Верховный Совет СССР
Верхо́вный Сове́т СССР (ВС СССР), высший орган государственной власти СССР (1938–1989); постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти СССР (1989–1991).
Создан в соответствии с Конституцией СССР 1936 г. вместо Всесоюзных съездов Советов. Конституция 1936 г. коренным образом изменила избирательную систему и сделала первый шаг в сторону создания в государстве постоянно действующего парламента. ВС СССР избирался гражданами на 4 года (по Конституции СССР 1977 – на 5 лет) на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. В период с 1938 по 1989 гг. состоялось 11 созывов. Персональный состав депутатов тщательнейшим образом контролировался правящей партией путём квотирования.
ВС СССР состоял из двух равноправных палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Их компетенция была идентичной, отличие состояло в порядке их избрания. Регламентированная Конституцией процедура разрешения разногласий между палатами в силу их отсутствия никогда не использовалась. Основная форма работы – сессии, которые должны были собираться дважды в год, но до 1953 г. такая периодичность не соблюдалась. При необходимости практиковались внеочередные сессии. Помимо работы в период проведения сессий депутаты ВС СССР принимали участие в деятельности постоянно действующих комиссий палат (число которых с 4-х со временем выросло почти до 2-х десятков) и местных органов власти, в учреждениях и организациях по месту своей постоянной работы. Особое значение эта деятельность приобрела в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., когда сессии собирались редко (всего было проведено три сессии).
Конституция 1936 г. определила прерогативой ВС СССР законодательную власть. В компетенцию ВС СССР входило: принятие и внесение изменений в Конституцию, принятие в состав СССР новых республик, образование новых автономных республик и областей, утверждение государственных планов, государственного бюджета и отчёта о его исполнении и др. Кроме того, ВС формировал Правительство СССР (Совет Народных Комиссаров – Совет Министров СССР), избирал Верховный Суд СССР.
Правовая основа организации и деятельности ВС СССР складывалась постепенно. Уже на первой сессии первого созыва ВС (12–19 января 1938) в законодательном порядке было закреплено материальное обеспечение депутатов, которое не оставалось неизменным. Позднее были приняты акты, регламентировавшие отзыв депутатов (1959), определявшие их статус (1972). Принятый в 1979 г. Регламент ВС СССР собрал воедино все разрозненные нормативные правовые акты о нём.
На первой сессии очередного созыва депутаты ВС СССР избирали Президиум. Редкий созыв кратковременных сессий (от 11 дней до 3 часов), скудный перечень выносимых на рассмотрение вопросов, отсутствие чёткого определения положения Президиума привели к нарушению конституционной нормы, согласно которой ВС СССР являлся единственным законодательным органом в государстве. Постепенно Президиум превратился в высший законодательный и исполнительно-распорядительный орган в период между сессиями ВС СССР. Перечень его полномочий, в зависимости от обстоятельств, периодически пополнялся. В него входили: созыв сессий ВС, толкование действовавших законов, издание указов, роспуск и назначение новых выборов в ВС, отмена в случае их несоответствия закону постановлений и распоряжений Совета Министров (СМ) СССР или СМ союзных республик, назначение и смена высшего военного командования, а также полномочных представителей СССР в иностранных государствах, объявление в стране военного положения, общей и частичной мобилизации, ратификация и денонсация международных договоров и др. Президиум ВС мог освобождать и назначать на должности министров СССР с последующим утверждением ВС, объявлять состояние войны в случае нападения на СССР или необходимости выполнения международных договоров о взаимной обороне от агрессии и др. Велики были его полномочия в вопросах советского строительства. Компетенция Президиума ВС СССР была расширена Конституцией СССР 1977 г. за счёт контрольных и организационных полномочий.
Президиум составляли председатель, заместители по числу входящих в СССР республик, секретарь и члены (в первом составе Президиума было 11 заместителей и 24 члена; впоследствии их число корректировалось). По сложившемуся конституционному обычаю заместителями председателя Президиума ВС СССР становились председатели Президиумов ВС союзных республик. В 1977 г. введена должность первого заместителя председателя Президиума ВС СССР.
С 1989 г. ВС СССР (в соответствии с внесёнными изменениями и дополнениями в Основной закон страны, с которых началось формирование его новой правовой базы) – законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти. Избирался тайным голосованием Съездом народных депутатов СССР из числа самих депутатов сроком на 5 лет (при ежегодном обновлении на ⅕). Двухпалатная структура ВС СССР была сохранена. В Совете Союза должны были рассматриваться вопросы социально-экономического развития и государственного строительства, в Совете Национальностей – вопросы обеспечения интересов наций и народностей. Продолжительность работы сессий увеличилась до 3–4 месяцев. Президиум ВС стал органом, главным образом обеспечивавшим организацию работы Съезда народных депутатов и ВС. В него входили председатель ВС (эта должность заменила должность председателя Президиума ВС СССР); его первый заместитель и 15 заместителей – председателей ВС союзных республик; председатели Совета Союза и Совета Национальностей и др.
С введением 14 марта 1990 г. поста президента СССР (15 марта 1990 им избран М. С. Горбачёв) у ВС СССР остались только законодательные и контрольные полномочия. После Августовского кризиса 1991 г. председатель ВС А. И. Лукьянов, поддержавший действия Государственного комитета по чрезвычайному положению, был арестован. При этом формальный статус ВС был повышен: в законе СССР от 5 сентября 1991 г. «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период» он назван высшим представительным органом власти. В его структуре – Совет Республик (каждая республика имела только один голос) и Совет Союза. Первый должен был принимать решения об организации и порядке деятельности союзных органов, денонсировать и ратифицировать международные договоры, второй – рассматривать вопросы обеспечения прав и свобод граждан, принимать решения по вопросам компетенции ВС, за исключением тех, которые были отнесены к ведению Совета Республик. В случае противоречия законов, принимаемых ВС СССР, конституциям союзных республик их действие могло быть приостановлено высшими органами власти союзных республик. Должность председателя ВС и Президиум ВС были упразднены. В таком составе состоялась только одна сессия ВС СССР (21 октября – 26 декабря 1991).
Завершил свою деятельность в связи с прекращением существования СССР 26 декабря 1991 г.
Председатели Президиума Верховного Совета СССР: М. И. Калинин (17 января 1938 – 19 марта 1946), Н. М. Шверник (19 марта 1946 – 15 марта 1953), К. Е. Ворошилов (15 марта 1953 – 7 мая 1960), Л. И. Брежнев (7 мая 1960 – 15 июля 1964, 16 июня 1977 – 10 ноября 1982), А. И. Микоян (15 июля 1964 – 9 декабря 1965), Н. В. Подгорный (9 декабря 1965 – 16 июня 1977), В. В. Кузнецов (10 ноября 1982 – 16 июня 1983, 9 февраля – 11 апреля 1984, 10 марта – 2 июля 1985; все три раза – и. о.), Ю. В. Андропов (16 июня 1983 – 9 февраля 1984), К. У. Черненко (11 апреля 1984 – 10 марта 1985), А. А. Громыко (2 июля 1985 – 1 октября 1988), М. С. Горбачёв (1 октября 1988 – 25 мая 1989).
Председатели Верховного Совета СССР: М. С. Горбачёв (25 мая 1989 – 15 марта 1990), А. И. Лукьянов (15 марта 1990 – 4 сентября 1991).