Лубенцов Василий Никитич
Лубенцо́в Васи́лий Ники́тич (укр. Василь Микитович Лубенцов) [13(25).4.1886, Елисаветград, Российская империя, ныне Кропивницкий, Украина – 2.9.1975, Москва; похоронен на Введенском кладбище], российский певец (бас), народный артист РСФСР (1937).
Сын мещанина Никиты Тихоновича Лубенцова и Домникии Федосеевны Крыжановской. В 1893 г. семья переехала в Одессу. Готовясь стать агрономом, В. Н. Лубенцов изучал садоводство в поместье П. С. Ралли, где служил его отец. Некоторое время работал в Киеве в садоводстве К. Г. Мейера. В 1906–1911 гг. на средства Ралли обучался пению в Одесском музыкальном училище (ныне Одесская национальная музыкальная академия имени А. В. Неждановой) у итальянского педагога М. Полли. Принимал участие в спектаклях Русской драматической труппы, выступал в хоре и небольших сольных партиях в одесской Итальянской опере (среди гастролёров: М. Баттистини, Титта Руффо, Дж. Ансельми). По окончании училища с 1911 г. пел в Одесском оперном театре (антреприза М. Ф. Багрова).
В 1913–1923 гг. (с перерывами) солист Киевского оперного театра (первоначально Русская опера, с 1919 Государственный оперный театр имени К. Либкнехта), некоторое время попеременно выступал в Киеве и Одессе. Среди партий: Светозар («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Кончак («Князь Игорь» А. П. Бородина), Пимен («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Рамфис («Аида» Дж. Верди). В годы Первой мировой войны выступал перед солдатами, работал писарем и библиотекарем в Киевском военном госпитале. С 1919 г. играл также в спектаклях Украинского народного театра: драме «Катерина» Т. Г. Шевченко (Отец Катерины), опере «Запорожец за Дунаем» С. С. Гулак-Артемовского (Карась). В 1920-х гг. гастролировал во многих городах России, в Вятском городском театре (ныне Кировский областной драматический театр имени С. М. Кирова) выступил в партиях Нилаканты («Лакме» Л. Делиба), Мельника («Русалка» А. С. Даргомыжского), Мефистофеля («Фауст» Ш. Гуно), Кардинала («Жидовка» Ф. Галеви).
В 1923–1951 гг. солист московского Большого театра (дебютировал в партии Кончака; отдельные выступления до 1962).
Обладал глубоким басом мягкого тембра и широкого диапазона, актёрскими качествами – мастерством перевоплощения, комедийным дарованием. Исполнение отличалось отточенной фразировкой. Лучшие партии в репертуаре Лубенцова – характерные, требующие применения разнообразных музыкально-драматических средств. Н. Д. Шпиллер вспоминала: «Певец, мастерски владеющий голосом красивого тембра, свободно звучавшего во всех регистрах, поражал многогранностью своего артистического потенциала. Ему доступны были совершенно противоположные направления. Скрещивания самых различных характеров, образов были крайне неожиданными. Артист благородного темперамента владел редким мастерством перевоплощения и беспредельным разнообразием выразительных красок. Среди оперных героев Василия Лубенцова есть образы уникальные и по сей день непревзойдённые» (цит. по: Лубенцов Василий Никитич. 2011. С. 472).
Среди лучших партий: Фарлаф («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Иван Хованский («Хованщина» М. П. Мусоргского; Сталинская премия 1-й степени, вручена в 1951), Варлаам («Борис Годунов» Мусоргского), Додон и Салтан («Золотой петушок» и «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова), Кончак («Князь Игорь» А. П. Бородина). В числе других партий, исполненных артистом на сцене Большого театра: Мельник («Русалка» А. С. Даргомыжского), Гремин и Голова («Евгений Онегин» и «Черевички» П. И. Чайковского), Гудал («Демон» А. Г. Рубинштейна), Варяжский гость, Собакин, Мороз, Голова («Садко», «Царская невеста», «Снегурочка», «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова), Андрей Дубровский («Дубровский» Э. Ф. Направника), Базилио и Мельхталь («Севильский цирюльник» и «Вильгельм Телль» Дж. Россини), Спарафучиле («Риголетто» Дж. Верди), Отец Лоран и Мефистофель («Ромео и Джульетта» и «Фауст» Ш. Гуно), Марсель («Гугеноты» Дж. Мейербера), Хундинг («Валькирия» Р. Вагнера), Король Треф («Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева). Участвовал в исполнении советских опер: «Декабристы» В. А. Золотарёва (Раевский, первый исполнитель, 1925), «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича (Борис Тимофеевич), «Броненосец "Потёмкин"» О. С. Чишко (Доктор Смирнов), «Мать» В. В. Желобинского (Гусев), «Алмаст» А. А. Спендиарова (Надир-Шах), «Тихий Дон» и «Поднятая целина» И. И. Дзержинского (дед Сашка и Половцев), «От всего сердца» Г. Л. Жуковского (Краснопёров). Последнее выступление Лубенцова на сцене Большого театра состоялось в 1962 г. в партии Варлаама.
Неоднократно выступал с концертами в городах СССР. В 1927 г. совершил гастрольную поездку по Украине с Д. Д. Головиным и М. В. Микишей. В 1934 г. принимал участие в поездке концертной бригады Большого театра на Дальний Восток, в 1935 г. – к морякам Черноморского флота, в 1938 г. выступал в части Красной Армии в Монголии. В годы Великой Отечественной войны участвовал в многочисленных шефских концертах. В 1950-х гг. по заданию Всероссийского театрального общества ездил на Дальний Восток и в Сибирь для отбора молодых певцов к IV Всероссийскому смотру художественной самодеятельности, затем – на Урал, в Сибирь и Приморье во главе комиссии по отбору певцов к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в Москве (1957).
С 1924 г. выступал по радио.
С участием Лубенцова записаны оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (1938, Фарлаф, дирижёр С. А. Самосуд), «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1949, Варлаам, дирижёр Н. С. Голованов), «От всего сердца» Г. Л. Жуковского (1951, Краснопёров, дирижёр К. П. Кондрашин), «Наталка-Полтавка» Н. В. Лысенко (1954, Выборный, дирижёр О. М. Брон; обе хранятся в Гостелерадиофонде), сцена царя Додона и Шемаханской царицы («Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова, с Е. А. Степановой, 1937, дирижёр Л. П. Штейнберг), сцена в корчме (Варлаам; «Борис Годунов», 1938, дирижёр А. И. Орлов), сцена Ивана Хованского со стрельцами («Хованщина» Мусоргского, 1939, дирижёр Л. П. Штейнберг), сцена у Солохи («Черевички» П. И. Чайковского, 1940, Голова, дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев, тонфильм, хранится в Гостелерадиофонде). В 1928–1930 гг. записал на грампластинки «Музтреста» арию Гремина («Евгений Онегин» Чайковского, дирижёр М. М. Ипполитов-Иванов), песню Тараса («Тарас Бульба» Н. В. Лысенко), несколько украинских песен (в том числе дуэты с М. В. Микишей).
Автобиография Лубенцова хранится в музее Большого театра.
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1937, 1951).
Брат – Яков Никитич Лубенцов (1892–1961), певец (бас), солист Большого театра (1932–1948).
Дочь – Лидия Васильевна Лубенцова (1910, в некоторых источниках 1915 – 1996), певица (меццо-сопрано), солистка Большого театра (1946–1948), позднее – Пермского театра оперы и балета, автор книги об отце.