Административное право
Администрати́вное пра́во, отрасль права, регламентирующая общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления, реализуемого органами исполнительной власти, другими государственными органами (их должностными лицами), а также в сфере управления, осуществляемого на негосударственном уровне, в случае передачи государством части своих полномочий негосударственным организациям.
Административное право рассматривается как отрасль права, как наука, как учебная дисциплина.
В зарубежных странах административное право является одной из базовых отраслей, роль которого трудно переоценить, поскольку его нормы распространяются на хозяйственную, социальную и культурную сферы, административные и политические отношения.
В странах континентальной правовой системы административное право рассматривается в качестве совокупности правовых норм, закрепляющих компетенцию органов государственного управления, а также определяющих порядок их взаимодействия между собой и невластными субъектами. Высшую юридическую силу среди нормативных правовых актов имеют конституции государств. В организации административного законодательства отдельных стран имеется определённая специфика. Так, во Франции, наряду с нормативными правовыми актами, источником административного права признаётся судебная практика. В Италии корпоративные нормы и обычаи признаются источниками административного права. В ряде государств – Италии, Франции, Германии – существует система обособленных административных судов, которые рассматривают дела о соответствии решений органов исполнительной власти законодательству.
В странах англосаксонской правовой системы административное право обеспечивает прежде всего регламентацию отношений граждан и органов публичного управления. Одним из источников права признаётся судебный прецедент. В Великобритании отсутствует конституция как единый правовой акт. Источниками административного права являются законы, обычаи, судебные прецеденты и подзаконные акты органов публичного управления. В США существует специальный Закон об административной процедуре (1946), который устанавливает общие принципы деятельности органов государственного управления. Он регламентирует порядок разработки и издания нормативных актов, выдачи лицензий и разрешений, закрепляет гарантии судебного обжалования актов органов управления. Модельный закон о государственной административной процедуре (Revised Model State Administrative Procedure Act [July 9 – July 16, 2010] // Uniform Law Commission) устанавливает правила, аналогичные Закону об административной процедуре, применяемые к органам управления штатов.
В большинстве стран постсоветского пространства административное право имеет общие черты с правом стран континентальной правовой системы. Существует чёткая иерархия источников права, высшую юридическую силу имеют конституционные нормы. Особенностью административного права Белоруссии является наличие такой формы права, как декреты президента, которые равны по юридической силе законодательным актам. В Киргизии действует Закон «Об основах административной деятельности и административных процедурах» (2015), устанавливающий общие принципы административной деятельности публично-правового характера; регулирующий правоотношения, возникающие при осуществлении административных процедур, определяющий порядок обжалования административных актов, их исполнения, возмещения вреда, причинённого действиями административных органов. В Казахстане принят аналогичный законодательный акт – Административный процедурно-процессуальный кодекс (2020), регламентирующий отношения, связанные с осуществлением внутренних административных процедур государственных органов, а также закрепляющий порядок осуществления административного судопроизводства.
В России административное право развилось в 18–19 вв. из полицейского права, направленного на обеспечение общественного порядка, а также камералистики – науки об управлении имуществом государства и публичных союзов. По мере развития административного права в сферу его правовой регламентации попадает всё более широкий круг общественных отношений, складывающихся в рамках управленческой деятельности органов исполнительной власти, государственной службы, обеспечения законности в масштабах всего государства, осуществления административного нормоконтроля. Современное административное право следует рассматривать как самостоятельную отрасль публичного права, обладающую внутренней согласованностью, собственным предметом и методом, а также источниками правового регулирования. Это одна из базовых отраслей права, обеспечивающая не только реализацию полномочий государства, но и защиту прав граждан и организаций в сфере государственного управления, определяющая порядок взаимодействия государства с институтами гражданского общества. Цель административного права состоит в повышении уровня ответственности публичной власти за выполнение своих функций. Публичный характер административного права заключается в обеспечении общегосударственных интересов.
Одной из сторон общественных отношений, регламентированных административным правом, всегда выступает государство в лице уполномоченного органа или должностного лица. Государство определяет характер поведения участников общественных отношений, регламентированных административно-правовыми нормами.
Отрасль административного права состоит из административно-правовых норм (установленных или санкционированных государством) и охраняемых им правил поведения, распространяющихся на неопределённо широкий круг субъектов и рассчитанных на неоднократное применение. Административно-правовые нормы, как правило, обладают императивным характером, поскольку предписывают обязанным субъектам постоянно и регулярно совершать определённые организационные действия либо устанавливают запреты совершения определённых действий, обеспечивая защиту общественных отношений от противоправных посягательств. Материальные административно-правовые нормы закрепляют правовой статус субъектов административно-правовых отношений, а административно‑процессуальные нормы отражают динамику реализации этих прав и обязанностей, регламентируя порядок разрешения конкретных индивидуальных дел в различных областях организационной деятельности государства. Совокупность норм административного права, регламентирующих однородные общественные отношения, составляет отдельные административно-правовые институты: институт административно-правового статуса граждан и общественных объединений; институт органов исполнительной власти; институт государственной службы; институт административной ответственности; институты административно-правового регулирования в различных отраслях государственной деятельности.
Предметом правового регулирования отрасли административного права является широкий круг общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления. При этом государственное управление может пониматься в широком смысле как деятельность государственных органов всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), направленная на упорядочивание общественных отношений, а также в узком смысле как деятельность органов исполнительной ветви власти и их должностных лиц. Кроме того, к предмету регулирования отрасли административного права следует отнести общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, осуществляемого на негосударственном уровне – в муниципальных образованиях, других организациях и учреждениях, если государство передаёт им часть своих полномочий.
Общественные отношения, связанные с государственным управлением, могут быть подразделены на различные виды в зависимости от областей административно-правового регулирования.
Так, в предмет административного права входят внешнеорганизационные отношения, которые возникают в рамках реализации своих полномочий субъектами государственного управления. Последствия данных общественных отношений выходят за пределы аппарата органа государственной власти. Участниками внешнеорганизационных общественных отношений с одной стороны выступают орган государственной власти, его должностное лицо, либо общественная и иная негосударственная организация (включая органы местного самоуправления) в случае передачи им государственно-властных управленческих полномочий, а с другой стороны – любой субъект (гражданин, организация, иной орган власти).
Административное право также регулирует внутриорганизационные отношения, которые складываются внутри аппарата органа государственной власти, связаны с осуществлением государственной службы как профессиональной служебной деятельности граждан РФ. При этом правовой регламентации нормами административного права подлежат общественные отношения, связанные с осуществлением государственной службы всех видов – государственной гражданской службы, военной службы, а также государственной службы иных видов, к которым относится служба в органах МВД России, Росгвардии, Министерства юстиции России, МЧС России, ГФС России, ФСИН России, ФТС России, в Следственном комитете РФ, Прокуратуре РФ, в органах принудительного исполнения. Должности государственной службы существуют не только в органах исполнительной власти, но и в органах судебной власти, законодательной власти, иных государственных органах, а также обеспечивают исполнение полномочий лиц, замещающих государственные должности. Профессиональная служебная деятельность любых государственных служащих является предметом отрасли административного права. Без надлежащей нормативной регламентации внутриорганизационных общественных отношений невозможна эффективная организация деятельности органов государственной власти и, следовательно, выполнение ими своих функций.
Отдельным видом общественных отношений, составляющих предмет административного права, выступают общегосударственные контрольно-организационные отношения, которые складываются в масштабах всего государства, связаны с деятельностью органов, не принадлежащих ни одной из ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной): Главного контрольного управления Президента РФ, Счётной палаты, Уполномоченного по правам человека РФ.
Процесс осуществления государственного управления не должен противоречить законодательству, нарушать права и законные интересы граждан и организаций, незаконно возлагать на них какие-либо обязанности. Контроль за законностью решений и действий государственной и местной администрации, связанный с оценкой правомерности или неправомерности её действий, осуществляется в рамках административного судопроизводства. Общественные отношения, связанные с рассмотрением судом административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, являются административно-юстиционными отношениями и входят в предмет отрасли административного права.
Отрасль административного права обладает собственным методом правового регулирования. Основным методом административного права является императивный – метод властного подчинения, подразумевающий наличие строгой подчинённости одних субъектов общественных отношений другим субъектам, недопустимость действий, противоречащих воле субъекта управления. Широко применяются такие методы правового регулирования, как обязывание и запрет. Однако в административном праве находит определённое выражение и диспозитивный метод, предоставляющий субъектам общественных отношений возможность самостоятельного выбора варианта поведения – например, при заключении административно-правовых договоров.
Нормы административного права закрепляются в нормативных актах различного уровня, составляющих систему источников отрасли. К источникам административного права относятся: законы – государственные правовые акты, обладающие высшими юридическими свойствами среди других источников и регулирующие наиболее общие и наиболее значительные отношения, касающиеся предмета административно-правового регулирования; общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, поскольку, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ (1993), они являются составной частью российской правовой системы; указы Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, нормативные правовые акты центральных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, акты иных органов государственной власти – как федеральных, так и субъектов РФ. К числу источников административного права можно отнести также нормативные правовые акты органов муниципальной власти в случае, если муниципалитету переданы отдельные государственные полномочия. Акты органов судебной власти – решения, постановления Конституционного и Верховного судов, не закрепляют новых норм административного права, однако могут быть отнесены к числу его источников, поскольку изменяют или отменяют нормы административного права, осуществляют их толкование, тем самым оказывая существенное влияние на функционирование отрасли.
Отрасль административного права является предметом изучения административно-правовой науки. Наука административного права изучает вопросы организации системы органов исполнительной власти, проблемы государственного управления, государственной службы, разрабатывает определения административно-правовых категорий: «административное право», «исполнительная власть», «государственное управление», «государственная служба», «административное производство», «административное принуждение» и др., выявляет закономерности развития административного законодательства. Административное право изучает не только действующие административно-правовые нормы, но и исторические аспекты административно-правового регулирования в целях выявления положительных и отрицательных сторон практики государственного управления, определения перспектив реформирования нормативных правовых актов, разработки научных положений, направленных на совершенствование административно-правового законодательства. Таким образом, между отраслью административного права и наукой административного права происходит активное взаимодействие и взаимообогащение. Наука административного права взаимодействует и с иными юридическими науками – конституционным правом, теорией государства и права, муниципальным правом, гражданским, земельным, трудовым, финансовым, налоговым правом – в части разработки общих понятий и категорий, изучения смежных проблем правового регулирования.
Административное право может рассматриваться также как учебная дисциплина. Базовые положения науки административного права, а также положения основных административно-правовых институтов изучаются в рамках образовательных программ учебных заведений. Для более подробного изучения подотраслей административного права и его институтов существуют отдельные учебные дисциплины: «Административно-процессуальное право», «Административная ответственность», «Административное судопроизводство», «Государственная служба».
Следует отметить, что в отличие от таких базовых отраслей права, как гражданское, уголовное, трудовое право, отрасль административного права характеризуется отсутствием единого кодифицированного нормативного акта. Существующие кодифицированные акты – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (2001), Кодекс административного судопроизводства (2015) – регламентируют отдельные виды административных производств и не затрагивают общественные отношения, складывающиеся в рамках реализации административных процедур позитивного характера. Однако ввиду широты предмета административного права и динамики общественных отношений, принятие единого законодательного акта, регламентирующего все виды административных производств, не представляется возможным. Роль административного права в современную эпоху должна заключаться в обеспечении развития новых общественных отношений. Вопросы осуществления генно-инженерной деятельности, использования криптовалюты, беспилотных транспортных средств, искусственного интеллекта, цифровых платформ требуют надлежащей административно-правовой регламентации, учитывающей необходимость соблюдения баланса между развитием технологий и защитой прав граждан.