Совет Федерации
Сове́т Федера́ции (Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации), одна из палат парламента РФ, которую по традиции называют верхней, хотя, как и подобные палаты во многих зарубежных странах, она обладает меньшими полномочиями по сравнению с нижней (Государственной думой). Формирование Совета Федерации, его правовое положение, права и обязанности (полномочия) определяются Конституцией РФ.
Совет Федерации состоит из членов палаты, которые с 2020 г. именуются сенаторами РФ. Сенатором РФ может быть гражданин РФ, постоянно проживающий на её территории, достигший 30 лет, не имеющий иностранного гражданства либо вида на жительство на территории иностранного государства. Кроме того, с 2020 г. сенаторам РФ запрещается открывать и иметь в иностранных банках, расположенных за пределами РФ, счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности. Каждый субъект РФ представлен в верхней палате парламента двумя членами: один – от законодательного органа субъекта РФ, второй – от исполнительного (главы субъекта РФ) на срок полномочий соответствующего органа. С 2014 г. Президент РФ был наделён правом назначить до 10% состава Совета Федерации. С 2020 г. Президент РФ вправе назначить не более 30 сенаторов – представителей РФ, из которых не более 7 могут быть назначены пожизненно. Такое назначение пожизненно они получают за выдающиеся заслуги в сфере государственной и общественной деятельности. Кроме того, с 2020 г. сенатором пожизненно становится Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае отставки, если он не отказался от этих полномочий.
Назначение сенаторов Президентом РФ изменяет характер палаты: она становится органом, представляющим интересы не только субъектов РФ, но и Федерации. Члены Совета Федерации от субъектов РФ избираются их законодательными собраниями и назначаются главами субъектов РФ (губернаторами и др.). С 2012 г. члены Совета Федерации избираются законодательными собраниями из депутатов Государственной думы или законодательного собрания данного субъекта РФ, из лиц, имеющих звание чрезвычайного и полномочного посла, из лиц, проживающих не менее 5 лет в данном субъекте РФ, с 2015 г. также из лиц, проходивших не менее 5 лет военную и иную службу в данном субъекте РФ, а назначаемые члены Совета Федерации – назначаются губернаторами (главами субъектов РФ) в случае их избрания на эту должность избирателями субъекта РФ или законодательным собранием субъекта РФ только из числа тех трёх кандидатов, которых заранее на выборах назовёт лицо, выдвигаемое в качестве кандидата на должность губернатора. С 2012 г. члены Совета Федерации – сенаторы РФ получают свой мандат на 5 лет, а их досрочный отзыв исключается. С 2020 г. срок полномочий сенаторов, назначенных Президентом РФ (за исключением назначенных пожизненно), – 6 лет. Совет Федерации не может быть досрочно распущен. Факты отказа от мандата члена Совета Федерации – сенатора РФ, лишения мандата отдельных членов палаты самим Советом Федерации возможны и имели место (обычно за совершение преступлений).
Порядок деятельности Совета Федерации устанавливается его Регламентом. Поскольку Совет Федерации – часть парламента, федерального органа законодательной власти, то главное его полномочие – участие в законодательной деятельности. Согласно ст. 105 Конституции РФ, принятые Государственной думой законы направляются в Совет Федерации, который их одобряет или отклоняет. Совет Федерации может не согласиться с любым текстом предполагаемого закона, принятым Думой (право вето), кроме федеральных конституционных законов и законов о поправках к Конституции. В случае такого несогласия у Думы есть возможность преодолеть вето Совета Федерации вторичным принятием закона большинством в 2/3 голосов от списочного (конституционного) состава Думы, и тогда закон считается принятым без согласия Совета Федерации в редакции Думы. Вето Совета Федерации применялось очень редко. Законы по некоторым важным вопросам (федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, ратификация и денонсация международных договоров РФ, статус и защита государственной границы, вопросы войны и мира) должны подвергаться обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Иные тексты могут не обсуждаться детально, но Совет Федерации принимает решение об их одобрении. Другие полномочия Совета Федерации включают вопросы, по которым решение может принять только он, без участия Думы: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения (Совет Федерации 16 декабря 2009 принял постановление № 456-СФ «Об оперативном использовании формирований Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации», которым разрешил Президенту РФ самому принять такое решение в определённых случаях: для отражения вооружённого нападения на находящихся за пределами российской территории граждан РФ, дислоцированные за рубежом российские воинские формирования или органы, для отражения или предотвращения вооружённого нападения на другое государство, обратившееся к РФ с соответствующей просьбой, либо в целях борьбы с пиратством и обеспечения безопасности судоходства); ратификация и денонсация международных договоров; назначение даты выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; лишение Президента РФ, прекратившего полномочия, неприкосновенности (с 2020); назначение на должность судей высших судов (с 2020 – по представлению Президента РФ назначение на должность председателей высших судов и их заместителей, а также прекращение полномочий судей высших, кассационных и апелляционных судов – в случае совершения ими порочащего честь и достоинство поступка, а равно в иных случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления ими своих полномочий), заместителя председателя Счётной палаты РФ и половины (другая половина назначается Государственной думой) её аудиторов (также с 2020 по представлению Президента РФ), части членов (5 из 15 человек) Центральной избирательной комиссии РФ (остальные назначаются Президентом РФ и Государственной думой); обращение в Конституционный суд РФ с соответствующими запросами. Кроме того, с 2020 г. Совет Федерации проводит консультации по предложенным Президентом РФ кандидатурам на должности Генерального прокурора и его заместителей (ранее Совет Федерации назначал Генерального прокурора и его заместителей), прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности; ежегодно заслушивает доклад Генерального прокурора о состоянии законности и правопорядка в РФ. С 2020 г. Совет Федерации (как и нижняя палата – Государственная дума) вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления.
Совет Федерации – бессрочно действующий орган (его состав обновляется в текущем порядке по мере избрания и назначения Президентом РФ новых членов от субъектов РФ). Он собирается на весеннюю и осеннюю сессии. По требованию субъектов РФ может быть созвана внеочередная сессия (не созывалась). Во время сессий проводятся пленарные заседания, рассматриваются тексты проектируемых законов, принятые Государственной думой. Совет Федерации принимает различные постановления, проводит парламентские слушания; работают его комитеты и комиссии.