Местное самоуправление
Ме́стное самоуправле́ние, самостоятельное (в пределах, установленных конституцией и законами государства) осуществление населением своей публичной власти по вопросам местного значения.
Местное самоуправление осуществляется непосредственно (местный референдум) или через избранные народом органы (мэра, местный парламент и др.). Оно неразрывно связано с административным делением территории государства и с территориальными публичными коллективами людей, сложившимися в административно-территориальных границах (в населённых пунктах, районах и др.). Территориальные публичные коллективы в муниципальных и региональных образованиях (если последние создаются для местного самоуправления, а не являются только административно-территориальными единицами с назначаемыми сверху должностными лицами) – самостоятельные публично-правовые образования, которые имеют свою собственность, принимают свой бюджет, сами регулируют вопросы своей местной жизни в пределах, установленных законами государства (а также субъектов федераций в федерациях). Как правило, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Но они не изолированы от органов государства – имеют с ними общие задачи, выполняют акты, изданные органами государства (субъектов федерации); органы государства оказывают помощь (в том числе материальную) органам местного самоуправления и могут поручить им выполнение некоторых своих полномочий с передачей необходимых для этого материальных средств. Система местного самоуправления – один из главных факторов социальной стабильности государства.
В зарубежных странах различается муниципальное и региональное местное самоуправление. Муниципальное самоуправление существует в таких единицах, которые не делятся на другие муниципальные образования (обычно это небольшие населённые пункты, но иногда и большие города, например Марсель во Франции или Нью-Йорк в США). Региональное самоуправление существует в крупных единицах, включающих в свой состав несколько небольших муниципальных образований низового и иногда даже среднего звена (например, режьоны во Франции, включающие департаменты, которые состоят из коммун). Соответственно этому в зарубежных странах существует несколько систем местного самоуправления.
В англосаксонской системе (Великобритания, США, Австралия, Канада и др.) жители малых поселений (общин, приходов, обычно с населением менее 150 человек) решают местные вопросы на собраниях, где вправе голосовать лица, имеющие избирательные права. Для решения текущих дел собрание избирает старосту (существуют разные названия). В других административно-территориальных единицах избирается совет и по решению населения мэр или небольшой коллегиальный исполнительный орган. Возможно введение оплачиваемой советом должности наёмного управляющего.
В романо-германской системе (некоторые страны континентальной Европы) на низовом уровне в территориальных коллективах (например, в коммунах во Франции) избираются совет и мэр. Мэр затем утверждается обычно министром внутренних дел, и как государственный служащий он решает вопросы государственного значения, возникающие в коммуне. Но по существу мэр – глава местного самоуправления. В вышестоящих территориальных коллективах (департаменты, режьоны) вопросами государственного значения занимаются чиновники, префекты, назначаемые правительством, а местные вопросы решают выборные советы и их выборный исполнительный орган – председатель совета.
В латиноамериканской системе население в муниципиях (есть иные названия) отдельно избирает совет и префекта (регидора и др.), но затем префект по должности становится председателем совета и назначается правительством (министром внутренних дел) представителем государства в муниципии, т. е. государственным чиновником, обладающим большой властью.
В некоторых арабских странах (Египет, Сирия и др.) есть избираемые советы, в странах мусульманского фундаментализма совет заменяет совещательный орган мусульманской уммы при монархе – аш-шура, но в некоторых городах (в частности, в городах Саудовской Аравии) созданы частично выборные, частично назначаемые советы.
В России правовые основы действующего местного самоуправления установлены Конституцией РФ, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (до 2025 действует переходный период для приведения статусов и уставов муниципальных образований, а также законодательства в соответствие с изменениями, внесёнными в 2019), Федеральным законом № 414-ФЗ от 21 декабря 2021 г. «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований». Местное самоуправление в федеральной территории «Сириус» с 2021 г. осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2020 г. № 437-ФЗ «О федеральной территории "Сириус"» непосредственно в формах, предусмотренных законодательством РФ, а также через органы публичной власти федеральной территории «Сириус», осуществляющие в том числе полномочия органов местного самоуправления городского округа. С 2022 г. особенности организации местного самоуправления на территории Военного инновационного технополиса «Эра» Министерства обороны РФ устанавливаются Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 253-ФЗ «О Военном инновационном технополисе "Эра" Министерства обороны Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью в муниципальных образованиях, территория которых определяется с учётом исторических и иных местных традиций. При этом с 2020 г. в соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления входят в единую систему публичной власти в РФ и осуществляют взаимодействие с органами государственной власти и иными государственными органами для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. При этом с 2020 г. органы государственной власти наделены правом участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении должностных лиц местного самоуправления и освобождении их от должности. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также (с 2020) в пределах своей компетенции обеспечивают доступность медицинской помощи. Органы местного самоуправления могут наделяться федеральным законом или законом субъекта РФ отдельными государственными полномочиями при условии передачи им необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Каждое муниципальное образование (городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения) принимает свой устав, в котором в соответствии с законодательством регулируются система и деятельность его органов местного управления. Законодательство определяет территориальные основы местного самоуправления.
Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, имущественные права муниципальных образований. В собственности муниципальных образований может также находиться имущество, переданное Федерацией или субъектом РФ для выполнения некоторых полномочий государственных органов, имущество, переданное для обеспечения деятельности местного самоуправления (административные здания, транспортные средства), некоторые автомобильные дороги, мосты и другое имущество, переданное для обеспечения водоснабжения, электроснабжения и др. Муниципальные образования могут создавать свои организации, получать от них доходы. Местный бюджет формируется за счёт налоговых и неналоговых доходов: местных налогов и сборов, отчислений от федеральных налогов и сборов (в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами) и региональных налогов, штрафов, доходов от использования и продажи муниципального имущества, платы за пользование водными объектами и за негативное воздействие на окружающую среду, межбюджетных трансфертов (дотаций, субсидий, субвенций и др.) из вышестоящих бюджетов, самообложения населения (оно возможно в определённых размерах в соответствии с законом) и т. д. В России экономическая основа местного самоуправления пока слабая, требует дальнейшего укрепления.
Муниципальные образования и их органы не подчинены друг другу по вертикали. В пределах закона муниципальные образования автономны и самостоятельно решают свои местные вопросы.
Общие принципы осуществления публичной власти на местном уровне, установленные в указанных выше законах, в части непосредственной регламентации вопросов структуры и порядка формирования органов местного самоуправления, как правило, детализируются в уставах соответствующих муниципальных образований.
Местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется представительным органом местного управления, главой муниципального образования, местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом), контрольно-счётным органом, иными органами и выборными должностными лицами, если они предусмотрены уставом муниципального образования и обладают собственными решающими полномочиями по вопросам местного значения. Наличие в этой структуре представительного органа, главы муниципального образования и исполнительно-распорядительного органа обязательно (за исключением мелких муниципальных образований, где, например, полномочия представительного органа осуществляет сход граждан). В сельских поселениях и во внутригородских муниципальных образованиях города федерального значения может быть местная администрация, возглавляемая главой муниципального образования, исполняющего полномочия председателя представительного органа. В муниципальных районах и поселениях, являющихся административными центрами таких районов, может быть местная администрация муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации этого поселения. Тогда в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, а его глава является и председателем представительного органа этого поселения. Представительный орган (муниципальное собрание, совет депутатов и др.) формируется неодинаково. В поселениях, муниципальных округах, городских округах, внутригородских районах, внутригородских муниципальных образованиях городов федерального значения он состоит из депутатов, избираемых гражданами на муниципальных выборах. В муниципальных районах представительный орган также может избираться, а может состоять по должности из глав поселений, входящих в муниципальный район, и из депутатов, избранных непрямыми выборами, представительными органами поселений и из их числа. Численность депутатов представительного органа определяется уставом муниципального образования. Закон устанавливает нижнюю границу количества депутатов – не менее 7–35 человек (последнее – для крупных городов с населением свыше 500 тыс. человек). Депутаты осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. Если они плохо выполняют свои обязанности и по другим причинам, могут быть досрочно отозваны избирателями путём голосования. Представительный орган имеет права юридического лица. В небольших поселениях (не более 100 человек) представительный орган не создаётся, его полномочия осуществляет сход граждан. Если в поселении проживает от 100 до 300 человек, может быть сформирован представительный орган, но возможно и решение всех вопросов сходом. Проведение схода граждан обеспечивает глава муниципального образования. Глава муниципального образования – высшее должностное лицо муниципального образования, обладающее собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Он избирается непосредственно гражданами (в этом случае – либо входит в состав представительного органа и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию) или представительным органом муниципального образования из его состава либо из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (тот или иной способ выборов определяется законом соответствующего субъекта РФ, в состав которого входит муниципальное образование, и уставом муниципального образования).
На практике в большинстве муниципальных образований глава муниципальной администрации избирается из состава совета и является его председателем, а местной администрацией руководит глава исполнительного органа. Согласно ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган может назначить главой исполнительного органа (главой местной администрации) по конкурсу управляющего (менеджера). Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с другими муниципальными образованиями, органами государства, гражданами; он подписывает документы, обнародует правовые акты муниципального образования, сам издаёт правовые акты. По некоторым вопросам (бюджет и др.) только он может вносить проекты решений в представительный орган. Глава муниципального образования может прекратить свои полномочия по уважительным причинам (стойкая неспособность по состоянию здоровья, утрата поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом и др.), в случае обвинительного приговора против него, прекращения российского гражданства либо выявления факта наличия у него гражданства (подданства) иностранного государства (а равно какого-либо документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства, например вида на жительство) и в ряде иных случаев. Кроме того, он может быть уволен в отставку по указанным в законе причинам (преимущественно неисполнение своих обязанностей) решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) или представительного органа. Местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) может возглавлять глава муниципального образования, иное назначенное должностное лицо, управляющий, назначенный по конкурсу. Представительным органом для осуществления внешнего муниципального финансового контроля может быть образован контрольно-счётный орган (до 2011 – либо представительным органом, либо избирался непосредственно гражданами). В муниципальном образовании существует своя муниципальная служба (около 395 тыс. служащих на 2020). Муниципальные служащие должны быть вне партий и политической деятельности. Органы государства и субъектов РФ осуществляют контроль в отношении местного самоуправления, но не с точки зрения целесообразности решаемых его органами вопросов на собственные средства, а с позиций соблюдения законности и целевого расходования средств, предоставленных государством и субъектом РФ (если эти средства не являются дотациями). Представительный орган местного самоуправления может быть распущен Президентом РФ или главой субъекта РФ в случае принятия им противоправного нормативного правового акта, нарушающего Конституцию РФ, законы РФ или субъекта РФ, если такой акт будет предварительно признан судом противоправным и если представительный орган не отменит его в установленный срок. По этой же причине глава муниципального образования может быть отрешён от должности. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед гражданами. Депутаты и мэр могут быть досрочно отозваны избирателями. Муниципальные образования и их органы, признанные юридическими лицами, несут гражданско-правовую ответственность за причинение ущерба физическим и юридическим лицам.
В соответствии со ст. 133 Конституции РФ в настоящее время местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций, запретом на ограничение прав местного самоуправления.