Законодательная власть
Законода́тельная власть, совокупность полномочий по осуществлению регулятивной функции государства, т. е. по принятию, изменению и отмене законов. В качестве субъектов (носителей) законодательной власти мировому опыту известны: монарх, избирательный корпус, парламент или подобные органы (например, советы в социалистических государствах) (Конституционное право. 2001. С. 155–156). Законодательная власть в федеративных государствах осуществляется на федеральном и региональном уровнях государственной власти.
В современных демократических государствах, основанных на принципе разделения властей, законодательная власть является одной из ветвей государственной власти наряду с исполнительной и судебной, от которых она отделена в персоналистическом (личностном) и организационном отношениях. Её носителем выступает избираемый населением коллегиальный орган – парламент. Законодательная власть в рамках разделения властей является прерогативой парламента (Монтескьё. 1839. С. 276). Данная прерогатива проявляется в том, что законопроекты вносятся управомоченными конституцией страны субъектами именно в парламент, обсуждаются в нём и становятся законами посредством их принятия тоже в парламенте. В таком же порядке законы изменяются и отменяются.
Однако парламентская прерогатива законодательной власти, которую нередко характеризуют как исключительную (Black's law dictionary. 2004), не является абсолютной. Парламент в рамках разделения властей безусловно доминирует в качестве субъекта законодательной власти, но не завладевает ею полностью (Алебастрова. 2017).
Во-первых, в конституциях большинства современных государств в соответствии с провозглашаемым ими принципом народного суверенитета предусмотрен институт референдума, на котором также могут приниматься законы или принципиальные решения по важным вопросам, впоследствии облекаемые парламентом в форму законов. При этом парламент при принятии соответствующего закона несвободен, он связан волей избирателей, выраженной на референдуме. Например, после того как на референдуме Соединённого Королевства, состоявшемся 23 июня 2016 г. (имевшем консультативный характер, но создавшем для британского правительства и парламента моральные обязательства), было принято решение о выходе страны из Европейского союза, парламент страны принял ряд законов о выходе. Главным из них стал Акт о Европейском союзе (Соглашение о выходе), принятый британским парламентом 22 января 2020 г. [European Union (Withdrawal Agreement) Act 2020].
Во-вторых, в осуществлении парламентом законодательной власти участвует ряд иных субъектов (прежде всего – глава государства, правительство, судебная власть, региональные органы публичной власти), выполняющих в сфере законодательной власти вспомогательные и контрольные функции. Осуществляя данные функции, соответствующие субъекты влияют на содержание законов.
Это проявляется в наличии во многих странах права законодательной инициативы, т. е. полномочий по внесению в парламент законопроекта не только у парламентариев, но и у «внешних» непарламентских субъектов, круг которых в различных государствах согласно их конституциям неодинаков: ими могут быть правительство, глава государства, избиратели, некоторые иные субъекты. Например, в соответствии со ст. 76 Основного закона ФРГ 1949 г. законопроекты вносятся в бундестаг не только его депутатами и бундесратом, но и федеральным правительством. Согласно Конституции Бразилии 1988 г. правом законодательной инициативы обладают помимо депутатов президент республики, федеральный верховный суд, генеральный прокурор, а также группа граждан, включающая не менее 1% избирателей страны, проживающих не менее чем в пяти штатах, в каждом из которых должны быть собраны подписи как минимум 0,3 % его избирателей (ст. 61). Конституция РФ 1993 г. в действующей редакции предоставляет право законодательной инициативы наряду с парламентариями обеих палат Федерального Собрания и Советом Федерации также Президенту РФ, Правительству РФ, законодательным органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ по вопросам их ведения (ст. 104). Следует отметить, что в большинстве государств правительство весьма активно пользуется правом законодательной инициативы [Конституционное (государственное) право зарубежных стран. 2005. С. 613]. Данный феномен объяснял и приветствовал ещё в 19 в. (золотом веке парламентаризма) английский философ и политический деятель Дж. С. Милль, поскольку непрофессиональное «многочисленное собрание так же мало способно к непосредственной законодательной деятельности, как и к административной» (Милль. 2006. С. 94).
Глава государства во многих странах обладает правом вето на законы, принятые парламентом, в этом проявляются его контрольные функции за осуществлением парламентом законодательной власти. Такое вето имеет относительный характер и может быть преодолено парламентом (палатами парламента, если он является двухпалатным). Однако на практике случаи преодоления вето главы государства встречаются нечасто. Например, согласно Конституции США и Конституции РФ вето президента может быть преодолено 2/3 парламентариев в каждой из палат соответствующего парламента (раздел 7 ст. 1 Конституции США, п. 3 ст. 107 Конституции РФ). При этом вето президента США палаты Конгресса преодолевают в менее чем 6 % случаев (Маклаков. 2009. С. 299). Вето Президента РФ на федеральные законы, принятые Федеральным собранием, в последние годы огромная редкость: с 2012 г. президентом было отклонено лишь 3 федеральных закона, которые в результате отклонения были сняты палатами с рассмотрения (Как президент России отклонял принятые парламентом законы. 2021).
Парламент нельзя считать абсолютным монополистом в сфере законодательной власти, т. к. законы, принятые парламентом, подвергаются последующему (а в некоторых странах и предварительному) конституционному контролю. В связи с этим закон, принятый парламентом и признанный неконституционным в результате осуществления предварительного конституционного контроля, не сможет вступить в силу. Действующий же закон или его отдельные положения вследствие признания их органом конституционного контроля не соответствующими конституции государства утрачивают юридическую силу.
Контроль за осуществлением парламентом законодательной власти реализуется в рамках механизма сдержек и противовесов, который дополняет в правовых демократических государствах принцип разделения властей и направлен на предотвращение, смягчение и исправление ошибок и злоупотреблений парламента при осуществлении законодательной власти.
В-третьих, вызовами монополизму парламента как органа законодательной власти являются институты делегированного законодательства, а также иные формы нормотворчества исполнительной власти (Robertson. 2004. P. 278), которое повсюду в мире осуществляется очень активно. Например, количество актов вторичного законодательства, ежегодно принимаемых в Соединённом Королевстве, составляет с 2012 г. приблизительно от 2 тыс. до чуть более чем 4 тыс. (UK Statutory Instruments), в то время как актов парламента, т. е. законов, принималось ежегодно за тот же период от 23 до 37 (UK Public General Acts).
Тем не менее очевидное и значительное доминирование парламента в сфере законодательной власти в странах, стремящихся к идеалам правового демократического государства, сохраняется и должно сохраняться. Именно в этом заключается, в частности, одно из проявлений принципа разделения властей как главной гарантии прав человека от тирании. Поэтому различные элементы сдерживания парламента иными органами государства от ошибок и злоупотреблений при осуществлении им законодательной власти не должны быть чрезмерными: они должны способствовать, а не затруднять главную идею разделения властей – предотвращение концентрации и узурпации власти, для чего необходим сильный парламент, чьё значительное и очевидное доминирование в сфере законодательной власти должно быть обеспечено.
Законодательная власть в РФ – одна из трёх ветвей государственной власти (ст. 10 Конституции РФ), осуществляется на федеральном и региональном уровнях. Федеральная законодательная власть реализуется Федеральным собранием РФ – парламентом РФ, представительным и законодательным органом РФ, который состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 94, 95 Конституции РФ). Субъектом федеральной законодательной власти РФ может выступать и народ РФ в лице избирательного корпуса, осуществляя её в форме референдума РФ. На региональном уровне законодательная власть осуществляется законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ и населением регионов посредством института референдума субъекта РФ.