Неменова-Лунц Мария Соломоновна
Неме́нова-Лунц Мари́я Соломо́новна [17(29).10.1879, Москва – 11.12.1954, там же], российская пианистка, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1946).
В 1897–1902 гг. обучалась в Московской консерватории (классы А. И. Галли, позднее – А. Н. Скрябина; окончила с золотой медалью). Впоследствии продолжала брать уроки у Скрябина, пропагандировала его творчество: с 1909 г. входила в московский кружок скрябинистов (среди участников: А. Б. Гольденвейзер, Э. А. Купер, К. С. Сараджев, А. Б. Хессин, Е. А. Бекман-Щербина и др.), позднее – в Общество имени А. Н. Скрябина, Общество друзей музея А. Н. Скрябина, оставила воспоминания о композиторе; сохранилась их переписка. Окончила историко-филологический факультет Высших женских курсов (1902).
Преподавала фортепиано в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (с 1919 Государственный институт музыкальной драмы, в 1919–1922 Неменова-Лунц – профессор этого института; ныне ГИТИС) и в других учебных заведениях. С 1922 г. профессор Московской консерватории, преподавала здесь специальное фортепиано, камерный ансамбль, художественный аккомпанемент, в 1938–1943 гг. заведующая кафедрой общего фортепиано. Особый вклад внесла в организацию в Московской консерватории кафедры концертмейстерского мастерства (1943), которую возглавляла до конца жизни (впоследствии эта кафедра объединилась с кафедрой истории и теории фортепианного искусства). По воспоминаниям пианиста и музыковеда М. А. Смирнова, «занятия в классе Марии Соломоновны проходили в очень жизнерадостной, подчас весёлой, именно артистической атмосфере... Много играла в классе. Поражало звучание инструмента, красота и одухотворённость тембра рояля, филигранность техники – особенно мелкой, пленительной, жемчужной» (цит. по: Смирнов. 2007. С. 374). В педагогической практике использовала упражнения, изобретённые Скрябиным для развития техники (одно из них – игра трезвучий и септаккордов с выделением тех или иных ступеней). В процессе концертмейстерской работы много занималась с певцами, уделяя особое внимание произнесению слова.
Выступала в концертах сольно и в ансамблях; особую известность получила как исполнитель произведений русских композиторов 1-й половины 19 в. В аудиозаписи сохранились фортепианные произведения М. И. Глинки, И. Е. Хандошкина, А. Л. Гурилёва, Н. А. Титова, А. П. Есаулова. Также записывалась с певицами Н. А. Обуховой, Н. А. Казанцевой, альтистом В. В. Борисовским. Издана запись концерта, состоявшегося в 1951 г. в Малом зале Московской консерватории (произведения Д. С. Бортнянского, М. Ю. Виельгорского, А. Д. Жилина, Н. Д. Дмитриева, А. А. Алябьева, М. И. Глинки, Концерт ми-бемоль мажор И. К. Баха, ансамбли с Е. К. Катульской; лейбл Aquarius Classic, 2013).
Часто выступала с лекциями (в том числе по истории отечественного камерного пения, фортепианной музыки, камерной литературы), докладами, воспоминаниями о современниках. Сохранилась аудиозапись выступления Неменовой-Лунц на вечере памяти К. С. Станиславского во Всероссийском театральном обществе (1948).
Т. Л. Щепкина-Куперник посвятила Неменовой-Лунц стихотворения.