Свобода собраний
Свобо́да собра́ний, общепризнанное право человека и гражданина проводить пикеты, митинги и демонстрации. Является фундаментальным правом в демократическом обществе. Свобода проводить мирные шествия и демонстрации непосредственно связана со свободой открыто выражать своё мнение по вопросам, имеющим важное значение для жизни общества. Таким образом, митинг или демонстрация являются, по сути, формой выражения мнения группы граждан или даже одного гражданина (если проводится одиночное пикетирование) и доведения этого мнения до властей и других граждан.
Послание, которое сделано в результате проведения мирного шествия, должно быть автоматически принято ко вниманию и рассмотрению органами власти со всей серьёзностью и тщательностью. Таким образом, свобода собраний является одной из форм взаимодействия между обществом и правительством, средством коммуникации и побуждением к действию. Демократическое общество устроено так, что правительство реагирует на сигналы от различных групп граждан, изучает проблемы и принимает меры по их решению. Но главное – это обязательное наличие обратной связи: открытое по своей природе, демократическое правительство должно публично объяснить причины возникновения проблемы, предложить подходы и методы её решения, сообщить обществу о своих планах. Если требования или мнение не соответствуют действительности или выражены меньшинством, недостаточно игнорировать это мнение или ограничиваться тем, что большинство против него. Демократические принципы заключаются не в навязывании меньшинству воли большинства, а в диалоге и поиске оптимальных решений, которые отвечают требованиям всего общества. А это требование заключается в улучшении качества жизни.
Свобода собраний гарантируется Конституцией РФ. Согласно ст. 31, «граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». Реализация данного права обусловлена уведомительным характером проведения митингов и шествий. Однако на практике организаторам приходится согласовывать с местными властями место и время митингов, чтобы не нарушать нормальную работу транспорта и жизнь людей, не участвующих в мероприятии. Проблемы в проведении собраний могут возникнуть, если власти не хотят идти навстречу организаторам митинга. То есть сам по себе уведомительный или даже разрешительный порядок организации собраний не противоречит демократическим принципам, если цель регулирования проведения собраний заключается в обеспечении властей необходимыми полномочиями для подготовки успешного и безопасного мероприятия. Однако само по себе нарушение условия о согласовании или уведомлении не может трактоваться как повод для прекращения митинга и преследования митингующих в виде арестов, лишения свободы, привлечения к административной ответственности, если митинг носит мирный характер и не создаёт существенных помех работе транспорта или других общественных институтов.
Другими словами, в целях эффективной реализации свободы собраний сфера этой свободы не может интерпретироваться ограничительно. Чтобы предотвратить риск ограничительного толкования данного права, формы проведения собраний или критерии для определения этого понятия могут быть ограничены только законом. Поэтому собрания могут проводиться в различных формах: в качестве закрытых или публичных мероприятий; как на одном месте (статические), так и в качестве шествия, процессии или демонстрации; отдельными лицами самостоятельно или с помощью организаторов.
Ограничения могут касаться лишь характера мероприятия. Собрание должно носить мирный характер, без намерения со стороны участников или организаторов устроить массовые беспорядки, применить насилие или совершить уголовно наказуемые преступления. Свобода собраний не предполагает также подстрекательства или призывов к беспорядкам и насилию или иных способов отрицания основ и принципов демократического общества. Эти обязанности лежат на организаторах публичного мероприятия. С другой стороны, у государства также возникают обязанности по обеспечению свободы собраний. Это включает создание условий для проведения митингов и демонстраций, обеспечение безопасности самих участников, координацию действий с организаторами митингов в случае возникновения препятствий для движения общественного транспорта или создания помех для нормальной жизни граждан. Однако это не даёт повода для разгона митинга – лишь для изменения места его проведения. В противном случае репрессии в отношении митингующих и протестующих против политики правительства создают охлаждающий эффект и непропорциональное вмешательство в свободу собраний.
Согласно руководящим принципам свободы мирных собраний, одобренным Европейской организацией по безопасности и сотрудничеству (ОБСЕ) в 2007 г., реализация права на свободу мирных собраний должна осуществляться без внешнего регулирования, насколько это возможно. Желающие принять участие в собрании не должны просить на это разрешения. Законодательство должно недвусмысленно определять презумпцию в пользу свободы собраний. При любой возможности трактовать нормы закона в пользу проведения собрания ему не должно чиниться препятствий. Поэтому государство обязано обеспечивать полный набор механизмов и процедур для эффективной практической реализации свободы собраний без чрезмерного бюрократического регулирования. Любые ограничения должны быть основаны на положениях закона, а его нормы должны быть чётко сформулированы и не вызывать разночтений, чтобы каждый имел возможность однозначно определить, вступает ли его поведение в противоречие с нормами закона или нет.
Любые ограничения в отношении свободы собраний должны быть соразмерными. Преследуя законные цели, власти должны отдавать предпочтение мерам, предусматривающим наименьший уровень вмешательства в ход проведения собрания. Предусмотренные законом ограничения не должны применяться автоматически, а лишь с учётом конкретной обстановки в каждом конкретном случае. Принудительное прекращение собраний должно восприниматься как крайняя мера при невозможности реализовать законные цели иными способами. При регулировании свободы собраний органы власти обязаны предоставлять равную возможность реализации этого права любому лицу или группам лиц. Недопустимы никакие ограничения по признаку расы, пола, национальности, вероисповедания, политических взглядов, принадлежности к тем или иным социальным группам.