Парламентская республика
Парла́ментская респу́блика, форма республиканского правления, в которой ключевая роль в принятии политических решений отводится парламенту, формирующему ответственное только перед ним правительство и избирающему главу государства (президента). В парламентской республике президент выполняет исключительно церемониальные (символические) функции, не занимается принятием политических решений. Парламентская республика институционально схожа с парламентской монархией, в которой парламент формирует правительство, а глава государства (монарх) выполняет исключительно церемониальные функции, однако является не только главой государства, но и главой правящей монаршей семьи. Эти формы объединяют в обобщающее понятие парламентской системы правления (парламентской системы государственного управления), имеющей общий признак: интеграция исполнительной и законодательной власти в единый центр принятия политических решений.
Существует взаимосвязь между парламентской формой правления и либерализмом, выражающаяся в том, что парламентская система управления существует исторически в государствах, характеризуемых в качестве либеральных и демократических. Корни парламентской республики уходят в парламентскую монархию, которая начала формироваться в 14 в., когда появились Палата лордов и Палата общин в Соединённом Королевстве. Одним из итогов «Славной революции» 1668 г. стало закрепление нового принципа взаимодействия главы государства и парламента – примата власти парламента над властью короны. Правительство стало подотчётно парламенту только в 19 в. Такая конфигурация власти в британской парламентской монархии повлияла на систему сдержек и противовесов в парламентских республиках, которые успешно заимствовали политические институты с их местом и ролями на политическом ландшафте. Многие парламентские республики исторически приходили на смену парламентским (конституционным) монархиям, поэтому им удавалось успешно сохранять политическую систему, заменяя монарха с церемониальными функциями на президента с аналогичными функциями.
Признаки парламентской республики
В парламентских республиках главой государства является президент, главой исполнительной власти – премьер-министр (председатель правительства), в руках которого сосредоточены ключевые властные полномочия для принятия политических решений. Президент в парламентских республиках традиционно избирается парламентом либо специальной коллегией, которая формируется для его избрания (в неё могут входить члены парламента). Исключением является Австрия – парламентская республика, которая не отказалась от института прямых выборов президента, имеющего исключительно церемониальные функции. Он имеет право распустить нижнюю палату парламента (Национальный совет), но пользуется этим правом крайне редко. В парламентской республике парламент является единственным демократически легитимным институтом, так как он получает свою легитимность на выборах.
Несмотря на то, что президент в парламентских республиках не обладает реальной властью, перед ним не ответственно и ему не подотчётно правительство, формально именно президент назначает правительство после очередных или внеочередных парламентских выборов. Премьер-министром, главой исполнительной власти, становится лидер партии, набравший на выборах большинство голосов, либо лидер партийной коалиции, который также набрал большинство. Партия-победитель получает право сформировать правительство, члены которого являются членами парламента. Правительство ответственно перед парламентом и подотчётно ему, а также опирается на его доверие. В случае потери доверия парламент может отправить правительство в отставку. Правительство имеет право законодательной инициативы и независимо в своих решениях от президента, поэтому президент не несёт ответственности за действия правительства – она полностью лежит на премьер-министре. Премьер-министр также является членом парламента, перед которым периодически отчитывается о результатах деятельности правительства.
Основной проблемой парламентской республики является частая смена правительства из-за политических, экономических, социальных кризисов, а также отдельных противоречивых высказываний членов правительства, вызывающих крайнее общественное возмущение. Так, в Четвёртой республике (Франция) за 12 лет сменилось 25 правительств, в Италии с 1945 г. по 2001 г. – 59 правительств. Частая смена правительства приводит к невозможности долгосрочного прогнозирования и проведения реформ, а также принятия бюджета, что нередко порождает новый виток напряжённости и политических кризисов, а также критику самой подобной формы государственного устройства.
Виды парламентского правления
В политической науке выделяют три типа парламентской формы правления, которые могут встречаться как в парламентских республиках, так и в парламентских монархиях.
В монистическом парламентаризме правительство подотчётно парламенту, а именно нижней палате: политические институты функционируют таким образом, чтобы соблюдалось чередование политических партий у власти и сохранялась возможность создания коалиций.
Дуалистический парламентаризм предполагает существование двух центров власти (главы государства и парламента), при этом исполнительная власть в лице правительства несёт ответственность в первую очередь перед парламентом.
Рационализированный парламентаризм означает «укрепление исполнительной власти при сохранении основных черт парламентской системы, включая право парламента на контроль над правительственными структурами. Главная задача данного типа парламентаризма состоит в преодолении автоматической постановки вопроса о доверии при отклонении большинства из предложенных правительством законопроектов» (Керимов. 2015. С. 36). Данный вид позволяет предотвратить политическую нестабильность, приобретая некоторые черты полупрезидентской республики.
Роль и место неисполнительного президента
В парламентских монархиях монарх традиционно называется неправящим – «монарх царствует, но не правит». Президент в парламентской республике по аналогии признаётся неисполнительным, так как у него отсутствует какая-либо исполнительная власть, он становится «спящим институтом». В случае политического кризиса он может вмешаться, но строго в рамках тех ограниченных полномочий, которые определены действующей конституцией. Неисполнительный президент считается защитником конституции и конституционных основ, а также рассматривается в качестве арбитра в конфликтных ситуациях. Роль арбитра традиционно ограниченна, как и полномочия неисполнительного президента, реальную функцию арбитра выполняет соответствующая судебная инстанция, например Верховный суд или Конституционный суд – в зависимости от системы сдержек и противовесов в разных государствах.
Несмотря на общепринятую церемониальность функций неисполнительного президента, он может «официально назначать некоторых высокопоставленных чиновников и почти всегда формально обнародует законы и подписывает договоры» (Bulmer. 2014. P. 7), однако назначение чиновников носит формально-символический характер, то есть неисполнительный президент не может назначить их по своему усмотрению либо отказать в назначении.
Институт неисполнительного президентства позволяет сохранять независимость политических институтов, которые должны быть нейтральными по отношению ко всем акторам политического процесса. Также это позволяет фиксировать место правительства в политическом пространстве: правительство, другие политические институты и отдельные политические акторы не воспринимают правительство как высшую инстанцию в принятии политических решений. Они помнят о формальной структуре, в которой неисполнительный президент стоит выше, а премьер-министр подотчётен правительству.
При отсутствии действующего премьер-министра или во время парламентских выборов неисполнительный президент символически гарантирует непрерывность государственной власти, не принимая при этом стратегических политических решений, но являясь гарантом стабильности политической системы.
В условиях ограниченности полномочий неисполнительный президент может заниматься общественными проектами: поддерживать благотворительные акции и инициативы, культурные мероприятия, местные общественные, культурные, этнические, религиозные и другие сообщества, также может выступать на таких мероприятиях. Право неисполнительного президента делать публичные заявления ограничено, так как его слова не должны быть истолкованы в качестве политических, чтобы избежать обвинений во вмешательстве в государственные дела.
Неисполнительный президент обладает дискреционными (резервными) полномочиями, которые не закреплены за правительством либо отдельными министрами. Такие полномочия предполагают право неисполнительного президента самостоятельно принимать решения без контрасигнатуры правительства даже в ситуации, в которой правительство рекомендует действовать противоположным образом. Дискреционные полномочия можно обнаружить в праве неисполнительного президента принимать участие в переговорах о создании партийной коалиции для формирования правительства после парламентских выборов, когда партии не могут договориться между собой и существует вероятность правительственного кризиса. Если коалиция не может договориться о том, кого назначить на должности премьер-министра и министров, то неисполнительный президент может распустить парламент, однако вероятность такого исхода маловероятна. На этот же шаг он может пойти, если правительство не собирается уходить в отставку после вынесения парламентом вотума недоверия. В последней ситуации неисполнительный президент может отказаться распускать парламент: если парламент уже сформировал новый состав правительства, а действующее правительство несогласно и отказывается уходить в отставку, тогда новый состав назначается без новых парламентских выборов.
В отдельных парламентских республиках неисполнительный президент наделён дискреционными полномочиями в законодательной сфере: он может наложить вето или вернуть законопроект на доработку, а также вынести законопроект на референдум или передать в соответствующий суд для того, чтобы он вынес заключение о конституционности законопроекта.
Альтернатива неисполнительному президентству
На политической карте мира встречаются парламентские системы, отличающиеся от классического парламентаризма, в котором есть неисполнительный президент, исполнительный премьер-министр, назначаемый парламентом, и собственно парламент, формирующий правительство. В отличие от классической европейской парламентской республики в государствах с парламентским правлением, в которых парламентская монархия не предшествовала парламентской республике, возникает вопрос о целесообразности, в том числе финансовой, института неисполнительного президентства.
Так, Южно-Африканская республика (ЮАР) имеет уникальную модель парламентской республики, которую рассматривают в качестве интеграции идей парламентской и президентской республики. В ЮАР президент назначается парламентом на первом заседании после парламентских выборов из числа новоизбранных депутатов, что делает его производным от парламента. Должность премьер-министра отсутствует, его функции осуществляет президент, который несёт ответственность перед парламентом. Таким образом, должность президента (главы государства) и должность премьер-министра (главы правительства) объединены в одну, как в президентских республиках. Южно-африканская модель является альтернативной моделью парламентской республики, позволяющей сосуществовать исполнительному президенту с сильным парламентом, который его и назначает. Данная модель позволяет не иметь «спящих институтов», которые требовали бы финансирования.