Муниципальное образование
Муниципа́льное образова́ние (лат. municipium – самоуправляющаяся городская община в Древнем Риме), населённая территориальная единица, в которой существует местное самоуправление.
В современных государствах местное самоуправление создаётся на уровне общин и регионов (районов, округов и др.). Выборные органы обычно формируются в соответствии с административно-территориальным делением, в пределах административно-территориальных единиц (сёл, городов, районов и др.), но такая единица становится муниципальным образованием, только если в ней формируются органы местного самоуправления, имеется своя собственность, самостоятельно принимается свой местный бюджет и т. д. Каждое муниципальное образование обладает определённой автономией, его органы создаются для решения вопросов местного значения и не подчинены по вертикали вышестоящим органам местного самоуправления (например, коммуны во Франции).
В зарубежных странах принято различать общинные (низового уровня) и региональные муниципальные образования. Общинные образования (общины, коммуны и др.) – это крупные сёла, группы селений, небольшие города. В них почти во всех странах для решения местных вопросов созывается сход (собрание) жителей, избираются органы местного самоуправления (совет, мэр и др.), применяются различные формы непосредственной демократии (местный референдум и др.). В региональных единицах (графства, округа и др.), если они являются муниципальным образованием, создаются совет и его органы. Наряду с этими органами, на том и другом уровне может быть нанят оплачиваемый управляющий (специалист по менеджменту), подчинённый этим органам, выполняющий их решения. В региональные муниципальные образования (территориальные коллективы) во многих странах назначаются также представители правительства. В зарубежных странах муниципальные образования различаются в зависимости от социально-исторических условий и действующей модели самоуправления конкретного государства. Муниципальными образованиями являются, как правило, городские и сельские поселения (коммуна, магистрат, муниципалитет, хутор, посад, приход и др.).
Для того чтобы муниципальное образование было жизнеспособным, могло выполнять свои задачи на собственные средства (кроме этого, во всех странах существуют субсидии и дотации местным органам самоуправления из центра), оно должно иметь определённое количество жителей, занимающихся производительной деятельностью, свою собственность, финансы, определённые экономические основы. Для создания низового муниципального образования законы многих стран устанавливают необходимую численность населения, причём иногда – занятого определённым видом труда (например, в штате Алабама, США, – не менее 75 человек, в Калифорнии, США, – 500, в Швеции – 3 тыс., в Индии – 5 тыс. при плотности населения не менее 1 тыс. чел. на 1 квадратную милю, причём 3/4 населения не должно быть занято в сельском хозяйстве). В некоторых странах сельские районы не могут быть муниципальными образованиями, ими являются только города с установленной численностью проживающих.
В России вопросы функционирования муниципальных образований регламентированы Конституцией РФ, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также положениями Федерального закона № 414-ФЗ от 21 декабря 2021 г. «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (абзац 11 ст. 2) муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения. Каждое муниципальное образование имеет свой устав, принимаемый его представительным органом или на местном референдуме. Устав подлежит государственной регистрации (существует также государственный реестр муниципальных образований). Численность населения, необходимая для создания муниципального образования, в России определена законом только для сельских поселений: один населённый пункт или несколько населённых пунктов с численностью жителей более 1 тыс. человек (в местностях с высокой плотностью населения не менее 3 тыс. человек). Преобразование муниципального образования (объединение, разделение, изменение статуса) осуществляется законами субъектов Федерации по инициативе населения или органов местного самоуправления, органов государственной власти РФ, органов власти субъектов Федерации. Каждое муниципальное образование непосредственно на сходах граждан, местных референдумах или через создаваемые органы местного самоуправления самостоятельно решает вопросы местного значения (Федерация устанавливает общие принципы, субъекты РФ издают законы о местном самоуправлении).
Для решения большинства вопросов местного значения необходимы экономические условия. Экономическая база муниципального образования – имущество, находящееся в собственности, средства бюджетов, а также имущественные права. Муниципальные образования могут иметь в собственности участки земли, создавать организации (муниципальные предприятия и учреждения, необходимые для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения), которые являются их собственностью. В собственности муниципального образования может находиться также имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных муниципальному образованию законами субъектов РФ, имущество для обеспечения деятельности органов местного самоуправления (например, транспортные средства), имущество, предназначенное для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, некоторые автомобильные дороги, мосты и др. Каждое муниципальное образование ежегодно принимает свой бюджет для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Доходы бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов) формируются за счёт собственных доходов (доходов от местных налогов и сборов), отчислений от федеральных налогов и сборов (в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами), а также от региональных налогов, доходов от муниципальных предприятий и учреждений, штрафов, межбюджетных трансфертов (дотаций, субсидий, субвенций и др.) из вышестоящих бюджетов, самообложения населения (оно возможно в определённых размерах в соответствии с законом) и др. Расходы из бюджетов муниципальных образований осуществляются в соответствии с решениями представительных органов муниципальных образований о местном бюджете и реестрами расходных обязательств муниципальных образований (принимаются представительными органами каждого муниципального образования). Проект бюджета муниципального образования, решение о его утверждении, годовой отчёт о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию.
Каждое муниципальное образование создаёт свои органы местного самоуправления. В России структуру органов местного самоуправления составляют представительные органы муниципального самоуправления, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган), контрольно-счётный орган, иные органы и выборные должностные лица, если они предусмотрены уставом муниципального образования и обладают собственными решающими полномочиями по вопросам местного значения. Кроме того, в управлении муниципального образования используются различные формы непосредственной демократии – решающие (например, голосование по вопросу об объединении муниципальных образований) и консультативные (публичные слушания, правотворческая инициатива граждан, опрос граждан и др.).