Активное избирательное право
Акти́вное избира́тельное пра́во, право гражданина избирать должностных лиц в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Активное избирательное право относится к числу важнейших политических прав гражданина. При этом оно не носит абсолютного характера. В Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. специально оговаривается возможность установления ограничений его реализации, которые при этом не должны носить дискриминационный и необоснованный характер (ст. 25). Кроме того, в указанном международном документе предусматриваются основные принципы активного избирательного права:
всеобщность (каждый гражданин, достигший совершеннолетия, имеет право избирать независимо от пола, расы, национальности, религиозных убеждений, должностного и имущественного положения и т. д.);
равенство (все участвуют в выборах на равных условиях);
тайна голосования (никто, кроме самого избирателя не имеет право знать о содержании его волеизъявления и никто не вправе оказывать давление на волеизъявление избирателя);
свобода волеизъявления (участие в выборах и референдуме является свободным и добровольным, никто не может принудить гражданина к участию или неучастию в выборах, а также голосовать за или против).
Указанные принципы также закреплены в п. 3 ст. 21 Всеобщей декларации прав человека (1948).
Начало наделения активным избирательным правом относительно широкого круга граждан в противовес ранее используемому сословному принципу формирования органов государственной власти было положено в конце 18 в. ознаменовавшимся утверждением идей Французской революции 1789 г. и принятием буржуазных конституций в ряде европейских государств (Конституция Нидерландов 1798). При этом на данном этапе исторического развития (19 – начало 20 вв.) активное избирательное право не имело всеобщего характера и его реализация ограничивалась посредством применения различных цензов (установленные законом условия, которым должен соответствовать гражданин, чтобы участвовать в выборах): имущественного ценза (избирать разрешалось гражданам, имеющим недвижимое имущество или уплачивающим налоги не ниже установленной суммы), образовательного ценза и ценза пола.
С развитием и укреплением демократических основ государственного управления происходило постепенное расширение категорий граждан, обладающих активным избирательным правом, путём отмены целого ряда избирательных цензов. После окончания Первой мировой войны 1914–1918 гг. начался процесс уравнивания избирательных прав мужчин и женщин, но в некоторых странах избирательные права были даны позже [США предоставили избирательные права женщинам в 1920; Великобритания – в 1928; Франция – в 1944; Италия – в 1945; Греция – в 1956; Швейцария на общенациональном уровне – в 1971 (при этом на уровне отдельных кантонов ограничения избирательных прав женщин продолжали действовать вплоть до 1990, например в кантоне Аппенцелль-Иннерроден)] (Мишин. 2013. С. 87). Также происходило и постепенное снижение возраста приобретения активного избирательного права. В настоящий момент он обычно составляет 18 лет, а в некоторых странах – Иран, Куба и другие – 16 лет (Хабриева. 2016. С. 58).
На конституционном и законодательном уровне определяются условия и квалификационные требования, необходимые для реализации активного избирательного права. Как правило, к их числу относятся обладание гражданством, достижение определённого возраста и наличие дееспособности. В ряде государств в отношении активного избирательного права устанавливается «ценз оседлости», под которым понимается срок проживания на определённой территории [в США – 1 месяц, Германии – 3 месяца, Франции и Бельгии – 6 месяцев, Канаде и Финляндии – 1 год, Норвегии – не менее 10 лет (Федотова. 2015. С. 23)]. Кроме того, сохраняется практика лишения активного избирательного права лиц, осуждённых судом за совершение уголовного преступления и отбывающих наказание в местах лишения свободы (Венгрия, Испания, Люксембург, Португалия, Российская Федерация, Румыния) (Лысенко. Право голоса лиц, находящихся в местах содержания под стражей или лишения свободы в государствах региона ОБСЕ).
В отдельных государствах применяется ценз места работы или занимаемой должности. Как правило, на основании данного ценза исключаются из числа избирателей военнослужащие или сотрудники правоохранительных органов. В Турции не обладают активным избирательным правом рядовые и капралы, служащие в вооружённых силах, а также слушатели высших военных школ. В Перу и Парагвае лишены активного избирательного права военнослужащие и сотрудники полиции (Выборы в мире. 2015. С. 155, 253, 288).
В ряде государств реализация активного избирательного права имеет характер юридической обязанности. Так, например, в Таиланде «каждый человек обязан осуществлять своё активное избирательное право на выборах» (ст. 72 Конституции Таиланда). В Коста-Рике участие в выборах признано на конституционном уровне «обязательной и первичной гражданской функцией» (ст. 93 Конституции Коста-Рики). Граждане Мексики обязаны «голосовать на народных выборах в соответствующем избирательном округе» (ч. III ст. 36 Конституции Мексики) (Конституционное право. 2015. С. 100).
В РФ активное избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим на день голосования возраста 18 лет. Гражданин РФ имеет право избирать независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (пункты 1, 2 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). По общему правилу активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа, на территории которого проводятся выборы. Данное требование не распространяется на выборы в федеральные органы государственной власти. В этом случае активным избирательным правом обладают все граждане РФ независимо от их места жительства и пребывания, в том числе находящиеся и проживающие за пределами территории РФ.
При проведении выборов в органы местного самоуправления допускается возможность предоставления активного избирательного права иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории соответствующего муниципального образования, на основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом (п. 10 ст. 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ). Например, Договор между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Киргизской Республики, и граждан Киргизской Республики, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 13 октября 1995 г. предусматривает предоставление активного избирательного права при выборах в представительные органы муниципальных образований, а также глав муниципальных образований, не являющихся главами местных администраций, а также права на участие в местном референдуме (Вискулова. 2005. С. 24).
В соответствии с Конституцией РФ граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, лишены возможности реализации активного избирательного права (ч. 3 ст. 32).
Реализация активного избирательного права не ограничивается непосредственно стадией голосования на выборах и предполагает участие гражданина как в предшествующих, так и последующих избирательных процедурах (постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2013 № 8-П).
Активное избирательное право при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления включает в себя следующие правомочия: избирать кандидатов, списки кандидатов на выборные должности; участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов; участвовать в предвыборной агитации; осуществлять наблюдение за выборами; совершать иные избирательные действия, предусмотренные избирательным законодательством (осуществлять добровольные пожертвования в избирательные фонды, входить в состав избирательных комиссий) [ст. 10 Комментария к Федеральному закону от 6 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»].
Реализация активного избирательного права может осуществляться в различных формах. Традиционно основной формой осуществления активного избирательного права является личное голосование избирателя в день голосования в помещении соответствующего избирательного участка, где избиратель зарегистрирован по месту жительства и включён в список избирателей, посредством заполнения избирательного бюллетеня и опускания его в стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчёта голосов (в случае его использования).
Также в избирательном законодательстве большинства государств мира предусматриваются различные дополнительные (субсидиарные) формы реализации активного избирательного права. Они призваны обеспечить возможность голосования для избирателей, которые по уважительным причинам не могут лично присутствовать в день проведения выборов в помещении для голосования.
В РФ применяются следующие дополнительные формы реализации активного избирательного права: голосование до дня голосования на выборах (досрочное голосование, в том числе голосование по почте); вне пределов избирательного участка (голосование по открепительным удостоверениям); вне помещения для голосования (надомное голосование).
Начиная с 2019–2020 гг. в отечественную электоральную практику введены новые формы голосования: дистанционное электронное голосование и многодневное голосование.
Дистанционное электронное голосование представляет собой голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения (п. 62.1 ст. 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ).
Многодневное голосование может осуществляться по решению избирательной комиссии, организующей выборы. Срок его проведения не должен составлять более трёх дней подряд (п. 1 ст. 63.1 Закона об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ). Практика многодневного голосования получила своё распространение в целом ряде зарубежных государств (Великобритании, Германии, Франции, Швеции и др). В Швеции, например, граждане имеют право голосовать в течение 18 дней до дня основного голосования. В США в зависимости от штата такое голосование может длиться от 3 до 46 дней (Турищева. 2021. С. 47).