Рыночная экономика
Ры́ночная эконо́мика, совокупность децентрализованных и деперсонифицированных товарно-денежных отношений между свободно конкурирующими субъектами экономики. Возникновение рыночной экономики связано с развитием обмена, различных рынков и превращением ценового механизма в доминирующий способ связи, координации и организации деятельности экономических агентов. Рыночная экономика определяет характер и цели их взаимодействия. Обязательными элементами рыночной экономики выступают частная собственность, наёмный труд, конкуренция, обмен (купля-продажа), прибыль. Наличие и степень зрелости этих элементов характеризуют состояние и уровень развития рыночной экономики. Функционирование рыночной экономики поддерживается системой специализированных торгово-логистических, сервисных и финансовых организаций – рыночной инфраструктурой, организующей движение товарных и денежных потоков в экономике и обеспечивающей совершение рыночных сделок. Рыночная экономика обеспечивает саморегулирование хозяйственной деятельности, формирует систему стимулов для саморазвития, определяет основные балансы и пропорции экономической системы. Рыночная экономика противопоставляется плановой экономике (командно-административной) и традиционной системе хозяйствования.
Характерные черты
Рыночная экономика позволяет эффективно распределять экономические ресурсы; обеспечивает успешное функционирование при ограниченной информации, гибкость, высокую адаптивность к меняющимся условиям, способность быстро корректировать неравновесие. В условиях рыночной экономики оптимально используются результаты научно-технического прогресса; формируются стимулы для производителей к эффективной деятельности и инновациям; обеспечивается свобода выбора и действий потребителей и предпринимателей; появляется возможность удовлетворять разнообразные потребности, повышать качество товаров и услуг.
К недостаткам рыночной экономики можно отнести возникновение в результате действий рыночных агентов внешних эффектов, которые снижают эффективность распределения ресурсов; наличие информационной асимметрии; рост объёма трансакционных издержек по мере развития рыночной экономики.
В рыночной экономике возможны отказ от производства общественных благ, которые не могут быть предоставлены с соблюдением рыночного принципа «объём потребления определяет размер оплаты»; несправедливое распределение доходов, которые формируются, исходя из производительности факторов производства и распределения собственности; нестабильность, неустойчивость развития с возникновением рецессионных и инфляционных процессов.
Эти недостатки объективно обусловлены границами применимости рыночных механизмов и требуют участия государства, которое в этом случае выступает как равноправный субъект экономических отношений, дополняющий функции рыночной экономики своими возможностями и экономическими методами регулирования.
Государственное регулирование
Взаимодействие рыночной экономики и государства порождает проблему соотношения процессов самоорганизации в экономике и механизма её государственного регулирования.
В природе рыночных взаимодействий заложена возможность поддерживать устойчивость экономических процессов. Это нашло своё отражение в теории общего равновесия, предусматривающей балансировку и равновесие всех рынков в экономике – товарных, ресурсных, денежного. Равновесие этих рынков обеспечивается несколькими базовыми равенствами: равенством товарной массы в экономике денежной массе, совокупных сбережений экономических агентов – инвестициям, государственных доходов – государственным расходам, совокупного спроса – совокупному предложению, притока валюты в страну – оттоку валюты из страны. Изменение этих балансов сопряжено с возникновением типичных для рыночной экономики процессов – инфляции, безработицы, нестабильности курса национальной валюты и т. п. Восстановить эти балансы рыночная экономика может и без вмешательства государства, хотя и со значительными издержками в виде периодических кризисов, разорения предпринимателей, снижения реальных доходов населения и т. п.
Но структура рыночной экономики, помимо балансовых соотношений, характеризуется определёнными пропорциями в распределении финансовых и материальных ресурсов, которые малочувствительны к механизмам саморегулирования и неизбежно порождают диспропорции в развитии рыночной экономики. Например, распределение национального дохода на потребление и сбережения порождает проблему выбора: куда направить ресурсы – на текущую поддержку экономической системы (потребление) или на её развитие (сбережение с последующей трансформацией в инвестиции). Возникновение диспропорции, которая со временем обязательно приведёт к негативным последствиям для экономики, неизбежно при любом варианте выбора. При чрезмерном потреблении (стабилизации экономической системы) ухудшаются условия её дальнейшего развития, при чрезмерном сбережении (создании заделов для развития экономики) возникает опасность ущемления текущих интересов и потребностей экономических агентов с последующим снижением мотивации к трудовой деятельности. Рыночная экономика такие диспропорции эффективно регулировать не может – они формируются и развиваются на протяжении длительного времени. В такой ситуации только целенаправленная деятельность государства по отслеживанию и устранению негативных последствий структурных диспропорций может вернуть рыночной экономике способность к устойчивому развитию.
Модели рыночной экономики
По степени участия государства в экономике различают следующие типы рыночной экономики: классический (консервативный), либеральный, социал-реформистский.
Максимально близка к чистой форме рыночной экономики модель США – потребительская рыночная экономика. В этой модели один из главных источников саморазвития рыночной экономики – непрерывно возрастающие потребности – рассматривается как основополагающий элемент.
Социально ориентированная рыночная экономика а Германии определила не только приоритеты в соотношении социальной справедливости и экономической эффективности в хозяйственной деятельности, но и сочетание механизмов рыночного саморегулирования и государственного воздействия на экономику. Экономическая эффективность рассматривается как основа достижения социальной справедливости, провозглашается социальная ответственность бизнеса, социальная защита населения обеспечивается преимущественно институциональными инновациями. Государство обеспечивает конкурентность рыночной экономики и контролирует соблюдение установленных «правил игры», не вмешиваясь в организацию хозяйственной деятельности.
В Швеции рыночная экономика сложилась под влиянием социал-демократической модели, предполагающей государственное регулирование социальных процессов (создание системы государственных гарантий), достижение полной занятости и выравнивание доходов; государственный контроль за ценами, прибылью, капиталом; социальные механизмы регулирования экономических отношений (институты социального партнёрства); сотрудничество конкурентов, стремление к консенсусу.
Япония развивает модель «административного рынка», где государство выступает как направляющая и координирующая сила экономического развития; провозглашается приоритет групповых целей, формируются долгосрочные взаимные обязательства, устойчивые сетевые связи, осуществляется согласование действий государства и крупного бизнеса.
Китай взял курс на построение «социалистической рыночной экономики» на основе т. н. Пекинского консенсуса, предполагающего достижение экономической эффективности, а затем – социальной справедливости; постепенность рыночных преобразований, внимание к структурным неравновесиям (стабильность и развитие, город и деревня, восточные и западные провинции, возрастная и кадровая структура, взаимоотношения с природой); контроль над ценами, формирование «первичной» частной собственности; совместные действия под руководством Коммунистической партии Китая.
Для Индии характерна «двухсекторная рыночная экономика» с развитием современных индустриальных производств и одновременной консервацией элементов традиционной экономики в рамках общинно-кастовой системы. Индийская модель рыночной экономики предусматривает согласованное развитие экономики и политики, поддержание социального равновесия, дистанцированность государства от бизнеса при значительной роли государства в определении целей экономического развития.
Исламская модель рыночной экономики основана на провозглашении приоритета нравственности и рациональности в экономике. Честность, труд и справедливость рассматриваются как основа экономической деятельности. Пропагандируются правильное потребление; запрет на бесцельное богатство; ответственность богатых за бедных, использование избыточных материальных благ в интересах общины; запрет монополий, ростовщичества, принуждения к сделкам, азарта.
Российская модель рыночной экономики имеет специфику, обусловленную способом построения рыночных отношений в нашей стране. Масштабное и быстрое внедрение рыночных отношений в хозяйственную среду привело к возникновению экономических форм, которые внешне соответствовали рыночным образцам, но фактически функционировали по другим правилам. В этих условиях государство должно не только компенсировать недостатки рыночной экономики, но и содействовать формированию механизмов саморазвития и саморегулирования, достижению зрелости рыночных институтов.