Ханаев Никандр Сергеевич
Хана́ев Ника́ндр Серге́евич [27.5(8.6).1890, село Песочня Сапожковского уезда Рязанской губернии, ныне Путятинского района Рязанской области – 23.7.1974, Москва; похоронен на Введенском кладбище], российский певец (драматический тенор), народный артист СССР (1951).
Биография и творчество
Родился в бедной крестьянской семье, после смерти матери воспитывался в семье старшего брата. В юности пел в церковном хоре. С 14 лет жил в Москве, работал форейтором в конном парке, конторщиком-переписчиком. В 1911–1917 гг. служил в армии, во время Первой мировой войны воевал на Юго-Западном фронте, в 1917 г. демобилизовался. Первые годы после Октябрьской революции провёл в Богородске (ныне Ногинск, Московская область), работал в уездном продовольственном отделе, выступал в самодеятельных клубных концертах. В 1920 г. его выступление услышала певица Е. Д. Эльдигарова, приехавшая на гастроли из Москвы, и в течение нескольких месяцев занималась с ним пением. В 1921–1924 гг. обучался в Московской консерватории (класс Л. Г. Звягиной), по окончании которой работал управляющим театром и садом «Аквариум» (1924–1926), выступал на сцене этого театра в партии Фауста (одноимённая опера Ш. Гуно).
С 1925 г. учился в Оперной студии московского Большого театра. В 1926–1954 гг. солист этого театра (отдельные выступления продолжались до 1959). Дебютировал в партии Шуйского («Борис Годунов» М. П. Мусоргского, 1927, режиссёр В. А. Лосский; 1948, режиссёр Л. В. Баратов; Сталинская премия 1-й степени за 1948, вручена в 1949). Обладал сильным, редким по красоте голосом насыщенного тембра, пластичным звуковедением, тонкой филировкой. По воспоминаниям С. Я. Лемешева, драматический тенор Ханаева не знал пределов в диапазоне, свободно поднимаясь до верхнего «ре-бемоль» (Лемешев. 1987. С. 140).
Лучшими в репертуаре Ханаева считаются партии в русских классических операх. Особое место среди них занимают партии Германа («Пиковая дама» П. И. Чайковского, 1931, режиссёр Н. В. Смолич) и Садко (одноимённая опера Н. А. Римского-Корсакова, 1929, режиссёр Р. В. Василевский; 1930, режиссёр В. Л. Нардов; 1935, режиссёр Лосский; 1949, режиссёр Б. А. Покровский; Сталинская премия 1-й степени за 1949, вручена в 1950). Ханаев в роли Германа, по воспоминаниям современников, был лишён мелодраматизма и сентиментальности, нарочитого романтизма: это был искренний живой человек, подавленный одиночеством и отчуждённостью, но вместе с тем волевой и целеустремлённый (Рыбасова. 1950. С. 11). Сцену в спальне Графини артист исполнял без стремления вызвать жалость и сочувствие; скорее это был поединок двух сильных характеров. Герман в исполнении Ханаева представал человеком, полным сил, но не нашедшим им применения, поэтому его гибель воспринималась как большая трагедия. В партии Садко глубокое впечатление производило сочетание вокального и сценического мастерства. Плотный драматический тенор Ханаева в дуэте с Волховой (2-я картина) звучал гибко, нежно и легко.
Другие партии из русского репертуара: Князь («Русалка» А. С. Даргомыжского, 1927, режиссёр Р. В. Василевский), Лыков («Царская невеста» Римского-Корсакова, 1928, режиссёр В. Л. Нардов), Самозванец («Борис Годунов» Мусоргского, 1930, режиссёр Лосский; 1946, режиссёр Баратов), Финн («Руслан и Людмила» М. И. Глинки, 1931, режиссёр Смолич; 1937, 1948, режиссёр Р. В. Захаров), Михайло Туча («Псковитянка» Римского-Корсакова, 1932, режиссёр Баратов), Гришка Кутерьма («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова, 1934, режиссёр Нардов), Богдан Собинин («Иван Сусанин» Глинки, 1939, режиссёр Б. А. Мордвинов; 1945, режиссёр Баратов), Голицын («Хованщина» Мусоргского, 1941, режиссёр В. Р. Раппапорт; 1950, режиссёр Баратов), Синодал («Демон» А. Г. Рубинштейна, 1942, режиссёр Т. Г. Шарашидзе).
Ханаев – один из выдающихся создателей образа Отелло (одноимённая опера Дж. Верди) на русской оперной сцене (1932, режиссёр Смолич). «Отелло у него не "ревнивый мавр" – он предстаёт перед зрителем как человек большой души, могучего ума и сильных страстей, человек, безгранично верящий в благородство окружающих его людей. Эти черты характера Отелло певец раскрывал прежде всего через вокал, используя богатство интонаций, силу звучания голоса, особенности тембра» (Рыбасова. 1950. С. 23–24). Лемешев вспоминал: «Я в те времена увлекался записями Титта Руффо и Карузо и могу смело сказать, что, слушая в "Отелло" Ханаева и Головина (Д. Д. Головина. – М. Н.), не только не был разочарован, но даже ощущал внутренний подъём, гордость за наших певцов, захватывавших не только блеском, но и правдой исполнения. При этом Ханаев… не был суетлив, беспорядочен в движениях. Наоборот, внешне он был очень сдержан, я бы даже сказал, скуп, а весь эмоциональный "заряд", весь темперамент вкладывал в содержание звука и слова» (Лемешев. 1987. С. 141).
Среди других оперных партий Ханаева в западноевропейском репертуаре: Хозе («Кармен» Ж. Бизе, 1930, режиссёр А. А. Санин; 1936, режиссёры Н. С. Домбровский, М. Г. Квалиашвили; 1945, режиссёр Р. Н. Симонов; 1953, режиссёр Захаров), Радамес («Аида» Дж. Верди, 1930, режиссёр Лосский; 1940, режиссёр Н. С. Домбровский; 1951, режиссёр Покровский), Рауль («Гугеноты» Дж. Мейербера, 1934, режиссёр Смолич), Зигмунд («Валькирия» Р. Вагнера, 1940, режиссёр С. М. Эйзенштейн), Каварадосси («Тоска» Дж. Пуччини, 1942, режиссёр С. П. Юдин). Ряд значительных образов создал в операх советского периода: Григорий Мелехов («Тихий Дон» И. И. Дзержинского, 1936, режиссёр Смолич), Матюшенко («Броненосец "Потёмкин"» О. С. Чишко, 1938, режиссёр И. Я. Судаков), Абесалом («Абесалом и Этери» З. П. Палиашвили, 1939, режиссёр Симонов), Каховский («Декабристы» Ю. А. Шапорина, 1953, режиссёр Н. П. Охлопков), Бель-Наид («Загмук» А. А. Крейна, 1930, режиссёр Смолич).
Остальные партии, исполненные Ханаевым в Большом театре: Скороход («Иван-солдат» К. А. Корчмарёва, режиссёр Нардов), Тибальд («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, режиссёр Ф. Ф. Эрнст), Лоренцо («Фра-Дьяволо» Д.-Ф.-Э. Обера, режиссёр Лосский), Чекалинский («Пиковая дама» Чайковского, режиссёр И. М. Лапицкий; все – 1927), Офицер («Фленго» В. Н. Цыбина, 1927, режиссёры Лосский, Эрнст), Нарработ («Саломея» Р. Штрауса, режиссёр Лапицкий), 1-й корабельщик («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, режиссёр Лосский; обе – 1928), Оле («Оле из Норланда» М. М. Ипполитова-Иванова, 1928, режиссёр Нардов), Фогельгезанг и Вальтер («Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера, 1929, режиссёр Лапицкий), Андрей («Прорыв» С. И. Потоцкого, 1930, режиссёр А. П. Петровский), Старый Фауст («Фауст» Гуно, 1949, режиссёр Смолич), Новопашин («От всего сердца» Г. Л. Жуковского, 1951, режиссёр Покровский). Последний раз артист вышел на сцену Большого театра в партии Голицына 11 марта 1959 г.
В 1953–1955 гг. заместитель директора Большого театра по творческим вопросам.
Гастролировал по СССР. В концертах исполнял преимущественно партии в крупных произведениях: в Симфонии № 9 Л. ван Бетховена, оратории «Самсон» Г. Ф. Генделя, симфонической поэме «Колокола» С. В. Рахманинова, симфонии-кантате «На поле Куликовом» Ю. А. Шапорина. Принимал участие в концертных постановках Государственного ансамбля оперы под руководством И. С. Козловского (Канио в опере «Паяцы» Р. Леонкавалло, 1940, Большой зал Московской консерватории, дирижёр А. И. Орлов), в концертном исполнении оперы «Самсон и Далила» К. Сен-Санса (Самсон, 1946, Колонный зал Дома Союзов, дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев), фрагментов тетралогии «Кольцо нибелунга» Р. Вагнера (в том числе сцена ковки меча из оперы «Зигфрид»). В сольных концертах исполнял арии и сцены из опер, романсы и песни М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Ф. Шуберта, Р. Шумана.
В 1948–1950 гг. преподавал в Московской консерватории.
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1937, 1951). Сталинская премия 2-й степени за многолетние выдающиеся достижения в области литературы и искусства (вручена в 1943).
Дочь – Евгения Никандровна Ханаева.
Аудио- и видеозаписи
С участием Н. С. Ханаева записаны оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (1938, Финн), «Пиковая дама» П. И. Чайковского (1937, 1940, Герман; все – дирижёр С. А. Самосуд), «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1949, Шуйский, дирижёр Н. С. Голованов), «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (1946–1947, заглавная партия), «Хованщина» Мусоргского (1953, Голицын; обе – дирижёр В. В. Небольсин), «Кармен» Ж. Бизе (1937, Хозе), «Самсон и Далила» К. Сен-Санса (1946, Самсон; обе – дирижёр Мелик-Пашаев).
Среди других записей: фрагменты из опер «Борис Годунов» Мусоргского (сцена Юродивого, 1930, Шуйский, с И. С. Козловским и В. М. Политковским, первая запись голоса Ханаева; сцена у фонтана, 1948, Самозванец, с М. П. Максаковой, 1952, с Н. С. Чубенко), «Пиковая дама» Чайковского (арии Германа, 1931, 1934), «Садко» Римского-Корсакова (песни Садко, 1931), «Паяцы» Леонкавалло (ария Канио, 1933), «Зигфрид» Р. Вагнера (сцена ковки меча, 1938), «Декабристы» Ю. А. Шапорина (ария Каховского, 1951), Симфония № 9 Бетховена (по трансляции из Большого зала Московской консерватории 1 февраля 1951, дирижёр Г. Абендрот, впервые издана в 2009 на CD фирмой Aquarius в серии «Выдающиеся исполнители»), баллада Витязя из кантаты «На поле Куликовом» Шапорина (1940), романс «Соловей» Чайковского (1933), песни «Воскресное утро» И. Брамса (1933), «Полюшко-поле» Л. К. Книппера (1934). К 120-летию со дня рождения Ханаева издан сольный CD (Aquarius, 2010, серия «Русское вокальное искусство»), в который, наряду с музыкальными фрагментами, вошла документальная аудиозапись воспоминаний певца о начале творческого пути (1970).
Сыграл роль Шуйского в фильме-опере «Борис Годунов» (режиссёр В. П. Строева, 1954) и в телепередаче «Выдающиеся мастера оперной сцены: М. О. Рейзен» (1971, режиссёр И. В. Корпаносова, издана на DVD «Поёт Марк Рейзен», Aquarius, 2006).