Монополистическая деятельность
Монополисти́ческая де́ятельность (монополия), злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением. Соглашения или согласованные действия, запрещённые антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью [Федеральный закон от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)].
Значение термина «монополия»
Монополия (от греч. monopolia – продаю один). Монополия (в экономике) – организация, осуществляющая контроль над ценой и объёмом предложения на рынке в целях максимизации прибыли. В России запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию, устанавливается в Конституции РФ. Под монополией понимается определённая структура рынка с преобладанием на нём единоличного продавца или покупателя, продающего товар, на который не имеется близких заменителей. Монополия в определённом смысле противостоит конкуренции (Конституционная экономика. 2010. С. 113). Монополистическая деятельность является правонарушением, за исключением создания т. н. правомерных монополий.
В российском законодательстве термин «монополия» используется более произвольно, в отличие от его экономической трактовки [абсолютная («чистая») монополия]. Правомерные формы монополий – государственная, естественная и чрезвычайная монополия.
В нормативных актах прежде всего содержатся термины «государственная монополия» и «естественная монополия» (Предпринимательское право России. 2019. С. 201).
Виды монополий
Государственная монополия (или фискальная монополия) – исключительное право государства на производство и реализацию товаров массового потребления. Она может быть полной, если государство монополизирует производство и реализацию товара, или частичной, если монополизировано только производство или только реализация. Государственная монополия – одна из форм участия государства в экономике, она защищает национальные богатства страны, контролирует оборот редких и опасных для здоровья продуктов, веществ, материалов и создаётся в исключительных случаях.
Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров (ст. 3 Федерального закона от 17 августа 1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»). Естественные монополии имеют огромное значение для национальной экономики и жизни населения, формируются в стратегических сферах деятельности, обеспечивают жизнедеятельность общества и его благосостояние. Продукция субъектов естественных монополий не имеет альтернативы.
Чрезвычайная монополия – санкционированная государством и созданная на определённый период времени система общественных отношений на товарном рынке (например, монополия на внешнеэкономическую деятельность, банковскую деятельность, производство продукции оборонной промышленности). В российском антимонопольном законодательстве, как и в иных экономиках с развитой рыночной экономикой, не представлены нормы регулирования чрезвычайных монополий.
Искусственные монополии распространены и создаются при объединении нескольких предприятий сговором для рыночного устранения конкурентов. Искусственные монополии используют такие недобросовестные практики, как промышленный шпионаж; хозяйственный бойкот с прекращением полного или частичного взаимодействия с контрагентом или аутсайдером, не входящим в монополию; ценовое маневрирование, политику демпингования и установления цен существенно ниже рыночных (не имеет, в отличие от демпинга, каких-либо экономических целей, связано в том числе с высвобождением складских площадей или расширением клиентелы, не прибегает к установлению столь низкой цены, которая не имеет под собой экономического обоснования), временно цены могут устанавливаться ниже себестоимости для удержания покупателей. При таком виде монополии существование субъекта, обладающего правовым статусом доминирующего лица, обусловлено наличием барьеров для входа на соответствующий товарный рынок, которые могут быть представлены, например, патентом на продукцию или технологию.
Государственные органы, контролирующие монополии
В России полномочия по выявлению и пресечению монополистической деятельности закреплены за Федеральной антимонопольной службой, осуществляющей антимонопольный контроль (ст. 23 Закона о защите конкуренции). В США эти полномочия возложены на Федеральную торговую комиссию (FTC), на уровне Европейского союза таким регулятором является Европейская комиссия, при этом на национальных рынках государства Европейского союза осуществляют деятельность их национальные регуляторы (например, Le ministère de l'Économie, des Finances et de la Souveraineté industrielle et numérique – Главное управление по конкуренции, защите прав потребителей и борьбе с мошенничеством во Франции или Bundeskartellamt – Федеральное антикартельное правление в Германии.
Подходы к регулированию монополий
Законодательная политика в области регулирования монополистической деятельности не ограничивается их исключительным экономическим содержанием (Экономическая концентрация. 2016. С. 72). В контексте права более распространено использование термина не «монополия», а «доминирующее положение» (Конкурентное право. 2018. С. 61). Доминирующее положение – положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определённого товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и/или устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и/или затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции).
Общей смысловой основой всех вариантов понимания монополии является представление о господстве или контроле определённого субъекта в какой-либо сфере деятельности. Общая для большинства стран мира стратегическая черта правового регулирования монополистических отношений состоит в том, что монополии считаются предметом юридического сдерживания и противодействия; в качестве нормального состояния экономики декларируется конкурентный рынок; соответственно, законодательство исходит из необходимости введения тех или иных правовых ограничений в отношении субъектов монополистической деятельности (Рыженков. 2017. С. 10).
Американское законодательство придерживается принципа «запрещения монополии», а к европейскому более применима формулировка «контроль за злоупотреблениями» (Кусакина. 2007. С. 34). В европейском законодательстве регулирование монополий содержит правила: предотвращение или недопущение конкуренции выражены в запрете монополистической деятельности; монополистические практики допускаются, если признаются целесообразными для экономики (например, если в результате их реализации потребители продукции получат доступ к новому товару или к уже существующему, но на более выгодных для них условиях; если компания, занимающая доминирующее положение, осуществляет, на первый взгляд, антиконкурентные действия, отказывая своему потребителю в заключении договора по причине того, что такой контрагент обладает низкими показателями экономической устойчивости, и взаимодействие с ним может создать угрозу существования доминирующей компании). Радикального запрета монополий, подобного антитрестовскому законодательству США, российская правовая система не устанавливает (Рыженков. 2017. С. 13).
В России отсутствует общий запрет на монополии. Монополистическая деятельность не тождественна недобросовестной конкуренции. Недобросовестная конкуренция противоречит обычаям делового оборота и действующему законодательству, в том числе антимонопольному (Егорова. 2020. С. 10).
К монополистической деятельности относятся:
создание препятствий для доступа на товарный рынок (ухода с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам или ограничения свободы их конкуренции;
необоснованное и преднамеренное повышение цен на товары, работы, услуги, а также меры искусственного повышения и снижения цен;
изъятие товаров из обращения, ограничение производства в целях создания или поддержания дефицита на товарном рынке;
ценовые факторы получения и поддержания монопольно высокой прибыли и вытеснения конкурентов с товарного рынка;
соглашения, которые позволяют устанавливать контроль над производством или товарным рынком, включая ценовые;
нарушение принципа равноправия по отношению к экономическим субъектам, создание невыгодных условий конкуренции, включение дискриминирующих условий в договоры с контрагентами;
внесение в договоры условий приобретения нежелательных для контрагента товаров и др.
Выделяют следующие виды монополистический деятельности:
договорная и внедоговорная – в зависимости от формы, в которой выражается монополистическая деятельность;
индивидуальная и коллективная – в зависимости от количества участников соответствующей монополистической деятельности;
органов государственной власти и органов местного самоуправления – в зависимости от субъектного состава участников монополистической деятельности (орган государственной власти или орган местного самоуправления совершает действие, представляющее собой монополистическую деятельность).
Причины и факторы создания монополий:
стремление получить максимальную прибыль в предпринимательстве за счёт монополизации товарного рынка;
укрупнение фирм и повышение их капитализации через слияния и поглощения;
государственное регулирование и реализация протекционистской политики по защите отечественного товаропроизводителя от зарубежных конкурентов;
снижение затрат бизнеса в конкурентной среде;
недобросовестные маркетинговые стратегии и практики.
Характерные особенности монополий – присутствие одной (доминирующей) отраслевой компании на рынке; искусственное создание экономических, юридических, технических, инновационных барьеров при производстве аналогичных товаров конкурентом; активное использование ценовых инструментов, в том числе демпинг цен для регулирования товарного насыщения рынка.