Ельцин Борис Николаевич
Е́льцин Бори́с Никола́евич (1.2.1931, село Бутка Талицкого района Уральской области, ныне Свердловской области – 23.4.2007, Москва), советский и российский партийный, политический и государственный деятель, первый Президент РСФСР – РФ (1991–1999). Окончил строительный факультет Уральского политехнического института (1955).
Биография до 1989 г.
В 1955–1968 гг. работал на различных должностях в строительных организациях. Член КПСС (1961–1990; вышел из партии на XXVIII-м съезде КПСС). Заведующий отделом строительства (1968–1975), секретарь (1975–1976), 1-й секретарь (1976–1985) Свердловского областного комитета КПСС. Член (1981–1990), секретарь (июль 1985 – февраль 1986) ЦК КПСС; кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС (1986–1988). С декабря 1985 г. 1-й секретарь Московского городского комитета КПСС, провёл «чистку» кадров в московской партийной организации, приобрёл репутацию решительного борца с коррупцией и номенклатурными привилегиями. На Пленуме ЦК КПСС (октябрь 1987) выступил с критикой темпов перестройки, настаивал на более решительных преобразованиях, критиковал руководство КПСС. В ноябре 1987 г. отстранён от должности руководителя Московского городского комитета КПСС, назначен 1-м заместителем председателя Госстроя СССР в ранге министра, занимал эту должность до марта 1989 г. Популярность Ельцина возросла после его речи на XIX-й Всесоюзной партконференции (июнь – июль 1988), когда он выступил с критикой партноменклатуры и высказался за введение прямых и тайных выборов генерального секретаря КПСС, ограничение времени пребывания на этой должности (не более двух сроков) и введение возрастного ценза (не старше 65 лет).
Деятельность в 1989–1991 гг.
Весной 1989 г. Ельцин получил предложение почти в 200 округах стать кандидатом на выборах в народные депутаты СССР, которые впервые в стране проводились на альтернативной основе. Победил с подавляющим перевесом в голосах избирателей. Был включён в состав Совета национальностей Верховного Совета СССР (ВС СССР) от РСФСР. Член Президиума, руководитель Комитета строительства и архитектуры ВС СССР (до 1990). Во время работы 1-го съезда народных депутатов СССР (май – июнь 1989) избран сопредседателем (наряду с Ю. Н. Афанасьевым, В. А. Пальмом, Г. Х. Поповым, А. Д. Сахаровым) Межрегиональной депутатской группы. В 1990 г., после смерти Сахарова, стал неформальным лидером либеральной оппозиции в РСФСР, оформившейся в общественно-политическое движение «Демократическая Россия».
Весной 1990 г. избран народным депутатом РСФСР от Свердловска (ныне Екатеринбург), на 1-м съезде народных депутатов – председателем Верховного Совета РСФСР (ВС РСФСР). После провозглашения государственного суверенитета рядом союзных республик (Азербайджан, Армения, Грузия, Латвия, Литва, Эстония) инициировал принятие съездом Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990), провозгласившей верховенство республиканских конституций и законов над союзными (также ВС РСФСР принял закон от 24 октября 1990, предоставлявший российским органам власти право приостанавливать действие союзных актов в случае, если они нарушали суверенитет РСФСР). В 1990 г. ВС РСФСР принял ряд нормативных документов, направленных на переподчинение союзной собственности и союзных структур российским органам власти: 13 июля 1990 г. учреждён Государственный банк РСФСР, подотчётный ВС РСФСР [по закону от 2 декабря 1990 о Центральном банке РСФСР (Банке России) ему были переданы функции главного банка на территории РСФСР], принят Закон «О собственности в РСФСР» (24 декабря 1990) и др. Ельцин подписал прямые двусторонние договоры с Украинской ССР и Казахской ССР (ноябрь 1990), Латвийской, Литовской и Эстонской республиками (1991) на основе признания взаимного суверенитета, невмешательства республик во внутренние дела друг друга, нерушимости существующих республиканских границ.
После предоставления 4-м съездом народных депутатов СССР чрезвычайных полномочий по управлению страной президенту СССР М. С. Горбачёву (декабрь 1990) и столкновений гражданского населения с подразделениями армии и МВД в Вильнюсе и Риге (январь 1991) Б. Н. Ельцин в выступлении по телевидению (19 февраля 1991) потребовал от Горбачёва немедленно уйти в отставку, передав всю полноту власти Совету Федерации, состоявшему из глав союзных республик. Решение о введении поста Президента РСФСР было поддержано 17 марта 1991 г. на всероссийском референдуме. 28 марта того же года на внеочередном 3-м съезде народных депутатов РСФСР Ельцин выступил против выдвинутого Горбачёвым проекта нового Союзного договора, высказался за преобразование СССР в «союз суверенных государств», наделённый функциями, переданными ему республиками (к этому времени все союзные республики СССР приняли документы о государственном суверенитете).
На посту Президента РСФСР – РФ (1991–1999)
В июне 1991 г. на выборах Президента РСФСР Ельцин победил с существенным отрывом от своих соперников. Указом от 20 июля 1991 г. он прекратил деятельность организационных структур КПСС в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР.
В условиях Августовского кризиса 1991 г. Ельцин укрепил позиции национального лидера. Оперативно собрав своих сторонников возле здания ВС РСФСР (так называемого Белого дома), он возглавил борьбу с ГКЧП и одержал безоговорочную победу. В дни путча ВС РСФСР постановлением от 21 августа 1991 г. предоставил Ельцину право отстранять от должности председателей Советов народных депутатов всех уровней в случае неисполнения ими законодательства РСФСР, указов Президента и актов Правительства России, а также единолично назначать и освобождать от должности глав администраций краёв, областей и др. (должности введены этим же постановлением). К концу 1991 г. Ельцин назначил своих представителей более чем в 50 регионах России. Указом от 23 августа 1991 г. Ельцин приостановил деятельность Коммунистической партии РСФСР (КП РСФСР) на том основании, что она поддержала попытку государственного переворота (указом от 6 ноября 1991 запретил на территории РСФСР деятельность КПСС и КП РСФСР; легальная деятельность Коммунистической партии восстановлена по решению Конституционного суда РФ от 30 ноября 1992). 2 сентября Ельцин, Горбачёв и высшие руководители союзных республик выступили с заявлением, в котором объявили о создании на переходный период (до принятия новой конституции) нового органа – Государственного совета (в него вошли Президент СССР и руководители союзных республик) для согласования вопросов внутренней и внешней политики, затрагивающих общие интересы республик. Законом СССР от 5 сентября 1991 г. был упразднён Кабинет министров СССР.
Возобновивший свою работу 28 октября 1991 г. 5-й съезд народных депутатов РСФСР (первоначально заседал 10–17 июля 1991) расширил полномочия Президента РСФСР, предоставив Ельцину право сформировать «кабинет реформ», самостоятельно решать кадровые вопросы в системе исполнительной власти, в течение года возглавлять правительство и издавать указы, имеющие силу закона, приостанавливать действие актов глав исполнительной власти республик в составе РСФСР, если они противоречат Конституции и законам РСФСР, а с января 1992 г. – приступить к радикальной экономической реформе. 6 ноября 1991 г. Ельцин сформировал и возглавил Правительство РСФСР. 15 ноября 1991 г. подписал пакет президентских указов и правительственных распоряжений, направленных на замену общесоюзных органов управления российскими. 8 декабря Ельцин совместно с руководителями Украинской ССР и Белорусской ССР подписал Беловежские соглашения, в которых было заявлено о прекращении существования СССР как геополитической реальности и субъекта международного права и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) без единых органов власти и управления. Соглашения были ратифицированы постановлением ВС РСФСР от 12 декабря 1991 г.
Основными своими задачами Ельцин считал слом старой, социалистической системы в политической, экономической и социальной областях; создание основы нового демократического строя, базирующегося на рыночной экономике и соблюдении основных гражданских свобод; сохранение территориальной целостности страны и её геополитические значения. Все эти задачи ему пришлось решать в условиях глубокого экономического спада, вызванного резким падением мировых цен на нефть (основного экспортного ресурса РФ), негативных социально-экономических последствий быстрого перехода от плановой к рыночную экономике, наличия мощной политической оппозиции, развёртывания теневой и олигархической экономики при слабости государственного управления.
Внутренняя политика
Столкнувшись с нарастанием дезинтеграционных процессов, Ельцин принял меры, направленные на сохранение политико-экономической целостности России. По его инициативе 31 марта 1992 г. в Москве полномочными представителями федеральных органов государственной власти РФ и субъектов Федерации был подписан Федеративный договор, который определил основы взаимоотношений между субъектами РФ и федеральным центром.
Весной 1992 г. поддержка курса реформ, проводимого Ельциным, в обществе и политических кругах стала сокращаться. Ельцин столкнулся с ожесточённым противостоянием оппозиционно настроенной части Съезда народных депутатов по вопросам о власти (полномочиях парламента и президента), о методах, темпах и характере проводимых реформ. Оформившаяся в антипрезидентский блок «Российское единство» оппозиция выступала за лишение Ельцина чрезвычайных полномочий и отставку правительства Е. Т. Гайдара, выражала резкое недовольство ходом экономических реформ.
Оппозицию поддержал возглавлявший с июля 1991 г. ВС РСФСР Р. И. Хасбулатов. На внеочередном 9-м съезде народных депутатов (26–29 марта 1993) конфликт привёл к попытке отрешения от должности президента (импичмента), противники Ельцина не смогли набрать квалифицированного большинства голосов. По инициативе Ельцина 25 апреля 1993 г. был проведён референдум – фактически о доверии президенту и Съезду народных депутатов, на котором большинство граждан поддержало президента.
Чтобы обеспечить правовой выход из углублявшегося кризиса государственной власти, грозившего развалом страны и потерей суверенитета, Ельцин 20 мая 1993 г. издаёт Указ «О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции РФ». На основании проектов, предложенных президентом и Конституционной комиссией Съезда народных депутатов, а также многочисленных замечаний и предложений, поступивших от граждан, государственных и общественных организаций, Конституционное совещание подготовило проект новой Конституции РФ. Указом от 21 сентября 1993 г. Ельцин постановил «прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации» и до начала работы нового двухпалатного парламента – Федерального собрания РФ – руководствоваться указами президента и постановлениями правительства. Народные депутаты оказали сопротивление, разразился Октябрьский кризис 1993 г., закончившийся победой Ельцина.
12 декабря 1993 г. на всенародном голосовании была принята Конституция РФ и избрана Государственная дума 1-го созыва. Конституция 1993 г. определила основы государственного строя, организацию государственной власти, отношения гражданина и государства. Она существенно изменила структуру высших органов государственной власти, отказалась от идеи «всевластия Советов», ввела принцип разделения властей и заложила основы демократического федеративного устройства России. Признавая и гарантируя права человека и гражданина, в равной мере защищая все формы собственности, Конституция 1993 г. обеспечивала в стране развитие гражданского общества. Одним из приоритетов внутренней политики Президента РФ стало обеспечение свободы слова и развитие отечественных СМИ. В стране действовала демократическая избирательная система, существовала реальная многопартийность. В соответствии с российскими цивилизационными особенностями и международно-правовыми обязательствами Ельцина была выстроена система отношений государства с традиционными конфессиями и другими религиозными организациями. Выступая конституционным гарантом прав человека и гражданина, Ельцин создал и укрепил законодательные основы правозащитной деятельности.
В условиях углубляющегося социально-экономического кризиса, проявившегося в обвальном нарастании неплатежей, спаде в промышленности и сельском хозяйстве, острой социальной незащищённости населения, разгуле преступности, Ельцин весной 1994 г. провозгласил курс на достижение общественного согласия. Однако летом и осенью 1994 г. политический кризис в ставшей де-факто независимой Чеченской Республике вылился в ряд кровопролитных вооружённых столкновений, угрожавших распространением террористической активности на сопредельные республики Северного Кавказа. На восстановление конституционного порядка в «мятежном» регионе был направлен ряд указов Ельцина, в том числе Указ «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооружённых формирований на территории Чеченской Республики», на основании которого 11 декабря 1994 г. в Чечню вошли подразделения Министерства обороны и МВД России и начался Первый чеченский вооружённый конфликт (1994–1996). Боевые действия приняли затяжной характер и привели к многочисленным жертвам, росту антироссийских настроений в Чечне и резкому усилению критики действий Ельцина и федеральных властей на Северном Кавказе, в том числе со стороны поддерживавших Ельцина праволиберальных сил («Демократический выбор России», «Яблоко»).
Выборы в Государственную думу в декабре 1995 г. привели к сокращению политической поддержки Ельцина в высшем законодательном органе страны. За исключением ориентированной на председателя Правительства РФ В. С. Черномырдина фракции «Наш дом – Россия» и выражавшей интересы глав регионов-доноров депутатской группы «Новая региональная политика», большинство в палате составляли представители правой и левой оппозиции.
Во время выборов Президента РФ 1996 г. вокруг Ельцина сплотились политические силы, поставившие своей целью не допустить в стране коммунистического «реванша». Занявший 3-е место в 1-м туре голосования генерал А. И. Лебедь, выступавший с национал-патриотической предвыборной программой, призвал своих сторонников поддержать кандидатуру Ельцина, и 3 июля 1996 г. во 2-м туре голосования он стал президентом на следующий срок.
31 августа 1996 г. подписанием Хасавюртовских соглашений закончился Первый чеченский вооружённый конфликт, так и не решивший вопросы статуса Чеченской Республики в составе РФ. Регион был фактически отдан под власть полевых командиров, что привело к разгулу терроризма и преступности.
Внутриполитической «реакцией» на победу Ельцина на президентских выборах стала консолидация коммунистической оппозиции, сумевшей выиграть губернаторские выборы в целом ряде российских регионов и усилить своё влияние в Федеральном собрании. Поддержка центристских сил («Наш дом – Россия») и тяготевших к ним депутатов-одномандатников, с одной стороны, и компромиссная позиция глав исполнительной и законодательной власти, составлявших Совет Федерации, – с другой, в 1996–1998 гг. оставались основными ресурсами Администрации Президента РФ для влияния на внутриполитическую ситуацию. Второй президентский срок Ельцина был беспрецедентен по числу вынесенных президентских «вето» на принятые Государственной думой законы.
В марте 1998 г. был отправлен в отставку с поста Председателя Правительства РФ В. С. Черномырдин, бессменно возглавлявший кабинет министров с 1992 г. Новое правительство, сформированное С. В. Кириенко, придерживавшегося праволиберальных политических взглядов, не смогло за неполных 4 месяца исправить ошибки в финансово-кредитной и экономической политике и предотвратить дефолт в августе 1998 г. Внесение Ельциным в Государственную думу кандидатуры Е. М. Примакова в условиях разразившегося в конце августа – начале сентября политического кризиса стало результатом компромисса с левой оппозицией, но не смягчило ожесточённого противостояния президента и левой коалиции во главе КПРФ.
Осенью 1998 г. Государственная дума по предложению фракции КПРФ вновь инициировала процесс отрешения Ельцина от должности, предъявив ему обвинения в развале СССР, разгоне парламента в 1993 г., развязывании войны в Чечне, развале армии и геноциде собственного народа, но при голосовании 15 мая 1999 г. ни по одному из 5 пунктов не было набрано квалифицированного большинства голосов. В мае 1999 г. Ельцин отправил в отставку правительство Примакова, и в стране развернулась острая политическая борьба перед выборами в Государственную думу 3-го созыва. Позиции проправительственного движения «Наш дом – Россия» заметно ослабели, и на центристском поле сложилась сильная политическая коалиция «Отечество – Вся Россия», объединившаяся вокруг мэра Москвы Ю. М. Лужкова, президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева и экс-премьера Примакова.
Смена С. В. Степашина, возглавлявшего правительство в мае – августе 1999 г., на В. В. Путина на посту Председателя Правительства РФ происходила в обстановке резкого обострения военно-политической ситуации вокруг Чеченской Республики и начала Второго чеченского вооружённого конфликта. Взрывы жилых домов в Буйнакске, Москве и Волгодонске в сентябре 1999 г. показали, что в террористической деятельности чеченские боевики не намерены ограничиваться Северным Кавказом. Возникла серьёзная угроза национальной безопасности и государственному суверенитету. После месяца воздушных бомбардировок баз боевиков российскими ВВС 30 сентября началась наземная операция, в результате которой к декабрю 1999 г. федеральные силы контролировали всю равнинную часть территории Чеченской Республики.
Созданный при поддержке администрации Ельцина избирательный блок «Единство» занял 2-е место по числу голосов на выборах в Государственную думу в декабре 1999 г.
В области экономики Ельцин был последовательным сторонником радикальных рыночных реформ и считал возможным в короткие сроки провести коренную перестройку экономической системы страны. В 1990-х гг. была создана новая экономическая инфраструктура: система современных частных банков, инвестиционных компаний, бирж, стали применяться современные финансовые инструменты. 2 января 1992 г. вступил в силу указ Ельцина о либерализации цен (подписан 3 декабря 1991). 29 января 1992 г. подписан Указ «О свободе торговли». Либерализация цен привела к их стремительному росту (в 25 раз к концу 1992), гиперинфляция уничтожила многолетние сбережения граждан, резко ухудшилось положение пенсионеров и работников бюджетной сферы. В промышленности сокращался объём выпускаемой продукции при значительном росте цен на изделия. В результате прекращения финансирования государством нерентабельных предприятий особенно острым стал платёжный кризис. Борьба правительства с дефицитом государственного бюджета (20% ВВП) привела к сокращению расходов на здравоохранение, образование, оборону, науку, культуру. В то же время потребительский рынок наполнился товарами. В 1992–1998 гг. российский ВВП сократился на 44%, объём промышленного производства – на 56%. Абсолютный уровень инвестиций в 1990–1998 гг. снизился на ¾, а инвестиций производственного назначения – на ⅘. Экспорт капитала из России составлял десятки миллиардов долларов, импорт (без государственных займов) – 3–4 млрд долл. в год. Постоянный дефицит государственного бюджета покрывался за счёт внутренних и внешних займов (внутренний долг к середине 1998 превысил 25% ВВП; внешний долг составил, по различным подсчётам, от 135 до 170 млрд долл.). К концу 1990-х гг. существенно вырос удельный вес теневой экономики. 17 августа 1998 г. Правительство РФ объявило дефолт по внутреннему долгу, что привело к девальвации рубля по отношению к доллару в 3 раза.
В начале 1992 г. Правительство РСФСР – РФ приступило к приватизации государственного и муниципального имущества. Программа приватизации первоначально на основании Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» (3 июля 1991) и Указа Президента РФ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» (29 декабря 1991) предусматривала акционирование государственных предприятий, а также их конкурсную или аукционную продажу. Также предполагалось открытие именных приватизационных счетов граждан и выпуск именных приватизационных чеков, которые граждане могли бы обменять на акции. Но уже весной 1992 г. 6-й съезд народных депутатов признал ход экономических реформ неудовлетворительным. Под влиянием промышленников в правительственную программу приватизации были внесены коррективы, позволявшие трудовым коллективам выкупать по остаточной стоимости 51% акций своих предприятий (указ от 1 июля 1992), что на деле означало закрепление преимуществ за администрациями переходивших в собственность объектов. Однако уже в августе 1992 г. Президент издал Указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» (14 августа 1992), на основании которого начался выпуск чеков «на предъявителя» (ваучеров), что, в свою очередь, привело к их массовой скупке и концентрации в руках немногих лиц. В соответствии с указом Ельцина от 28 июня 1994 г., утвердившим новый порядок приватизации, начался «денежный» этап разгосударствления собственности. Указ Президента от 31 августа 1995 г. предусматривал передачу на конкурсной основе контрольных пакетов акций крупнейших государственных предприятий заинтересованным банкам, акционерным компаниям и другим в обмен на кредиты (так называемые залоговые аукционы), что фактически вылилось в неконкурентную продажу акций по заниженным ценам.
Внешняя политика
После распада СССР Россия провозгласила себя его правопреемницей и заняла в конце декабря 1991 г. место СССР в ООН и ОБСЕ. Социальные и экономические трудности, с которыми столкнулась Россия в годы президентства Ельцина, сказались и на внешнеполитических позициях страны. Обеспечение национальных интересов России было затруднено, её суверенитет оказался ослаблен из-за резкого снижения военного и экономического потенциала. Большие внешние финансовые кредиты выдавались на определённых политических условиях. Вступление в Парижский клуб наложило на РФ обязательства в первую очередь вернуть кредиты, которые европейские страны давали СССР.
В 1992 г. были подписаны декларация президентов России и США и Хартия российско-американского партнёрства и дружбы, предусматривавшие отказ сторон рассматривать друг друга в качестве противников, приверженность правам человека, экономической свободе, поддержку США либерального курса России, продолжение процесса сокращения вооружений и сотрудничество в поддержании региональной и стратегической стабильности. В 1993 г. Россия и США подписали Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), образовали межправительственную российско-американскую комиссию по экономическому и технологическому сотрудничеству (всего в 1990-х гг. было подписано свыше 200 двусторонних документов). Сознавая, что разрушение баланса сил делает Россию уязвимой перед глобальными претензиями США, Ельцин безуспешно пытался противостоять попыткам расширения НАТО за счёт стран – бывших членов Организации Варшавского договора (Польши, Чехии, Венгрии) и республик бывшего СССР (Литвы, Латвии, Эстонии). 27 мая 1997 г. в Париже Ельцин, генеральный секретарь НАТО Х. Солана и представители 16 стран – членов НАТО подписали Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, определивший цели и механизм консультаций и сотрудничества, совместного принятия решений и совместных действий РФ и НАТО. В 1999 г. Ельцин пытался противодействовать агрессии НАТО против Югославии, которую оценил как серьёзный удар по системе международной безопасности.
Предотвращению дальнейшего ухудшения геополитических позиций России в Европе и Азии способствовали Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве с Европейским союзом (1994), присоединение к «Большой семёрке» (Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция, Япония) и превращение её в «Большую восьмёрку» (1998). В 1996 г. Россия стала полноправным партнёром по диалогу с АСЕАН по совместному решению общих социально-экономических и политических вопросов.
Ельцин проводил политику согласования интересов России и стран СНГ. 15 мая 1992 г. совместно с президентами шести стран – членов СНГ подписал в Ташкенте Договор о коллективной безопасности. Позднее к договору присоединились Азербайджан, Белоруссия, Грузия (1993). В начале 1996 г. Ельцин сменил руководство МИД: назначение на пост министра иностранных дел Е. М. Примакова вместо А. В. Козырева означало переход к разновекторному курсу, где отношения со странами СНГ стали одним из главных приоритетов.
Особое внимание Ельцин уделял воссозданию единого экономического и финансового пространства с Белоруссией. 2 апреля 1996 г. Ельцин и президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко подписали Договор об образовании Сообщества России и Беларуси (весной 1997 переименовано в Союз, председателем его Исполнительного комитета стал Ельцин), в декабре 1998 г. они подписали Декларацию о дальнейшем единении России и Белоруссии, 8 декабря 1999 г. – Договор о создании Союзного государства и программу его реализации. Однако реального сближения двух республик не произошло.
Указом от 31 декабря 1999 г. Ельцин сложил с себя полномочия президента и возложил временное исполнение его обязанностей на председателя правительства В. В. Путина.
С 2000 г. отошёл от активной политической деятельности.
Награждён орденами «Знак Почёта» (1966), Трудового Красного Знамени (1971, 1974), Ленина (1981), «За заслуги перед Отечеством» 1-й степени (2001), многими иностранными орденами и др.
Похоронен с воинскими почестями на Новой территории Новодевичьего кладбища в Москве. На могиле надгробие в виде развевающегося флага России, выполненное из белого мрамора, голубой византийской мозаики и красного порфира (скульптор Г. В. Франгулян).
Памятник Ельцину установлен в Екатеринбурге (2011, скульптор Г. В. Франгулян). Имя Ельцина носят Уральский федеральный университет, Кыргызско-Российский Славянский университет (Бишкек), улица в Екатеринбурге, пик на Тянь-Шане. В Санкт-Петербурге открыта Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина (2009). В Екатеринбурге в ноябре 2015 г. при участии двух преемников Ельцина – В. В. Путина и Д. А. Медведева – открыт мемориальный Ельцин-центр, объединяющий музейную экспозицию, архив, библиотеку, научно-исследовательский и образовательный компоненты.