Россия. Основы конституционного строя
Осно́вы конституцио́нного стро́я Росси́йской Федера́ции, ключевые конституционные принципы организации публичной власти и правового статуса индивида в России, установленные Конституцией РФ.
К основам конституционного строя России относятся: демократический политический режим и принцип народовластия, федерализм, республиканская форма правления, принципы правового, социального и светского государства, приоритет прав и свобод человека и гражданина, единство экономического пространства и единство системы публичной власти, принцип разделения властей, гарантированность местного самоуправления и принцип идеологического многообразия. Данные принципы закреплены в гл. 1 Конституции РФ и получили дальнейшее развитие в последующих её главах.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина, являясь непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Демократический политический режим, декларируемый Конституцией, означает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является её многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ).
В соответствии с закреплённым в Конституции принципом социального государства политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. На законодательном уровне охраняются труд и здоровье граждан, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ).
Данный принцип реализован в виде создания системы государственной защиты и поддержки социально уязвимых либо незащищённых групп населения, а также лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; государственной и частной системы социального обслуживания, страхования от рисков наступления последствий, объективно влияющих на качество жизни человека. В правовой науке данный принцип принято рассматривать также как норму-цель для государственного развития и правовой политики.
Федерализм, являясь важнейшей основой конституционного строя России, предусматривает, что РФ состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов РФ, которые могут быть сгруппированы по территориальному, национальному и национально-территориальному принципу. Такое многообразие видов субъектов федерации обусловлено историческими традициями.
В настоящее время в состав РФ входят 89 субъектов, однако это число не является фиксированным, исторически оно изменялось в связи с процессом объединения ряда субъектов и присоединением Республики Крым, города федерального значения Севастополь, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей.
Федеративное устройство РФ основано на её государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ). Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны, что выражается в установлении в Конституции РФ единых вопросов совместного ведения федерации и её субъектов. Вместе с тем фактическая реализация принципа равенства субъектов в РФ является дискуссионным вопросом, поскольку налоговое и бюджетное законодательство определяет такой порядок формирования публичных финансов различных субъектов федерации, который ведёт к формированию финансовой зависимости одних субъектов и повышению благосостояния других.
По результатам конституционной реформы 2020 г. в субъектах РФ допускается создание федеральных территорий – особых публично-правовых образований с собственной системой органов публичной власти (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ).
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ предусмотрено Конституцией РФ и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, однако приоритет в данном вопросе имеет Конституция РФ.
В России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Также признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 8 Конституции РФ). Данный принцип предусматривает отсутствие внутренних границ для перемещения товаров, наличие единой национальной валюты как законного средства платежа, создание прозрачных механизмов государственных закупок для публичных нужд и свободный доступ субъектов предпринимательской деятельности к участию в них. Также в России создана специализированная служба, деятельность которой направлена на защиту и поддержку конкуренции на различных товарных рынках, ограничение монополий (Федеральная антимонопольная служба).
Принцип разделения властей, закреплённый во многих новейших демократических конституциях мира, является также важной основой и конституционного строя России, что предусматривает разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Данный принцип предполагает согласованное функционирование различных и самостоятельных ветвей власти и наличие у них полномочий компенсаторного, замещающего типа. Также следует обратить внимание на наличие органов публичной власти, которые не относятся к одной из указанных ветвей власти: Прокуратура России, Счётная палата, Общественная палата, Банк России.
В РФ признаётся и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, однако составляют вместе с ними единую систему публичной власти (ст. 12 Конституции РФ). Данный принцип предусматривает осуществление на всей территории РФ местного самоуправления – самостоятельного или через своих представителей решения населением вопросов местного значения с учётом исторических и иных местных традиций.
Принцип правового государства предполагает верховенство права и равенство граждан перед законом, предсказуемость правового регулирования и его стабильность, наличие у граждан возможности адаптироваться к изменяющимся нормам права, единство правового пространства, поддержание доверия граждан к закону и действиям государства, а также включает в себя презумпцию добросовестности законодателя. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).
В РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 13 Конституции РФ). В правовой науке отмечается, что государство не может существовать без идеологии, однако это должна быть идеология конституционализма – ограничения публичной власти.
РФ является светским государством, в связи с чем никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14 Конституции РФ). В России принимаются меры по оказанию государственной поддержки религиозным объединениям.