Россия. Органы государственной власти
О́рганы госуда́рственной вла́сти Росси́йской Федера́ции, институты государственной власти, которые обладают в пределах территории Российской Федерации возможностью предписывать обязательные для населения правила поведения, а также обеспечивают в необходимых случаях принудительное исполнение этих правил и разрешают юридические споры.
Принципы формирования и функционирования органов государственной власти РФ
Важнейшие принципы формирования и деятельности органов государственной власти содержатся в гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя». Система органов государственной власти основывается на принципе демократического государства (ч. 1 ст. 1), что выражается в формировании законодательных (представительных) органов власти в Российской Федерации посредством выборов (ч. 3 ст. 3). Наряду с республиканской формой правления (ст. 1) народовластие предопределяет выборность главы государства и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (глав регионов). Конституционный принцип правового государства предписывает органам государственной власти соблюдать конституцию и законы, международные обязательства (части 2, 4 ст. 15).
Принцип разделения властей
Наиболее значимой основой конституционного строя для рассматриваемых органов является принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Содержание этого принципа состоит в том, что каждая ветвь власти наделяется определённым объёмом компетенции, в которую не могут вторгаться иные ветви государственной власти. Исторически разделение властей было направлено против сосредоточения всей полноты власти в руках абсолютного монарха. Теория разделения властей была разработана в трудах европейских просветителей, в том числе Дж. Локка, Ш. Л. Монтескьё. По наблюдению последнего, «известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идёт в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела… Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга» (Монтескьё. 1955. С. 289). Цель предотвращения деспотизма и произвола властей нашла своё воплощение в конституционных документах эпохи революций Нового времени. Согласно Декларации прав человека и гражданина Франции от 26 августа 1789 г., «всякое общество, в котором не обеспечена гарантия прав и не определено разделение властей, не имеет конституции» (ст. 16). Этот принцип увязывается с самим феноменом конституционализма, защитой индивидуальных свобод.
Принцип разделения властей неодинаково закрепляется в конституциях государств. К примеру, структура Конституции США 1787 г. основана на строгом разделении властей, хотя сам этот принцип в тексте не упомянут. Осуществление принципа разделения властей напрямую зависит от формы правления (в президентских республиках проводится более последовательно) и политического режима (в авторитарных государствах носит декларативный характер).
В дореволюционной России теория разделения властей не согласовывалась с принципом самодержавия. Хотя Екатерина II, период правления которой совпал с развитием данной идеи, была хорошо знакома с работами просветителей, в подготовленном при её участии наказе прослеживалась идея неограниченности монархии: «Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе, власть не может действовать сходно со пространством столь великого государства… Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и вконец разорительно» (статьи 9, 11) (Наказ Её Императорского Величества Екатерины Второй ... [1767]. С. 4–5).
В советское время разделение властей отрицалось как буржуазная теория. Она формально противоречила провозглашённому полновластию советов и фактической концентрации публичной власти в партийных органах. Ещё В. И. Ленин, критикуя буржуазный парламентаризм, полагал, что «разделения труда законодательного и исполнительного [в коммунистическом обществе]… нет» (Ленин. Т. 33. 1969. С. 48). Впервые концепция разделения властей нашла закрепление в 1992 г. в результате внесения изменений в Конституцию РСФСР (ст. 3).
Система разделения властей в Российской Федерации
Действующая Конституция РФ 1993 г. в ст. 10 устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Горизонтальное разделение властей предполагает существование на федеральном уровне трёх самостоятельных ветвей. Им соответствуют отдельные органы государственной власти и определённый объём их компетенции. Предназначение федеральной законодательной власти состоит в выработке представителями многонационального народа России наиболее важных правовых норм на основе согласования интересов различных социальных групп. Это обстоятельство объясняет использование синонима «представительные органы государственной власти». На общенациональном уровне законодательная власть представлена Федеральным Собранием – парламентом Российской Федерации, состоящим из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.
Исполнительная власть на всей территории страны осуществляется Правительством РФ и иными федеральными органами исполнительной власти. Главной функцией органов исполнительной власти (иначе – административных органов) является публичное управление. Следует отграничивать действия или бездействие органов / должностных лиц исполнительной власти (административные акты), которые представляют собой вмешательство в субъективные публичные права граждан и их объединений (к примеру, установление обязательных требований) от деятельности административных органов по оказанию публичных услуг. Уже в силу самого названия эта ветвь власти имеет подзаконный характер. Взаимодействие административных органов с законодательной властью определяется принципом подотчётности. Причём «…обязанность исполнительной власти отчитываться по определённым вопросам перед представительной властью вытекает из природы исполнительной власти как власти, исполняющей закон. Однако при этом недопустимо неограниченное расширение полномочий областной Думы, в том числе в определении форм контроля, поскольку оно приводило бы к утрате самостоятельности исполнительного органа власти, что несовместимо с принципом разделения властей» (постановление Конституционного Суда РФ от 10 декабря 1997 № 19-П).
Судебная власть на федеральном уровне вверяется высшим судебным органам – Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ. Последний возглавляет систему судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Главная функция судебной власти заключается в осуществлении правосудия, включая разрешение юридических споров, толкование конституционных предписаний и норм действующего законодательства. В силу официальной интерпретации «отправление правосудия является особым видом осуществления государственной власти. Применяя общее правовое предписание (норму права) к конкретным обстоятельствам дела, судья даёт собственное толкование нормы, принимает решение в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения…» (постановление Конституционного Суда РФ от 25 января 2001 № 1-П). Хотя в Конституции РФ провозглашается принцип осуществления правосудия только судом (ч. 1 ст. 118), не исключено разрешение споров негосударственными (к примеру, третейскими судами) и международными судами (например, Судом Евразийского экономического союза).
Самостоятельность органов государственной власти означает недопустимость вмешательства одной из ветвей власти в исключительные прерогативы других ветвей власти. Так, парламент не должен подменять собой органы правосудия. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 19 мая 1993 г. № 10-П «осуществление Верховным Советом таких полномочий [по распоряжению имуществом государственного предприятия]… противоречит принципу разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, а также установленному Конституцией разграничению компетенции между высшими органами государственной власти… [такое право] принадлежит предусмотренным законом органам исполнительной власти… [в отношении государственной собственности] спорные вопросы подлежат решению в судебном порядке». Самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной власти выражается также в разных способах формирования (избрания), а также в наличии отдельных законодательных актов, которые устанавливают порядок организации и деятельности соответствующих органов.
Наряду с классической триадой ветвей власти в юридической науке выделяют контрольную, избирательную, президентскую и другие ветви. Аргументом в пользу выделения в России отдельной ветви власти для главы государства служат положения ст. 11 Конституции РФ, которая ставит Президента РФ над федеральным парламентом, правительством и судами. В то же время с точки зрения порядка обжалования правовые акты главы государства, так же как и акты органов прокуратуры или избирательных комиссий, подлежат судебному контролю в порядке административного судопроизводства (подпункты 7–11 ч. 1 ст. 20, п. 1 ст. 21 Кодекса административного судопроизводства РФ).
В связи со сложностями отнесения к одной из ветвей власти отдельных институтов принято проводить различие между органами государственной власти и иными государственными органами (Счётная палата, Генеральная прокуратура РФ, Центральная избирательная комиссия, Центральный банк и др.). Подобные органы, обладая сравнительно независимым статусом, наряду с функциями управления наделены ещё и широким объёмом контрольных полномочий.
С федеративным устройством РФ связано вертикальное разделение властей. Оно выражается в разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (части 2, 3 ст. 11 Конституции РФ). Кроме того, разделение властей должно учитываться при разграничении компетенции между разными ветвями в конкретном российском регионе, т. к. упомянутая основа конституционного строя закрепляется «не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в её субъектах» (постановление Конституционного Суда РФ от 18 января 1996 № 2-П). Вертикальное разделение властей носит ограниченный характер. Так, к собственным судебным органам субъектов Российской Федерации относятся только мировые судьи.
Принцип разделения властей не отрицает единства системы публичной власти. В России органы публичной власти представляют собой родовое понятие, включающее в совокупности органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления. Понятие «орган публичной власти» появилось изначально в практике Конституционного Суда РФ и было введено в оборот, чтобы обозначить объединение органов государственной власти и органов местного самоуправления (постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 № 3-П). Идея единства публичной власти получила закрепление в ходе реформы 2020 г. непосредственно в конституционном тексте (ч. 3 ст. 132 Конституции РФ), а затем в Федеральном законе от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».