Правовой статус
Правово́й ста́тус (от лат. status – положение, состояние), правовое положение субъекта права, установленное позитивным правом, отражающее его фактическое состояние в правовой системе.
Определение правового статуса
Правовой статус является одной из разновидностей общего статуса субъекта наряду с другими – социальным, экономическим, политическим и др. В отличие от иных видов статуса правовой статус является более стабильным, поскольку формально-юридически определён государством. В юриспруденции правовой статус является характеристикой субъекта права и отражает его правовое положение. Понятие правового статуса позволяет обнаружить права, свободы и обязанности субъекта права в целостном, системном виде, проследить динамику изменения правового положения лица в правовой системе. Данное понятие раскрывает взаимоотношения субъектов права в пределах одной правовой системы, которые отражают субъектно-сущностный уровень её структуры. Правовой статус закрепляется государством в формах (источниках) права (нормативных правовых актах, правовых прецедентах и др.), т. е. в позитивном праве.
Правовой статус субъектов права определяется формой, типом государства, существующей правовой идеологией, системой ценностей, материальными и экономическими ресурсами общества и многими другими факторами.
В юридической науке принято разграничивать термин «правовой статус» со схожими, но не равнозначными терминами «правовое положение» и «правовое состояние». Наиболее распространённой является позиция, согласно которой правовой статус охватывается понятием правового положения лица, под которым, как правило, имеется в виду состояние субъекта права, отражающееся в его существенных правовых свойствах и отношениях в процессе изменения и развития. Правовое состояние означает способность лица к фиксации своих устойчивых свойств при заданных временны́х, пространственных и других параметрах. В свою очередь понятие правового статуса позволяет отразить правовое положение субъекта права на различных стадиях изменения его состояния в правовой системе.
В правоведении общепризнанным является то, что конститутивным элементом правового статуса является совокупность прав, свобод и обязанностей субъекта права. Наряду с этим, в зависимости от различных оснований, учёными в структуру правового статуса включаются и иные элементы: правосубъектность, юридическая ответственность, правовые гарантии и ряд других. По мнению исследователей, они входят в механизмы реализации прав, свобод и обязанностей, составляющих ядро правового статуса. Так, без правоспособности и дееспособности как определяющих черт волевого и осознанного поведения субъекта права, в необходимых случаях – без юридической ответственности и правовых гарантий, невозможно представить себе фактическое осуществление в жизни прав, свобод и обязанностей субъекта права. Выделяемые элементы могут рассматриваться и как характеристики правового положения субъекта права на различных стадиях изменения его состояния.
Виды правовых статусов в зависимости от субъекта права
Классификация правовых статусов осуществляется по различным основаниям, среди которых определяющим является разновидность субъекта права. Так, выделяется правовой статус индивида (личности), организации и социальных общностей.
Правовой статус индивида устанавливается в государстве для реализации человеком своих интересов в государственно-правовой жизни.
Правовой статус личности включает в себя правовые статусы гражданина, иностранного гражданина, лица с двойным гражданством, лица без гражданства, беженца, вынужденного переселенца. Правовой статус личности в современном мире имеет общий наднациональный характер, выражает общечеловеческие требования к правовой свободе личности. Устанавливается международным и национальным правом на основании идей справедливости, формального равенства и свободы. В общий правовой статус входят основополагающие права любого человека: право на жизнь, здоровье, личную неприкосновенность и т. д. Наряду с правами общий правовой статус включает в себя свободу слова, совести, передвижения и т. д. Обязанности человека также имеют всеобщий характер, признаются за всеми людьми, а главное – корреспондируют основным правам и свободам: не нарушать право другого лица на жизнь, здоровье, свободу передвижения и др.
Среди иных статусов личности правовой статус гражданина является наиболее объёмным, поскольку включает в себя дополнительный набор гражданских, политических, социальных прав и обязанностей (например, право избираться в органы власти и быть избранным, нести воинскую обязанность и т. д.).
Специфику общего правового статуса личности составляет механизм обеспечения его реализации. В него входит особый характер правосубъектности, которая складывается из правоспособности и дееспособности. Правоспособность человека возникает с момента рождения, а возникновение дееспособности связывается с достижением человеком определённого возраста или в некоторых случаях – обстоятельств (например, эмансипации).
Юридическая ответственность индивидов бывает уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной. Возможность выявления, приобретения и реализации человеком своих прав и свобод обеспечивается системой гарантий, закрепляемых в правовых актах государства. К их числу относятся: экономико-правовые (свобода экономической деятельности), политико-правовые (механизм народовластия), социально-правовые (общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования) и правовые (возможность получения квалифицированной юридической помощи, право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом).
Правовой статус организаций устанавливается для выполнения ими двух основных функций: властно-управленческой, в том числе оперативно-хозяйственной, и невластной (хозяйственной, социально-культурной и политической).
Основа правового статуса организации, выполняющей властно-управленческую функцию, именуется компетенцией. Таким правовым статусом обладают государство, его государственные органы (должностные лица), а также органы (должностные лица), осуществляющие внутреннее оперативно-хозяйственное управление в организациях, не обладающих государственными властными полномочиями (учреждениях, предприятиях, а также иных юридических лицах). В отличие от правового статуса невластных организаций, у которых права и обязанности разделены, своеобразие компетенции составляют единые и неразделимые права и обязанности (ещё называемые правообязанностями). Причём в структуре их правового статуса право во многом является подчинённым обязанности. Правовой статус таких организаций предназначен для выполнения ими своих властно-управленческих или оперативно-хозяйственных функций, которые позволяют им создавать для подчинённых им субъектов обязательные акты нормативного или индивидуального характера, а также порождать, изменять или прекращать правовые отношения.
Правовой статус невластных организаций устанавливается для удовлетворения коммерческих, материальных, нематериальных, а также иных потребностей организационно оформленного коллектива. К числу таких организаций относятся государственные унитарные предприятия, государственные учреждения, различные хозяйственные общества, общественные организации и т. д. Права и обязанности, составляющие правовой статус таких организаций, не отличаются от прав и обязанностей индивидов, в том смысле, что они предназначены для вступления в отношения с другими субъектами права на началах формального равенства и свободы.
Механизм реализации правового статуса организаций имеет ряд особенностей. Правосубъектность организаций не разделяется на правоспособность и дееспособность, возникает с момента их создания (внесения в специальный реестр). Юридическая ответственность организаций носит ограниченный характер. Организации не несут дисциплинарную ответственность. Чаще всего организации не привлекаются и к уголовной ответственности, хотя в некоторых правовых системах организации всё же подлежат уголовной ответственности (Англия, Бельгия, Голландия, Литва, США и др.). В современной России законодательно зафиксировано, что организации не подлежат привлечению к уголовной ответственности, несмотря на то что в юридической науке имеются позиции о возможности введения уголовной ответственности в отношении данных субъектов права.
Отдельный теоретический и практический вопрос представляет юридическая ответственность государственных органов и должностных лиц государства. Правовые гарантии, составляющие механизм реализации правового статуса организаций, имеют ключевое значение для невластных организаций, поскольку их деятельность не обеспечена государственной властью. К числу гарантий, обеспечивающих правовой статус невластных организаций, относятся экономико-правовые (признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, социальное партнёрство, свобода экономической деятельности), политико-правовые (разделение и равновесие властей, многопартийность, плюрализм мнений) и правовые (наличие развитой системы законодательства, независимого правосудия).
Правовой статус социальных общностей (территориальное публично-правовое образование) устанавливается в целях организационно-юридического выражения интересов более массовых персонифицированных подразделений общества. Их правовой статус устанавливается в нормативных правовых актах высшей юридической силы (основных законах, конституциях), а также нормативных правовых договорах. Закрепляемый государством за социальными общностями правовой статус позволяет выступать большому количеству индивидов от имени социальной общности в целом – народа, нации, народности, административно-территориальных единиц государства, автономно-государственных образований и т. д. В современных условиях к числу народов, наций, народностей, претендующих на внешнее, организационно-юридическое выражение свой воли, можно отнести Курдистан, Восточный Туркестан, Тибет, Восточный Тимор, юг Сомали и др. К административно-территориальным единицам государства – американские штаты, германские земли, субъекты федерации в России и т. д. В число автономно-государственных образований можно включить Каталонию в Испании, Еврейскую автономную область в России и др. Права и обязанности общественных образований связывают их с иными субъектами публично-правовых отношений и прежде всего с самим государством. К таким правам относятся принятие актов высшей юридической силы, осуществление политической власти непосредственно или через государственные институты власти, а также ряд других. В правовой статус таких субъектов включаются и обязанности подчиняться правовым актам государственной власти, действовать в интересах индивидов, их составляющих, проявлять свою волю через нормативно закреплённые механизмы (выборы, референдум) и т. д.
С механизмами реализации правового статуса социальных общностей имеются прикладные проблемы. Трудность заключается в признании и закреплении на уровне высших правовых актов возможности участвовать в публичных отношениях. В конституциях многих государств, в том числе России, формально закреплено право на участие социальных образований в публичных правовых отношениях (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ). Однако политико-правовая практика свидетельствует о наличии сложностей вступления в соответствующие отношения. На самом высоком уровне нормативного правового регулирования остаются нерешёнными вопросы создания реально действующих механизмов участия в публичных отношениях общественных образований, подкреплённых экономическими, политическими и правовыми гарантиями.
Виды правовых статусов в зависимости от уровня нормативного правового закрепления
В современных государствах выделяются следующие виды правового статуса: конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный.
Базовый (конституционный) правовой статус субъектов права устанавливается в конституции, которая закрепляет основополагающие права и обязанности субъекта, а также механизмы реализации его правового статуса. Базовый правовой статус наиболее стабилен.
Основные права и обязанности, составляющие существо правового статуса, детализируются в отраслевом законодательстве. В законодательных актах нижестоящего уровня более подробно устанавливаются права и обязанности, а также регламентируются механизмы их практического осуществления. По отраслевому критерию выделяются следующие виды правовых статусов: конституционно-правовой, административно-правовой, гражданско-правовой и т. д.
Родовой (специальный) правовой статус закрепляется отдельными положениями актов отраслевого характера. Специальный правовой статус отражает специфику прав и обязанностей отдельных субъектов в определённых отношениях (врача, учителя, военнослужащего, полицейского, потерпевшего, свидетеля и т. д.).
Индивидуальный правовой статус характеризует субъекта права как носителя уникального набора прав и обязанностей. Обладание ими зависит от социально-экономической и политической активности лица. В процессе своей деятельности субъекты права приобретают дополнительные права и обязанности, которые составляют их индивидуальный статус как участника правового общения с другими субъектами правовой системы.
Таким образом, выступая основополагающей характеристикой субъекта права, правовой статус отражает его фактическое правовое положение, устанавливаемое государством в позитивном праве. Назначение правового статуса состоит в формальном юридическом установлении места субъекта права в правовой системе. Правовой статус позволяет показать динамику правового развития лица, а также раскрыть взаимоотношения субъектов права в пределах одной правовой системы.