Центральный исполнительный комитет СССР
Центра́льный исполни́тельный комите́т СССР (ЦИК), высший орган власти СССР в период между съездами Советов СССР в 1922–1938 гг. Учреждён в соответствии с Договором об образовании СССР 1922 г. ЦИК формировался съездом Советов СССР и был ответственен перед ним.
Состав и функции ЦИК
Первоначально являлся однопалатным органом и избирался на съезде Советов СССР из представителей союзных республик пропорционально численности их населения. 1-й Всесоюзный съезд Советов (30 декабря 1922) избрал в состав ЦИК 371 члена и 138 кандидатов, при этом с согласия РСФСР и Украинской ССР представительство Белорусской ССР и Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР) в ЦИК было увеличено в полтора раза в сравнении с удельным весом населения этих республик. В соответствии с Положением о ЦИК СССР от 12 ноября 1923 г. и Конституцией СССР 1924 г. ЦИК превратился в двухпалатный орган и состоял из равноправных палат – Союзного Совета (избирался Всесоюзным съездом Советов из представителей союзных республик) и Совета Национальностей (избирался на съездах Советов союзных и автономным республик и автономных областей РСФСР и утверждался на Всесоюзном съезде Советов). Количественный состав Союзного совета был определён в 414 членов (в редакции Конституции СССР, принятой 2-м Всесоюзным съездом Советов СССР 31 января 1924), Совет Национальностей формировался по норме: по пять представителей от каждой союзной и автономной республики и по одному представителю от автономной области. В Совет Национальностей, утверждённый на 2-м Всесоюзном съезде Советов, вошли 100 человек.
Конституция наделяла ЦИК широкими полномочиями. ЦИК одновременно выполнял законодательные и управленческие функции; определял круг задач подотчётных ему Президиума ЦИК и Совета народных комиссаров СССР (СНК СССР). В области экономики ЦИК определял основы народнохозяйственного плана и утверждал единый государственный бюджет, устанавливал общегосударственные налоги, утверждал перечень предприятий и отраслей, отнесённых к объектам общесоюзного значения, устанавливал единую денежную и кредитную систему, основы управления внутренней торговлей, транспортным и почтово-телеграфным делом, организацию общегосударственной статистики. В области национально-государственного строительства ЦИК заключал договоры о принятии в состав СССР новых союзных республик, разрешал спорные вопросы о границах между союзными республиками, отменял постановления съездов Советов и ЦИК союзных республик в случае их противоречия общесоюзной Конституции. В области правовых отношений ЦИК устанавливал основы судоустройства и судопроизводства, уголовного, гражданского и трудового законодательства, вводил общие начала землеустройства и землепользования, народного просвещения и здравоохранения, объявлял амнистию. В области внешней политики и обороны ЦИК представлял СССР в международных отношениях, руководил внешней торговлей, заключал внешние займы, ратифицировал международные договоры, объявлял войну и заключал мир, осуществлял организацию и общее руководство Вооружёнными силами СССР. По вопросам своего ведения ЦИК издавал кодексы, декреты, постановления и распоряжения.
ЦИК работал сессионно. Очередные сессии ЦИК должны были созываться 3 раза в год, с 1931 г. – не менее трёх раз в период между съездами Советов (на практике эта норма не соблюдалась). Наряду с очередными сессиями по решению Президиума ЦИК, а также по требованию Совета народных комиссаров СССР или ЦИК союзной республики могли созываться чрезвычайные сессии ЦИК. Всего за время функционирования ЦИК было созвано 24 сессии продолжительностью от одного дня до двух недель, при этом 2 сессии являлись выездными – в Тифлисе (ныне Тбилиси) в марте 1925 г. и в Ленинграде в октябре 1927 г. На сессиях ЦИК регулярно заслушивались отчёты о деятельности совнаркомов союзных республик. Для подготовки сессий и руководства работой Союзный Совет и Совет Национальностей формировали президиумы в составе 7 членов каждый (с 1925 число членов президиумов обеих палат увеличилось до 9).
С 1925 г. количественный состав Союзного Совета ЦИК перестал фиксироваться в конституции и стал определяться съездом Советов СССР, вследствие чего численность ЦИК увеличивалась с каждым новым созывом: ЦИК 3-го созыва (1925) насчитывал 581 члена (450 в Совете союза и 131 в Совете Национальностей), ЦИК 4-го созыва (1927) – 585 членов (450 и 135), ЦИК 5-го созыва (1929) – 587 членов (451 и 136), ЦИК 6-го созыва (1931) – 611 членов (473 и 138) и ЦИК 7-го созыва (1935) – 757 членов (607 и 150). До 1931 г. наряду с членами ЦИК избирались также кандидаты в члены ЦИК, принимавшие участие в его работе с правом совещательного голоса.
Законопроекты, поступавшие на рассмотрение ЦИК, получали силу закона лишь при условии их принятия обеими палатами. При возникновении разногласий между Союзным Советом и Советом Национальностей вопрос передавался в образованную ими согласительную комиссию. Если и в этом случае достичь решения вопроса не удавалось, то по требованию любой из палат законопроект передавался на рассмотрение очередного или чрезвычайного съезда Советов СССР. Правом законодательной инициативы обладали палаты ЦИК и их президиумы, Президиум ЦИК, Совнарком СССР и отдельные наркоматы, ЦИК союзных республик, а также члены ЦИК. Кроме того, члены ЦИК наделялись правом запроса и могли присутствовать на заседании любого органа власти. При ЦИК учреждался Верховный суд СССР, члены которого – а также прокурор Верховного суда – назначались Президиумом ЦИК (с 1935 прокурор СССР назначался ЦИК).
Органы ЦИК
В период между сессиями ЦИК высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти являлся образуемый им Президиум, состоявший из 21 члена (с 1925 – 27 членов). Формирование Президиума ЦИК (в его состав по должности входили члены президиумов обеих палат, остальные члены избирались) осуществлялось на 1-й сессии ЦИК нового созыва – на совместном заседании Союзного Совета и Совета Национальностей.
Президиум ЦИК наблюдал за проведением в жизнь Конституции СССР и исполнением постановлений съездов Советов и ЦИК СССР всеми государственными органами. Президиум ЦИК разрешал вопросы о взаимоотношениях между СНК и наркоматами, занимался подготовкой съездов Советов и сессий ЦИК, принимал решения об амнистии и помиловании. Во 2-й половине 1920-х гг. в деятельности Президиума ЦИК преобладали экономические вопросы, в 1930-х гг. их удельный вес несколько снизился из-за роста группы вопросов административно-организационного характера. ЦИК имел право приостанавливать или отменять решения Президиума, а также решения ЦИК союзных республик и других органов власти на территории СССР. Хотя по Конституции СССР 1924 г. (ст. 36) Президиум ЦИК был ответственен перед ЦИК СССР, на практике, особенно с конца 1920-х гг. в виду увеличения перерывов между сессиями ЦИК, имело место расширение нормотворческой деятельности Президиума ЦИК, который нередко рассматривал вопросы, входившие в компетенцию ЦИК и даже съезда Советов СССР. Постановления Президиума ЦИК, принятые в промежутках между сессиями ЦИК, часто утверждались списком, без обсуждения их на сессии ЦИК.
Председатели ЦИК (их количество определялось числом союзных республик, т. е. с 1922 – 4, с 1925 – 6, с 1931 – 7) избирались на сессии ЦИК из числа членов Президиума ЦИК. Председатели ЦИК выполняли свои обязанности по очереди (очерёдность и срок выполнения обязанностей в каждом конкретном случае определялся Президиумом ЦИК) – принимали решения распорядительного характера от имени Президиума ЦИК, вели заседания Президиума ЦИК, а также совместные заседания Союзного Совета и Совета Национальностей.
Рабочим органом ЦИК и его Президиума являлся Секретариат ЦИК, учреждённый в 1926 г. Организация его работы возлагалась на секретаря ЦИК. Секретариат ЦИК предварительно рассматривал вносимые в Президиум ЦИК законопроекты и иные вопросы. В постановлении о создании секретариата ЦИК говорилось, что он имеет право в известных пределах разрешать от имени Президиума ЦИК ряд вопросов, не имеющих принципиального значения и характера законов.
Централизация и бюрократизация государственного управления привели к появлению при ЦИК и его структурах многочисленных учреждений: они функционировали при самом ЦИК (Бюджетная комиссия, Центральная избирательная комиссия, Комиссия по районированию, Комиссия по ликвидации округов, Всесоюзный совет коммунального хозяйства, Комитет содействия строительству крупных зерновых советских хозяйств и др.), при Совете Национальностей ЦИК (Центральный комитет нового алфавита, Комитет по землеустройству трудящихся евреев и др.); при Президиуме ЦИК (Центральная комиссия содействия государственному кредиту и сберегательному делу, Центральная комиссия по организации помощи беспризорным детям, Комиссия по улучшению труда и быта женщин, Комиссия по вопросам религиозных культов; Комиссия по делам частной амнистии и др.).
Исполняя постановление 7-го съезда Советов СССР (28 января – 6 февраля 1935) о подготовке новой Конституции СССР, ЦИК СССР образовал Конституционную комиссию в составе 31 члена и 12 подкомиссий.
В непосредственном ведении ЦИК находились свыше 100 учреждений, в том числе научные, просветительские и учебные заведения; под его контролем издавались газеты и журналы [среди них – ежедневная газета «Известия», являвшаяся одним из официальных изданий ЦИК, и ежемесячный теоретический журнал «Советское строительство» (1926–1937)].
Взаимодействие с СНК СССР
СНК СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК, формировался ЦИК и был ответственен перед ним. В связи с тем, что Конституция СССР сохранила право СНК на законотворчество в пределах, предоставленных ему ЦИК, получила широкое распространение практика принятия совместных постановлений ЦИК и СНК, среди которых были: «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством» от 1 февраля 1930 г., положившее начало массовой коллективизации; «Об образовании народных комиссариатов тяжелой, легкой и лесной промышленности» от 5 января 1932 г., упразднившее ВСНХ СССР и положившее начало созданию отраслевой системы управлению промышленностью; «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности» от 7 августа 1932 г., получившее известность как «закон о колосках» или «указ 7-8»; «Положение о прокуратуре СССР» от 17 декабря 1933 г., в соответствии с которым прокуратура была выведена из состава Верховного Суда СССР и превратилась в самостоятельную централизованную систему органов прокурорского надзора; «Об особом совещании при НКВД СССР» от 5 ноября 1934 и др.
Упразднение ЦИК
Согласно Конституции СССР 1936 г., ЦИК СССР и его Президиум заменялись Верховным Советом СССР и Президиумом Верховного Совета СССР, поэтому на 8-м чрезвычайном съезде Советов СССР (25 ноября – 5 декабря 1936) было решено новый состав ЦИК не избирать и пролонгировать полномочия ЦИК прежнего созыва до формирования и начала работы новых органов государственной власти.
Официальными изданиями ЦИК и его Президиума являлись: «Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР» (1923–1924) и «Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР» (1924–1937), а также ежедневная газета «Известия ЦИК СССР и ВЦИК Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов» (1923–1938).
Председатели ЦИК: от РСФСР – М. И. Калинин (1922–1938); от Украинской ССР – Г. И. Петровский (1922–1938); от Белорусской ССР – А. Г. Червяков (1922–1937); от ЗСФСР – Н. Н. Нариманов (1922–1925), Г. М. Мусабеков (1925–1937); от Узбекской ССР – Ф. Г. Ходжаев (1925–1937); от Туркменской ССР – Н. Айтаков (1925–1937); от Таджикской ССР – Н. Максум (1931–1934), А. Р. Рахимбаев (1934–1937).
Секретари ЦИК: А. С. Енукидзе (1922–1935), И. А. Акулов (1935–1937), А. Ф. Горкин (1937–1938).