Некоммерческие организации
Некомме́рческие организа́ции (НКО), юридические лица, которые не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации в России
Понятие НКО впервые было закреплено в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик от 31 мая 1991 г. Оно объединило юридические лица различных организационно-правовых форм, деятельность которых не была связана с извлечением прибыли, в целях унификации их правового статуса и их отграничения от профессиональных предпринимателей – коммерческих организаций. В дальнейшем этот же подход был использован законодателем в действующем Гражданском кодексе РФ (ГК РФ).
НКО обладают двумя признаками. Во-первых, их основные цели деятельности не связаны с извлечением прибыли; они создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Во-вторых, прибыль, полученная НКО в результате своей деятельности, не подлежит распределению между их участниками и должна направляться на достижение их основных целей [п. 1 ст. 50 ГК РФ, подпункты 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Закон о некоммерческих организациях)]. Эти признаки НКО были закреплены в ГК РФ изначально и в процессе реформирования гражданского законодательства не подверглись изменениям, хотя регулярно критиковались вследствие нечёткости и недостаточной эффективности (Степанов. 2007. С. 13–60; Новак. 2007. С. 61–98).
Виды организационно-правовых форм некоммерческих организаций
НКО создаются в следующих организационно-правовых формах, исчерпывающий перечень которых предусмотрен в п. 3 ст. 50 ГК РФ:
потребительские кооперативы, в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
общественные организации, в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
общественные движения;
ассоциации (союзы), в том числе некоммерческие партнёрства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;
товарищества собственников недвижимости, в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества;
казачьи общества, внесённые в государственный реестр казачьих обществ в РФ;
общественно полезные фонды, в том числе общественные и благотворительные фонды, и личные фонды;
учреждения, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
адвокатские образования (являющиеся юридическими лицами);
Обоснованность и целесообразность выделения некоторых организационно-правовых форм НКО в качестве самостоятельных (общественные движения, казачьи общества и др.) нередко подвергаются сомнению (Суханов. 2022. С. 136–166; Гутников. 2022. С. 128–163), высказываются мнения о необходимости радикального сокращения их количества (Гутников. 2023. С. 12–20).
НКО, как и юридические лица в целом, подразделяются на корпоративные и унитарные. Корпоративными являются НКО, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган (потребительские кооперативы, общественные организации и др.; ст. 123.1 ГК РФ). Участники (члены) таких организаций имеют общие корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица (ст. 65.2 ГК РФ). Унитарными являются НКО, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них права членства (учреждения, религиозные организации и др.).
Правовой статус. Создание, реорганизация, ликвидация
Правовой статус НКО регламентируется ГК РФ, Законом о некоммерческих организациях, а также специальными законами и иными правовыми актами, закрепляющими особенности НКО отдельных форм и видов, в том числе с учётом направлений и сфер их деятельности. Существующая система правового регулирования некоммерческих организаций в правовой доктрине оценивается негативно в связи с её избыточно многоуровневой структурой, а также непоследовательностью и несогласованностью норм, содержащихся в актах разных уровней (Абросимова. 2020. С. 13–17; Гутников. 2020. С. 59–73).
НКО считается созданной и приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации и включения данных о ней в Единый государственный реестр юридических лиц. Регистрация НКО осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». При этом для большинства НКО (общественные организации, казачьи общества и др.) действует специальный порядок, согласно которому решение о государственной регистрации юридического лица принимает Министерство юстиции РФ (его территориальные органы) (ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях).
НКО обладают специальной гражданской правоспособностью, т. е. могут иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и предусмотрены в учредительном документе (п. 1 ст. 49 ГК РФ).
НКО могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, и лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. Кроме того, НКО (за исключением казённого и частного учреждений) должны иметь достаточное для этого имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью – 10 тыс руб. (пункты 4, 5 ст. 50 ГК РФ). Видами такой деятельности признаются производство товаров и услуг, отвечающих целям создания НКО, приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных прав, участие в хозяйственных обществах и в товариществах на вере в качестве вкладчика (п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях).
Правовая сущность приносящей доход деятельности НКО оценивается неоднозначно; предлагается рассматривать её как равнозначную предпринимательской, близкую к ней, содержательно более широкую, особый вид экономической деятельности и др. (Козлова. 2017. С. 32–49; Свит. 2022. С. 53–60). Судебная практика исходит из того, что на НКО в части осуществления приносящей доход деятельности распространяются те же положения законодательства, какие применяются к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность (абзац 3 п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ»).
НКО (кроме учреждений), являются собственниками своего имущества. Источники его приобретения различны и зависят от организационно-правовой формы НКО. Это могут быть единовременные или регулярные поступления от учредителей (участников, членов); добровольные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ, услуг; дивиденды (доходы, проценты) по ценным бумагам и вкладам; доходы от находящегося в собственности НКО имущества и др. (п. 1 ст. 26 Закона о некоммерческих организациях).
НКО несут самостоятельную имущественную ответственность, за исключением случаев, предусмотренных законом (например, п. 3 ст. 123.21, пункты 4–6 ст. 123.22 ГК РФ). В целом они отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом, однако для некоторых НКО предусмотрены изъятия из этого правила (например, п. 2 ст. 123.23, п. 2 ст. 123.28 ГК РФ).
НКО могут получать от органов государственной власти, органов публичной власти федеральной территории и органов местного самоуправления экономическую поддержку в формах осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у НКО (ст. 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»); предоставления гражданам и юридическим лицам, оказывающим НКО материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов; предоставления НКО иных льгот (ст. 31 Закона о некоммерческих организациях). НКО, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества, а также определённые виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1 Закона о некоммерческих организациях (например, социальная поддержка и защита граждан, охрана окружающей среды и защита животных), признаются социально ориентированными НКО и могут претендовать на поддержку в особых формах (финансовую, имущественную, информационную, консультационную и др.). Право на приоритетное получение мер поддержки имеют социально ориентированные НКО, соответствующие определённым требованиям и получившие статус исполнителей общественно полезных услуг. Социально ориентированные НКО включаются в специальный реестр, ведение которого осуществляет Министерство экономического развития РФ (постановление Правительства РФ от 30 июля 2021 № 1290 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций», которым утверждено «Положение о порядке ведения реестра социально ориентированных некоммерческих организаций»).
НКО, получающие поддержку и/или находящиеся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющие политическую деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ и ряд иных видов деятельности (за исключением религиозных организаций, политических партий и некоторых других НКО), могут быть признаны иностранными агентами (статьи 1, 4 Федерального закона от 14 июля 2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»). В целях учёта иностранных агентов Департаментом по защите национальных интересов от внешнего влияния Минюста России ведётся соответствующий реестр (порядок ведения реестра иностранных агентов и размещения содержащихся в нём сведений на официальном сайте Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет утверждён приказом Минюста России от 29 ноября 2022 № 307). За деятельностью НКО, признанных иностранными агентами, осуществляется особый контроль (ст. 32 Закона о НКО).
Прекращение НКО возможно путём реорганизации и ликвидации в добровольном или принудительном порядке, а также в связи с исключением из единого государственного реестра юридических лиц как недействующих. Возникающие при этом отношения регулируются как общими для всех юридических лиц, так и специальными правилами. В частности, для ряда НКО установлены ограничения на реорганизацию в форме преобразования (потребительский кооператив, общественная организация и др.), закреплена невозможность их реорганизации (адвокатские палаты) и добровольной ликвидации (общественно полезный фонд и др.), предусмотрены особые основания принудительной ликвидации (общественная организация и др.). При ликвидации НКО имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется в соответствии с уставом на цели, для достижения которых она была создана, и/или на благотворительные цели, если иное не предусмотрено законом (п. 8 ст. 63 ГК РФ).
Некоммерческие организации в зарубежных правопорядках
В зарубежных странах используются различные подходы к регламентации правового статуса организаций, создаваемых для осуществления не связанной с получением прибыли деятельности, которые могут рассматриваться как аналоги российских НКО.
В странах романо-германской правовой системы для НКО предлагаются самостоятельные формы, однако их число существенно меньше, чем в России. Их правовое регулирование осуществляется на основании как общегражданского законодательства, так и специальных актов, учитывающих особенности отдельных форм НКО или сферы их деятельности. Как правило, возникновение НКО в качестве правосубъектного образования требует легитимации (регистрации, включения в реестры, уведомления и т. д.); предъявляются специальные нормативные требования к их внутренней структуре, формированию и использованию имущества, ведению деятельности; возможности осуществления ими коммерческой деятельности ограничиваются.
В Германии НКО могут создаваться в формах ассоциации (verein), т. е. добровольного объединения лиц, не преследующего извлечение прибыли в качестве цели своей хозяйственной деятельности и приобретающего правоспособность после регистрации в соответствующем реестре, который ведётся в участковом суде (параграфы 21–79 Германского гражданского уложения), и фонда (stiftung), представляющего собой не основанную на членстве организацию, привлекающую денежные средства и пожертвования для достижения определённой, указанной в уставе цели (параграфы 80–88 Германского гражданского уложения). Для получения налоговых льгот НКО должна быть признана организацией общественной пользы, что предполагает проведение проверки её устава и фактического ведения дел на предмет соответствия специальным требованиям законодательства (параграфы 51–68 Налогового кодекса ФРГ).
В Нидерландах основными правовыми формами юридических лиц, реализующих некоммерческие цели, также являются ассоциация [vereniging; юридическое лицо, основанное на членстве и не распределяющее прибыль между своими членами (раздел 2.2 Гражданского кодекса Нидерландов)] и фонд [stichting; не имеющий членов и создаваемый для реализации некоммерческих целей путём использования формируемого для этого имущества (раздел 2.6 Гражданского кодекса Нидерландов)]. Особыми видами ассоциаций, цели которых не направлены на извлечение прибыли, признаются кооператив (coöperatie), создаваемый для удовлетворения определённых материальных потребностей своих членов на основе заключаемых с ними договоров, и общество взаимного страхования (onderlinge waarborgmaatschappij), осуществляющее страховую деятельность в интересах своих членов (раздел 2.3 Гражданского кодекса Нидерландов).
В Швейцарии НКО могут создаваться в форме ассоциации (association), т. е. корпоративного образования, преследующего политические, религиозные, научные, художественные, благотворительные, развлекательные или иные неэкономические цели и обладающего уставом, которое при условии его включения в Торговый реестр вправе осуществлять хозяйственную деятельность, направленную на достижение своей основной цели (статьи 60–79 Гражданского кодекса Швейцарии), и фонда (fondation), учреждение которого предполагает выделение имущества в пользу определённой цели (статьи 80–89 Гражданского кодекса Швейцарии).
В Чехии предусматривается возможность добровольного создания союзов (spolek), основная деятельность которых заключается в достижении и защите определённых некоммерческих интересов (параграфы 214–302 Гражданского кодекса Чешской Республики); фундаций (fundace), предполагающих формирование имущества для его использования с определённой долгосрочной целью, для достижения которой они образованы (параграфы 303–393 Гражданского кодекса Чешской Республики), и включающих понятия фонда как объединения целевого имущества (nadace), а также благотворительного фонда (nadacny fond), создаваемого для реализации полезных социально-экономических целей и наделяемого относительно самостоятельным правовым статусом (параграфы 394–401 Гражданского кодекса Чешской Республики); учреждений, создаваемых в целях осуществления общественно или экономически полезной деятельности с использованием своих усилий и имущества (параграфы 402–418 Гражданского кодекса Чешской Республики). Признавая некоммерческий характер этих юридических лиц, законодатель допускает возможность осуществлениями ими предпринимательской деятельности, но только в качестве второстепенной и при условии необходимости её осуществления для поддержания основного вида деятельности или экономного использования имущества. Полученная прибыль должна направляться на поддержку основной деятельности организации, а также на покрытие расходов по управлению ею.
Во Франции к НКО, правовой статус которых регламентируется дифференцированно, относятся гражданские товарищества, чья основная деятельность не связана с извлечением прибыли (статьи 1845–1870-1 Французского гражданского кодекса); ассоциации, создаваемые в соответствии с общим Законом от 1 июля 1901 г. об ассоциациях, при условии осуществления ими деятельности в общественно полезных целях и соответствия ряду требований; объединения экономических интересов, если они создаются в некоммерческих целях; фонды, предполагающие формирование имущества для использования в общественных целях, если они признаны юридическими лицами в установленном порядке.
Республика Казахстан является примером государства, где общее понятие НКО закреплено нормативно, а для регламентации их статуса и различных аспектов деятельности принят специальный закон. В качестве НКО признаётся юридическое лицо, не имеющее извлечение дохода в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющее полученный чистый доход между участниками. Заниматься предпринимательской деятельностью НКО может лишь постольку, поскольку это соответствует её уставным целям. НКО может быть создана в форме учреждения, общественного объединения, акционерного общества (выпускающего акции с целью привлечения средств для осуществления своей деятельности и использующего доходы исключительно на развитие общества), потребительского кооператива, фонда (в зависимости от состава учредителей и от сферы деятельности выделяются частный, корпоративный, общественный, государственный фонды; в зависимости от целей деятельности – социальные, благотворительные, культурные, образовательные и др.), религиозного объединения, объединения юридических лиц в форме ассоциации (союза) (статьи 34, 105–110 Гражданского кодекса Республики Казахстан). Кроме того, допустимо создание НКО и в иных формах, предусмотренных законодательными актами, в числе которых: автономные организации образования, автономный кластерный фонд, нотариальные палаты, коллегии адвокатов, адвокатские конторы, Республиканская коллегия юридических консультантов, Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан, Палата судебных экспертов Республики Казахстан, Республиканская палата частных судебных исполнителей, Арбитражная палата Казахстана, профессиональные аудиторские организации, профессиональный совет по аудиторской деятельности, объединения собственников имущества многоквартирных жилых домов и др. (ст. 6 Закона Республики Казахстан от 16 января 2001 г. № 142-П «О некоммерческих организациях»).
Для стран общего права в целом характерно наличие единых организационно-правовых форм (корпорация, компания, траст и др.), которые могут использоваться для создания юридических лиц с любыми правомерными целями – как коммерческими, так и некоммерческими. О некоммерческом характере организации может свидетельствовать и служить основой для предоставления льгот в области налогообложения её соответствие определённым признакам (заявленная цель создания, качественные характеристики и результаты осуществляемой деятельности, фактическое преобладание общественно полезной деятельности над приносящей доход и т. п.).
В США наиболее распространённой формой организаций, относимых к категории некоммерческих, является корпорация. Для её квалификации в качестве некоммерческой корпорации (nonprofit corporation) она должна иметь определённую структуру, быть неправительственной, получаемые доходы не распределять среди учредителей или руководителей, а использовать на цели своего создания, действовать на благо общества, являться самоуправляемой и т. д. При наличии этих признаков корпорация должна пройти процедуру налоговой классификации и регистрации, что может служить основанием для её освобождения от уплаты подоходного налога. Критерии для предоставления корпорациям статуса «освобождённых от налогообложения» определяются на федеральном уровне [раздел 501(с)(3) Налогового кодекса США]. Что касается вопросов их создания и деятельности, принципов формирования имущества, то они регулируются законодательными нормами конкретных штатов. Некоммерческие корпорации разграничиваются в зависимости от видовых различий (профиля деятельности, источников формирования имущества и пр.), структуры, численности и других показателей, но наиболее значимым является их деление по целям создания на организации, созданные для достижения общеполезных целей, и организации взаимной пользы. От вида некоммерческой корпорации зависит уровень и порядок её правовой регламентации.
В Великобритании к НКО могут быть отнесены благотворительные инкорпорированные организации (charitable incorporated organization), которые должны осуществлять конкретные виды деятельности, направленные на достижение общественного блага (предотвращение или сокращение масштабов бедности, развитие образования, развитие религии, улучшение здоровья или спасение жизней и др.), и регистрироваться в специальном реестре Комиссией по благотворительности Англии и Уэльса. Их правовое положение регламентируется Законом о благотворительности 2011 г. Как НКО также могут рассматриваться кооперативные общества (co-operative society) и общества общественного блага (community benefit society), создаваемые и действующие в соответствии с Законом о кооперативах и обществах общественного блага 2014 г., а также компании, представляющие общественный интерес (community interest company), осуществляющие социальную предпринимательскую деятельность, правовой статус которых определяется Законом о компаниях 2006 г.