Политическая партия
Полити́ческая па́ртия (лат. partio – делить, от pars, род. падеж partis – часть), автономное и институционализированное общественно-политическое объединение, главной целью деятельности которого является конкуренция за завоевание, удержание и отправление власти.
Сущность политической партии
Политическая партия – одновременно институт политики, в той мере, в которой она борется за власть и участвует в государственном управлении, и структура гражданского общества, в той мере, в которой она осуществляет агрегацию и артикуляцию общественных интересов и социальную мобилизацию «за» или «против» осуществляемого государством политического курса. Партия – одновременно продукт политической системы (партии складываются в течение определённого срока после её установления) и её несущая конструкция. Такая роль политических партий дала Й. Шумпетеру основания назвать их «основой демократии» (Schumpeter J. A. Capitalism, socialism, and democracy. New York, 1950).
В современном мире существует множество видов политических партий, различающихся по своему характеру и функциям. В качестве универсальных отличительных черт партий можно выделить: постоянный характер организации, заметное и постоянное присутствие на низовом уровне, субъектность в политике, стремление к обретению и сохранению массовой поддержки (Political parties ... 1966. P. 6).
История возникновения
Понятие «партия» как группировка элиты, обычно конкурирующая с другими группировками за влияние на власть, употреблялось и в Средние века, однако современное значение – как структуры, борющейся за власть через выборы и присутствие в парламентах, – оно получило только в Новое время. Причина возникновения партий – усложнение структуры социально-экономических и социально-культурных ролей, совпавшее с подрывом сакральной легитимности абсолютной монархической власти и церковной иерархии. Монархи были вынуждены – в целях сохранения власти и управления элитными конфликтами – идти на уступки элитам, в результате чего партии возникли как организаторы интересов «снизу вверх» (Political parties ... 1966. P. 6). По определению французского политолога М. Дюверже, «партии рождаются в ранних парламентах» (с оговоркой, что в США возникновение партий связано с конкуренцией за пост всенародно избираемого президента).
С момента возникновения и вплоть до начала 20 в. существовавшие партийные системы были многопартийными, т. к. порождались именно политической конкуренцией (что этимологически отражает сам термин «партия», восходящий к смыслу «деление на части»). Изначально такая институционализация противоречий казалась политикам несовместимой с духом народного представительства в парламенте. Так, например, высказывались 2 первых президента США:
«Партии придают группировкам искусственную и чрезвычайную силу, подменяют делегированную волю нации волей партии…» (Дж. Вашингтон, первый президент США, прощальное обращение к нации) (Washington G. [Farewell Address] : 17 September 1796 // George Washington Papers, Series 2, Letterbooks 1754–1799: Letterbook 24, April 3, 1793 – March 3, 1797. P. 219–241).
«Нет ничего, чего бы я боялся больше, чем разделения республики на две великие партии… которые бы вырабатывали противоположные политические меры…» (Дж. Адамс, второй президент США) (Adams J. [Letter] to Jonathan Jackson: 2 October 1780 // The Works of John Adams, Second President of the United States. Boston, 1854. Vol. 9. P. 510–511).
Однако практика политической борьбы подтвердила необходимость устойчивых и институционализированных группировок – партий – для борьбы на выборах, проведения законодательных решений и отправления государственной политики. В 20 в. впервые появились партии иного – гегемонистского – толка, стремящиеся к обретению монополии на власть и устранению конкуренции в легальном политическом поле. Первой такой «партией нового типа» стала партия большевиков в России – РСДРП(б) [позднее преобразована в ВКП(б), а затем – в КПСС], за ней последовали фашистские и корпоративистские партии в Италии, Германии, Испании и ряде других европейских стран. Позже модель такой гегемонистской партии, правящей монопольно, при крайне ограниченной или «имитационной» конкуренции, получила распространение во многих странах «третьего мира», а затем и на части посткоммунистического пространства.
Согласно общепринятой теории (Party Systems and Voter Alignments, 1967), конфигурация партийной системы, т. е. конкретный набор существующих в стране партий, определяется структурой значимых общественно-политических размежеваний, уникальной для каждого государства в определённый период времени. Сформировавшиеся в обществе интересы порождают запрос на представительство во власти, за удовлетворение которого конкурируют различные элитные группировки. Исторически ранние партийные системы основывались на таких размежеваниях, как: центр – периферия (включая культурно-этнические размежевания), светское – религиозное, город – село. В 1-е десятилетия 20 в. на роль главного вышло социально-экономическое противоречие между трудом и капиталом, в центре которого стояло распределение общественных благ. Именно на нём в первую очередь строилось понятие «правых» и «левых», родившееся ещё в Конвенте времен Великой Французской революции. Начиная с 1920-х гг. к традиционному набору размежеваний добавляются «постматериалистические» (Lijphart A. Patterns of democracy : government forms and performance in thirty-six countries. New Haven, 1999. P. 78–87), разделяющие общества по отношению к экологическим проблемам, меньшинствам, общественной морали (включая сексуальные отношения). В результате система размежеваний усложняется, видоизменяются традиционные и появляются новые по типу партии.
Функции политической партии
Функции политической партии многообразны и различаются в зависимости от типа партии и политической системы, в которой она действует. В укрупнённом виде все эти функции можно подразделить на 3 основных типа.
Первый тип функций – это коммуникация партии с обществом, которая позволяет ей агрегировать мнения части общества и элиты. Такая коммуникация осуществляется и «снизу вверх» – от общества к организованной политической элите (собственно агрегация), и «сверху вниз» – от элиты к обществу (артикуляция общественных интересов). При состязательной политике эти 2 составляющие относительно сбалансированы, при ограниченном плюрализме – преобладает артикуляция, т. е. политическая элита навязывает свою волю большей части общества.
Для такой коммуникации партии опираются на свою организационную структуру, которая может включать как массовую («массовая партия» по известной типологии М. Дюверже), так и относительно малочисленную («кадровая партия» по той же типологии) членскую базу; массовая база создаёт ей опору в ведении избирательных кампаний и работе между выборами. Современная тенденция в развитии партий состоит в сокращении массовости членства в большинстве стран (за исключением нескольких относительно «новых демократий», например Аргентины, Бразилии, ЮАР, где массовость членской базы партий растёт) и применении широкого спектра современных коммуникационных технологий для связи с обществом, в том числе при ведении избирательных кампаний.
Второй тип функций – борьба за политическую власть. Исторически именно электоральная конкуренция породила политические партии. В современных условиях в государствах с развитой политической конкуренцией и сменяемой властью эта функция остаётся важнейшей и порождает эволюцию идейно-политических программ партий в сторону большей гибкости и прагматичности с целью завоевания симпатий максимально широких слоёв избирателей. В обществах с ограниченной политической конкуренцией правящая партия осуществляет социальную мобилизацию населения и управляет внутриэлитными конфликтами с целью сохранения своей фактической монополии на власть.
Третий тип функций связан с отправлением власти – деятельностью во властных институтах и межэлитных отношениях. В политических системах парламентского типа партия (или коалиция партий), обладающая большинством в парламенте, формирует исполнительную власть (кабинет министров) и определяет политическую и законодательную повестку дня. В системах с всенародно избираемыми президентами последние – даже если выдвигаются и побеждают при поддержке политической партии – обладают от неё определённой автономией в отправлении власти. Степень этой автономии зависит от особенностей конституционного устройства (Lijphart A. Patterns of democracy : government forms and performance in thirty-six countries).
Типологии политических партий
Существует множество типологий политических партий, классифицирующих их либо по идейно-политическим платформам, либо по типу институциональной организации.
Классификация партий по идейно-политическим платформам заслуживает отдельного анализа, основанного на описании идеологий. Общепринятой является классификация по шкале от левых к правым политическим взглядам. Ассоциирование «левых с защитой социальных реформ и эгалитаризма, а правых – с аристократией и консерватизмом возникло и укреплялось с 19 в.» (Липсет. 2016. С. 158). На протяжении большей части 20 в. в основе такой шкалы лежали отношения труда и капитала, позиции по вопросам собственности и налогообложения, перераспределения общественного богатства. Но начиная с 1960–1970-х гг., с появления «постматериалистического» размежевания, предметом противостояния становится более сложный набор ценностей, включающий защиту окружающей среды, отношение к глобализации, правам меньшинств, в Европе – к интеграции в единое сообщество. Единой новой классификации политических размежеваний не сложилось, но в большинстве случаев они строятся на противопоставлении «прогрессивных» ценностей «традиционным»; не менее часто в качестве оси между новыми левыми и новыми правыми называются либерализм и, соответственно, авторитарность, или антилиберализм (Inglehart. 1997). Наиболее последовательно эта классификация проводится в работах исследовательского центра Университета Северной Каролины, который ввёл понятие размежевания: TAN (traditional-authority-nationalism) – GAL (green-alternative-libertarian) (Hooghe L. Cleavage theory meets Europe’s crises: Lipset, Rokkan, and the transnational cleavage / L. Hooghe, G. Marks // Journal of European Public Policy. 2018. Vol. 25, № 1. P. 109–135).
В качестве удачного примера универсальной современной классификации можно привести используемую авторитетной исследовательской группой MARPOR [исследовательский проект политического представительства «Манифесто», Берлин, (Германия)]: экологические, коммунистические, социалистические, социал-демократические, либеральные, христианско-демократические и другие религиозные, консервативные, националистические, аграрные, этнические и региональные партии, а также партии специальных интересов. В этой классификации партии выстроены по шкале «левые – правые» на основе традиционного признака (позиции по социально-экономическому размежеванию), однако к ней добавлены партии, для которых позиция на шкале «левые – правые» не является главной в политическом позиционировании, поскольку они либо выражают интересы определённых сегментов общества (аграрная сфера, отдельная территория или этническая группа), либо акцентируют конкретную проблему (экологи, группы специальных интересов).