Федеральное Собрание Российской Федерации
Федера́льное Собра́ние Росси́йской Федера́ции, парламент – постоянно действующий представительный и законодательный орган России.
В России создание Федерального Собрания как нового высшего представительного и единственного законодательного органа предусмотрено Указом Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ». Федеральное Собрание заменило Съезд народных депутатов РФ и Верховный Совет РФ, полномочия и деятельность которых, равно как и действие Конституции 1978 г. (в части законодательной, распорядительной и контрольной функций указанных органов), были приостановлены Указом Президента РФ. Новый парламент создавался и выборы в него проводились на основе указов главы государства.
Конституция РФ 1993 г. окончательно закрепила создание Федерального Собрания, порядок формирования его палат и их полномочия. В России формирование Федерального Собрания, его правовое положение, права и обязанности (полномочия) определяются Конституцией РФ (в частности, гл. 5 «Федеральное Собрание»), федеральными законами: от 22 декабря 2020 г. № 439-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», от 7 мая 2013 г. № 77-ФЗ «О парламентском контроле», от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» и др.
Поскольку Федеральное Собрание – парламент, федеральный государственный орган законодательной власти, главным его полномочием является участие в законодательной деятельности. Кроме того, Федеральное Собрание вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц.
Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Федеральное Собрание – постоянно действующий орган. Палаты заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.