Судебная власть
Суде́бная власть, одна из ветвей государственной власти по традиционной (со времён Ш. Л. Монтескьё) триаде разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Судебная власть в форме правосудия осуществляется только судом. Органы следствия, прокуратуры, нотариата, другие юридические органы содействуют осуществлению правосудия, но судебной властью не обладают.
Различаются суды общей юрисдикции – они рассматривают уголовные, гражданские дела, трудовые споры и т. д. – и специальные суды (например, Конституционный Суд, военные и арбитражные суды в России, трудовые и финансовые суды в Германии). По общему правилу, бывают суды высшей, средней и низовой инстанций. Высшими судами являются верховные суды государств, конституционные суды государств (в некоторых странах верховные и конституционные суды создаются и в субъектах федераций), государственные суды средней ступени создаются для особо образуемых судебных округов или для административно-территориальных единиц высокого и среднего уровня (областей, районов). Низовые суды – это мировые суды (мировые судьи), создаваемые для низовых муниципальных образований: крупных сёл, небольших городов, для специальных судебных округов (судебных участков) с невысокой численностью населения (например, в России судебные участки создаются из расчёта численности населения на одном участке от 15 до 23 тыс. человек, при этом если в административно-территориальном образовании проживает менее 15 тыс. человек, создаётся один судебный участок).
Общественные суды, суды старейшин, аксакалов, создаваемые в некоторых странах, государственной властью не обладают. Они рассматривают в основном вопросы поведения сограждан и формы государственного принуждения применять не вправе. Религиозные суды (они существуют и в епископствах России) уголовные, гражданские, иные дела не рассматривают, они рассматривают только споры священнослужителей по поводу религиозной деятельности, религиозной службы. Если такая деятельность нарушает законы, совершаются преступления, то такие вопросы рассматривают государственные суды. Гражданско-правовые отношения религиозных организаций также рассматриваются в государственном суде.
Судебная власть характеризуется следующими особенностями. Во-первых, она разрешает конфликты в обществе: между человеком и государством, человеком и юридическими лицами (а иногда и формированиями, не имеющими статуса юридического лица), человеком и различными объединениями, между объединениями, между юридическими лицами, органами государства (не всеми), учреждениями, индивидами (гражданами, гражданами и негражданами).
Во-вторых, государственная судебная власть имеет конкретный судебно-правоприменительный характер. Суд не создаёт общих правил поведения, законов, как это делает законодательная власть. Суд рассматривает и решает конкретные дела (уголовные, гражданские, административно-правовые, трудовые споры и т. д.). Такие решения суда, вступившие в законную силу (после возможного обжалования), обязательны для всех и должны быть исполнены органами государства, юридическими лицами, объединениями лиц, индивидами.
В-третьих, суд применяет право особым образом, в особой судебно-процессуальной форме, которая характеризуется прежде всего состязательностью сторон общественных отношений, представленных обвинителями государства (в конечном счёте они представляют общество, сообщество людей в связи с грубыми нарушениями установленного сообществом порядка), с одной стороны, и защитниками (адвокатами) – с другой.
В-четвёртых, судебная власть возлагается на суд, функционирующий в форме судебного присутствия (судебного заседания), а не на судебный орган как на учреждение (имеющее штатный состав судей, секретарей судебных заседаний, работников канцелярии, а во многих странах – также судебных следователей или следственных судей, прокуроров, прикреплённых к судам). При этом судебная власть осуществляется судом (судебным присутствием), независимо от того, что от имени государства в заседании участвует лишь один судья, несколько судей либо судья и присяжные заседатели (в некоторых странах народные заседатели, в других – ассизы, шеффены).
В-пятых, существует особое судейское самоуправление со стороны органов, избранных судейским сообществом. Только такие органы (советы судей, квалификационные коллегии, советы магистратуры) решают вопросы о перемещениях и ответственности судей как в России, так и за рубежом. Парламент или глава государства назначают судей, но в дальнейшем не распоряжаются судьбой судьи (его повышением, отстранением, перемещением и т. д.). Это делают органы судейского самоуправления.
Конституция РФ (ч. 2 ст. 118) определяет, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Судебную систему РФ составляют Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции (в том числе военные суды), арбитражные суды, мировые судьи субъектов РФ. При этом судьи независимы и подчиняются только закону.
В России действуют федеральные конституционные законы о судебной системе (1996), о Конституционном Суде (1994), о Верховном Суде (2014), о судах общей юрисдикции (2011), об арбитражных судах (1995) и о военных судах (1999), а также федеральные законы: о статусе судей (1992), об органах судейского сообщества в РФ (2002), об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ (2001), о присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции (2004), о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов (1995), о дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов (1996), о территориальной юрисдикции гарнизонных военных судов (2020), о мировых судьях (1998), о создании судов РФ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (2014) и др. Правила судопроизводства установлены федеральным конституционным законом о Конституционном Суде (1994), Гражданским процессуальным кодексом РФ (2002), Арбитражным процессуальным кодексом РФ (2002), Кодексом административного судопроизводства РФ (2015) и Уголовно-процессуальным кодексом РФ (2001).
Самостоятельность судебной власти в системе разделения властей не исключает её взаимосвязи с другими ветвями власти. Законодательная власть определяет судебную систему страны, правовой статус судей, процессуальный порядок рассмотрения дел и т. д. Исполнительная власть обеспечивает материальную базу деятельности судов, осуществляет подготовку судейских кадров и др.