, князя Н. Д. Голицына).
Обсуждение государственного бюджета в Думе в феврале 1916 г. показало, что финансовые вопросы империи выведены из её компетенции. Расходы на войну осуществлялись из т. н. военного фонда, подконтрольного только императору, размер их только за 8 месяцев 1916 г. составил свыше 8,2 млрд руб., что значительно превосходило бюджет, одобряемый Думой (по проекту доходы должны были составить 2,9 млрд руб., а расходы – 3,25 млрд руб.). Система двух бюджетов – гражданского и военного – явилась одним из факторов нарастающего противостояния Николая II и Думы. Отдельные жесты, вроде посещения Николаем II 9(22) февраля 1916 г. в первый раз Таврического дворца, где заседала Дума, или назначения на министерские должности думских депутатов (А. Н. Хвостова, А. Д. Протопопова), не меняли ситуации. В июне 1916 г. Николай II настоял на сокращении заказов и кредитов Земгору (его доля в военных заказах не превышала 3–5%, в поставках – 2–3%, а субсидий к осени 1916 г. он получил на сумму свыше 550 млн руб.; своих средств общественные деятели собрали менее 10 млн руб.). Оппозиция представила это решение как исключительно политический шаг.
Николай II терял поддержку даже у преданных сторонников: в феврале – марте 1916 г. стали очевидными его расхождения с монархистами, возмущавшимися ролью, которую играл при дворе Г. Е. Распутин. На начавшейся в ноябре 1916 г. сессии Думы оппозиция устроила настоящий штурм власти, с резкой критикой выступили как кадеты (П. Н. Милюков), так и монархисты (В. М. Пуришкевич). Почти неприкрытые обвинения Милюковым императрицы Александры Фёдоровны в измене, хотя и были явно надуманными (намёки на германофильство императрицы и её стремление к заключению сепаратного мира ни на чём не основывались), вызвали огромный резонанс. Широко распространились слухи, порочившие как самого Николая II, так и его семью, велись разговоры о подготовке дворцового переворота. Большинство членов Императорской фамилии в конце 1916 г. поддержали требования «Прогрессивного блока». Власть теряла управление страной: в конце 1916 г. Департамент полиции признал, что не в состоянии контролировать ситуацию в России. Однако Николай II возможные преобразования откладывал до окончания войны, полагая, что народ по-прежнему верен ему, а за оппозицией стоит лишь ограниченный круг либеральной интеллигенции и часть знати.
Отречение от престола и гибель Николая II
В дни Февральской революции 1917 г. Николай II находился в Ставке в Могилёве и располагал неполной и противоречивой информацией о масштабах и характере событий в столице. Массовое и открытое недовольство перебоями в поставках хлеба начало проявляться в Петрограде с 23 февраля (8 марта) 1917 г., что и явилось прологом революции. Председатель Думы М. В. Родзянко 26 февраля (11 марта) вновь поставил перед Николаем II вопрос о «министерстве доверия», но Николай II оставил его без внимания. 27 февраля (12 марта) власть потеряла контроль над столицей. Депутаты Думы образовали Временный комитет для водворения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами, одновременно возник Петросовет, настроенный на низвержение императорской власти как таковой. В тот же день Николай II направил карательный отряд под командованием генерала от артиллерии Н. И. Иванова, который должен был, объединившись в районе Царского Села с войсками, присланными с фронта, подавить беспорядки в Петрограде. После 2 ч ночи 28 февраля (13 марта) сам Николай II выехал из Могилёва в Царское Село. Однако проезд императора в окрестностях столицы был блокирован как усилиями думских депутатов, установивших контроль над железными дорогами (А. А. Бубликов), так и стремительным распространением революции.
К 19 ч 1(14) марта Николай II оказался в Пскове, где узнал от командующего Северным фронтом генерала от инфантерии Н. В. Рузского, что правительства фактически нет, а столица в руках революционных масс. В ночь на 2(15) марта Николай II под давлением Рузского и М. В. Алексеева согласился даровать «ответственное министерство» во главе с председателем Думы Родзянко и одновременно отменил поход Иванова на Петроград. Однако через несколько часов Родзянко сообщил, что решение запоздало и что революция поставила ребром уже «династический вопрос» (незадолго до этого в столице было образовано Временное правительство). Под совместным давлением Алексеева и Рузского, подкреплённым телеграммами командующих фронтами, Николай II около 15 ч 2(15) марта решил, «ради удержания армии на фронте и спокойствия», отказаться от престола в пользу сына Алексея при регентстве своего брата – великого князя Михаила Александровича (в тот же день записал в дневнике: «Кругом измена, и трусость, и обман»). Однако поняв, что в таком случае Алексей неизбежно будет жить вне его семьи, Николай II изменил решение.
2(15) марта около 22 ч представители Временного комитета Государственной думы В. В. Шульгин и А. И. Гучков, прибывшие в Псков, после недолгого обсуждения приняли отречение Николая II не только за себя, но и за цесаревича Алексея в пользу великого князя Михаила Александровича. Соответствующий документ, оформленный как телеграмма в Ставку начальнику штаба, Николай II подписал в 2 экземплярах, помеченных 15 ч и 15 ч 5 мин; один из них был передан А. И. Гучкову в 23 ч 40 мин. Одновременно были составлены указы о назначении председателем Совета министров князя Г. Е. Львова, а Верховным главнокомандующим – великого князя Николая Николаевича Младшего. Чтобы не создавалось впечатления, что решения приняты под давлением приехавших, время указов Сенату о назначениях было проставлено как 14 ч. Впоследствии документ об отречении Николая II вызвал дискуссию. Отречение за несовершеннолетнего сына было невозможно по закону. Некоторые исследователи усмотрели в поступке Николая II и в последовавшем затем возвращении в Могилёв хитроумный расчёт: в случае изменения обстановки он мог объявить отречение незаконным и вернуться к власти. Сам Николай II утверждал, что его решение было продиктовано исключительно нежеланием расстаться с тяжелобольным сыном. Шульгин с Гучковым понимали юридическую сомнительность такого документа, но приняли «незаконный» акт отречения, т. к. в противном случае Совет рабочих и солдатских депутатов, уже заседавший в Таврическом дворце, мог низложить монархию как таковую.
После отречения Николай II был объявлен арестованным, 9(22) марта он прибыл из Могилёва в Царское Село, где воссоединился с семьёй.
Первоначально Николай II не собирался покидать Россию, намеревался жить в Крыму, но вскоре выразил готовность оставить страну. 10(23) марта в ответ на запрос Милюкова британское правительство ответило согласием на переезд царской семьи в Великобританию, однако уже 10(23) апреля отменило своё решение. 1(14) августа 1917 г. Временное правительство отправило бывшего императора и его семью в Тобольск, объяснив это заботой об их безопасности. После Октябрьской революции 1917 г. и падения Временного правительства большевики в мае 1918 г. перевезли их в Екатеринбург.
В ночь с 16 на 17 июля 1918 г. по решению Президиума Уральского областного совета Николай II, его супруга Александра Фёдоровна, дочери – великие княжны Ольга [род. 3(15).11.1895], Татьяна [род. 29.5(10.6).1897], Мария [род. 14(26).6.1899] и Анастасия [род. 5(18).6.1901] Николаевны, сын цесаревич Алексей Николаевич и сопровождающие [лейб-медик Е. С. Боткин (из рода Боткиных), лакей А. Е. Трупп, повар И. М. Харитонов, горничная А. С. Демидова] были расстреляны в подвале дома Н. Н. Ипатьева, их тела пытались уничтожить и скрыть за городом.
Канонизация и судьба останков последнего императора и его семьи
1 ноября 1981 г. Николай II, его семья и их сопровождающие прославлены Русской Православной Церковью за границей как великомученики. Останки Николая II, Александры Фёдоровны, трёх их дочерей и сопровождавших лиц, которые были обнаружены в 1991 г. и признаны подлинными специальной правительственной комиссией под председательством 1-го заместителя премьер-министра Б. Е. Немцова (Русская Православная Церковь подлинность останков не признала), 17 июля 1998 г. захоронены в Петропавловском соборе Петропавловской крепости Санкт-Петербурга (останки цесаревича Алексея Николаевича и великой княжны Марии Николаевны найдены в 2007). 20 августа 2000 г. члены царской семьи канонизированы Русской Православной Церковью как страстотерпцы. На месте снесённого в 1977 г. дома Ипатьева в 2000–2003 гг. был построен православный храм на Крови в честь Всех Святых, в земле Российской просиявших. 1 октября 2008 г. Президиум Верховного суда РФ реабилитировал Николая II и членов его семьи. В результате работы в 2015–2021 гг. Комиссии по изучению результатов исследования останков, обнаруженных в 1991 и 2007 гг. близ г. Екатеринбург, доказана принадлежность обнаруженных останков Николаю II и членам его семьи, результаты экспертиз представлены для рассмотрения на очередном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви.
Память Николая II празднуется: 4(17) июля, а также в Соборах новомучеников и исповедников Российских [25 января (7 февраля) в случае, если это воскресенье; в предшествующее воскресенье, если 25 января (7 февраля) приходится на дни от понедельника до среды; в последующее воскресенье, если 25 января (7 февраля) приходится на дни от четверга до субботы] и Всех Святых, в земле Русской просиявших (2-е воскресенье после Троицы).