Основные государственные законы 1906
Основны́е госуда́рственные зако́ны 1906, свод законоположений, определявших основы государственного строя Российской империи в 1906–1917 гг.
Подготовка новой редакции Основных государственных законов (впервые изданы в 1832) началась после опубликования Манифеста 17 октября 1905 г. в условиях революции 1905–1907 гг. В основу Основных государственных законов был положен проект товарища государственного секретаря П. А. Харитонова, разработанный с учётом программных документов российских либералов и конституций европейских государств. Проект обсуждался в 1906 г. в особом порядке (в январе в Особом совещании под председательством графа Д. М. Сольского, в марте – в Совете министров под руководством графа С. Ю. Витте, в апреле – в Особом совещании под председательством императора Николая II). Новая редакция Основных государственных законов утверждена Николаем II 23 апреля (6 мая), накануне открытия Государственной думы 1-го созыва, чтобы, как значилось в постановлении Совета министров, предотвратить «опасные и бесплодные прения» депутатов «о пределах их собственных прав и природы отношений их к верховной власти». Первоначально опубликованы 82 новые или изменённые статьи Основных государственных законов (Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1906. № 98), вскоре – все 124 статьи Основных государственных законов (Свод законов Российской империи. Т. 1, ч. 1. Санкт-Петербург, 1906), включая и те главы, которые остались неизменными с 1832 г., – о престолонаследии, о совершеннолетии императора и регентстве, о вступлении на престол и присяге подданства, о короновании, о титуле императора и Государственном гербе, о вере.
Россия объявлялась «единым и нераздельным» государством (при этом подтверждалась автономия Великого княжества Финляндского); русский язык провозглашался общегосударственным и обязательным для употребления во всех государственных и общественных институтах. Постановлялось, что императору принадлежит «верховная самодержавная власть» (слово «неограниченная» было исключено). Устанавливалось, что законодательная власть, ранее находившаяся в исключительной компетенции монарха, отныне должна была осуществляться им «в единении» с Государственной думой (её депутаты избирались) и реформированным Государственным советом (половина его членов назначалась императором, другая половина избиралась). Сроки сессий Думы и Государственного совета определялись императором. Правом законодательной инициативы обладали император, министры и главноуправляющие, Дума и Государственный совет, за исключением вопросов изменения Основных государственных законов, что являлось исключительно прерогативой императора. Он же утверждал или отклонял одобренные Думой и Государственным советом законопроекты. Законы по военному и военно-морскому ведомствам, касавшиеся строевой, технической и хозяйственной части, если они не вызывали новых расходов из казны, утверждались императором по представлению Военного совета и Адмиралтейств-совета без обсуждения в Думе и Государственном совете. В перерывах между сессиями Думы в случаях, не терпящих отлагательства, император мог издать закон своим указом (ст. 87), такой закон должен был вноситься на рассмотрение Думы в течение двух месяцев после возобновления её заседаний, иначе он утрачивал силу. Действие этой статьи не распространялось на Основные государственные законы, законы о Государственной думе и Государственном совете. Император назначал и увольнял высших должностных лиц (в том числе председателя Совета министров), за исключением председателя Государственной думы, руководил внешней политикой, осуществлял «верховное начальствование» над вооружёнными силами, жаловал титулы, ордена, другие государственные знаки отличия, обладал правом помилования осуждённых. В Основных государственных законах провозглашалась «в пределах, установленных законом» свобода вероисповедания, печати, созыва собраний, создания партий, обществ и союзов.
Принятие Основных государственных законов завершило преобразование государственного строя Российской империи. Наличие в Основных государственных законах норм, ограничивших власть императора и разделивших законодательную власть между ним и парламентом, а также закрепивших новые гражданские права и свободы российских подданных, позволило многим правоведам и политическим деятелям трактовать Основные государственные законы как конституцию, а установившийся государственный режим – как дуалистическую форму конституционной монархии, наподобие существовавшей в Австро-Венгрии. Вопреки ст. 87 Основных государственных законов Николай II после досрочного роспуска Думы 1-го и 2-го созывов изменил закон о выборах в неё (этот акт получил название «третьеиюньский переворот» 1907), в 1909 г. вывел из юрисдикции парламента ряд полномочий в военной и военно-морской сфере, а в 1911 г. по настоянию председателя Совета министров П. А. Столыпина утвердил отвергнутый Государственным советом закон о введении земств в шести губерниях Западного края, для чего приостановил сессии Думы и Государственного совета на три дня (хотя впоследствии закон был внесён на утверждение Думы; не был ею рассмотрен, но вместе с тем продолжал действовать).
Утратили силу после Февральской революции 1917 г.