Государственный служащий
Госуда́рственный слу́жащий, работник, занимающий аппаратную должность в органах государственной власти. Посредством профессиональной служебной деятельности государственных служащих реализуются полномочия органов государственной власти, все её регламенты и инструкции.
В Российской Федерации государственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы или на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание за счёт средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. На должность государственного служащего может быть принят гражданин Российской Федерации в возрасте не моложе 18 и не старше 65 лет, владеющий государственным языком и имеющий профессиональное образование. Работа государственного служащего и в целом управление государственной службой Российской Федерации регламентируется двумя федеральными законами: от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 23 декабря 2023) «О системе государственной службы Российской Федерации» и от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Государственные служащие наделены властными и организационно-распорядительными полномочиями и отвечают за широкий спектр задач, которые стоят перед органами государственной власти: формирование и реализация решений государственной политики; предоставление услуг отдельным лицам, группам и организациям; осуществление регулирующих функций в таких областях, как здравоохранение, образование, социальная защита, транспорт и т. д.
Все современные государства осуществляют наём и функционирование государственных служащих на основании некоторых базовых принципов:
Принцип равного доступа позволяет любому гражданину участвовать в конкурсе на занятие государственных должностей при условии, что он соответствует требованиям, установленным для данной должности и в целом для государственного служащего; как только он оказывается на государственной службе, система оценки деятельности и любые санкции и поощрения должны быть сопоставимы и уравнены для всех должностных лиц. Как институт современная государственная служба восходит к середине 18 в., когда при императоре Фридрихе Вильгельме I в Пруссии были введены вступительные экзамены на компетентность, аналогичные древнекитайской государственной практике.
Принцип беспристрастности гарантирует, что сотрудники государственной службы в процессе своей профессиональной деятельности всегда должны занимать нейтральную позицию и при выполнении своих должностных обязанностей обеспечивать одинаковое внимание и качество услуг, предлагаемых всем гражданам независимо от их политических взглядов, пола, вероисповедания и пр., т. е. «запрещается… оказывать предпочтение каким-либо общественным, религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям, гражданам» (Щербаков. 2007. С. 96). Государственный служащий должен руководствоваться не частными интересами каких-либо групп или лиц, а исключительно заботой о приоритетах законности и справедливости.
Принцип законности постулирует, что государственный служащий в своей деятельности не должен допускать нарушения законов и иных нормативных правовых актов исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам. Государственный «служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение» (Щербаков. 2007. С. 79). В случае его исполнения и служащий, и руководитель, отдавший это поручение, несут гражданско-правовую, дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.
Во исполнение принципа предотвращения конфликта интересов и коррупционных правонарушений государственным служащим запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, получать доход от ценных бумаг, они «не вправе получать вознаграждения от физических и юридических лиц, связанные с исполнением должностных обязанностей» (Щербаков. 2007. С. 91).
Считается невозможным установить единое и достаточное для той или иной страны количество государственных служащих на душу населения, учитывая различия в их функциях и в количестве внутригосударственных уровней управления в разных странах. В экономически развитых государствах наблюдается тенденция к сокращению сферы деятельности государственных служащих путём приватизации, аутсорсинга и делегирования обязанностей государственной службы неправительственным организациям гражданского общества. В Российской Федерации сокращение количества государственных служащих было связано в том числе с переходом на принцип «одного окна» (развитие МФЦ) и электронное взаимодействие с гражданами (электронное правительство).