Субъект федерации
Субъе́кт федера́ции, системообразующая публично-территориальная единица, совокупность которых составляет федеративное государство.
В современном мире существует около 30 федеративных государств. В них состоит (на 2022) от 2 (Федерация Сент-Китс и Невис в Латинской Америке) до 89 (Россия) субъектов федерации. Небольшое число субъектов федерации в Бельгии (3), много субъектов федерации в США – 50, в Мексике – 31. Субъекты федерации имеют разные названия (штаты в США и Индии, земли в Австрии и Германии, провинции в Канаде и Аргентине, кантоны в Швейцарии и т. д.).
В России субъекты федерации имеют 6 разных названий: республики в составе РФ, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. По размерам территории, численности населения, экономическому потенциалу субъекты федерации различаются очень сильно. На территории Республики Саха (Якутия) в составе РФ разместилось бы пять Франций, на небольшом о. Невис – субъекте федерации Сент-Китс и Невис проживает несколько тысяч жителей, тогда как в Индии есть субъекты федерации, население которых превышает 100 млн человек. Земля Северный Рейн-Вестфалия в Германии занимает передовые экономические позиции, тогда как на некоторых островах Союза Коморских Островов нет никакой промышленности.
Субъекты федерации имеют элементы государственности, но это не государства, а государствоподобные образования, хотя иногда называются штатами – государствами (Индия, США) или республиками (Россия). Субъекты федерации характеризуются следующими юридическими признаками: они имеют свою территорию, которая не может быть изменена федерацией без согласия субъектов федерации (исключение – Индия, где это может быть осуществлено федеральным законом); принимают свою конституцию (иные основные законы, например уставы в России), которые не подлежат утверждению федерацией, но должны соответствовать федеральной конституции; принимают собственные законы; в федеральной конституции проводится разграничение предметов ведения и полномочий федерации и её субъектов (к исключительному ведению федерации относятся обычно оборона, иностранные дела, вопросы связи, путей сообщения, определённые отрасли экономики, например атомная промышленность, отрасли права, например гражданское право), выделяются совместные полномочия, по которым имеют право издавать законы и федерация, и субъекты (например, охрана прав человека или административное право), но федеральный закон имеет верховенство. Субъекты федерации имеют также исключительные полномочия, в сферу которых федерация не имеет права вмешиваться, за исключением случаев, когда нарушены федеральная конституция или федеральный закон (эти полномочия обычно называются «остаточными», за вычетом полномочий двух первых групп, например принятие собственной конституции, административно-территориальное деление субъектов федерации); субъект федерации создаёт свою систему органов публичной власти, включая высшие органы (местный парламент, правительство, некоторые суды), но должность главы субъектов федерации не всегда существует (Германия), иногда глава субъекта федерации не избирается гражданами, а назначается президентом (губернаторы в штатах Индии) или является местным монархом (султаны в некоторых штатах Малайзии, эмиры в семи эмиратах ОАЭ).
В России статус субъектов федерации закреплён в следующих положениях Конституции: субъект федерации – элемент федеративного устройства России (ст. 5); все субъекты федерации равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5); каждый субъект федерации имеет собственную территорию (ч. 1 ст. 67), при этом границы между субъектами федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67); субъект федерации имеет свою собственность как часть государственной собственности и разграничивает её с РФ (п. «г» ч. 1 ст. 72), имеет права в части владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. «в» ч. 1 ст. 72). Субъект федерации самостоятельно устанавливает систему и создаёт свои органы государственной власти (ч. 1 ст. 77) и самостоятельно устанавливает свою систему местного самоуправления (в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления, установление которых – вопрос совместного ведения РФ и субъекта федерации) (п. «н» ч. 1 ст. 72). Статус субъекта федерации может быть изменён только по взаимному согласию РФ и этого субъекта федерации (ч. 5 ст. 66). Каждый субъект федерации представлен в обеих палатах Федерального собрания РФ. Субъект федерации имеет право законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104). Законодательный орган субъекта федерации может вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ (ст. 134), одобряет поправки к главам 3–8 Конституции РФ (ст. 136).
К ведению субъекта федерации относятся две группы вопросов: первая – в сфере совместного ведения РФ и субъекта федерации; вторая – полномочия субъекта федерации, принадлежащие ему за пределами сферы совместного ведения.