Красовский Сергей Александрович
Красо́вский Серге́й Алекса́ндрович [7(19) или 8(20).10.1894, деревня Воинова Гора Покровского уезда Владимирской губернии, ныне Войново-Гора, Орехово-Зуевский район, Московская область – 18.12.1971, Москва], российский певец (бас), заслуженный артист РСФСР (1937).
Из семьи сельского священника. Учился во Владимирской духовной семинарии, пел в семинарском хоре, затем в архиерейском хоре владимирского Успенского собора. Занимался пением в частной музыкальной школе П. А. Ставровского у А. П. Ляховича (Владимир). В 1917 г. поступил в Московский университет, брал уроки пения у А. В. Секар-Рожанского (солиста Оперы С. И. Зимина); в 1919 г. продолжил занятия во Владимирской музыкальной школе у итальянского певца А. Де Рома. В 1922–1927 гг. учился в Московской консерватории (класс В. С. Тютюнника, затем Н. Г. Райского), исполнил партии Досифея («Хованщина» М. П. Мусоргского, 1927) и Гульельмо («Так поступают все женщины» В. А. Моцарта, 1928) в консерваторских спектаклях.
В 1928–1956 гг. солист московского Большого театра. Обладал глубоким басом широкого диапазона. Исполнил на сцене Большого театра более 50 разнохарактерных партий, главных и эпизодических. Среди лучших: партии в операх Н. А. Римского-Корсакова – Голова («Майская ночь»), Морской царь («Садко»), Князь Токмаков («Псковитянка»), Собакин («Царская невеста»), Князь Юрий («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»), Бермята («Снегурочка»); партии Гремина («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Кончака («Князь Игорь» А. П. Бородина), Андрея Дубровского («Дубровский» Э. Ф. Направника), Светозара («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Феррандо, Спарафучиле («Трубадур», «Риголетто» Дж. Верди), Марселя («Гугеноты» Дж. Мейербера), Дзембы («Галька» С. Монюшко). Участвовал в премьерах опер советских композиторов в Большом театре: «Тупейный художник» И. П. Шишова (1929, Дворецкий), «Сын Солнца» С. Н. Василенко (1929, Китаец), «Загмук» А. А. Крейна (1930, Убар-Ирситим), «Вышка Октября» Б. Л. Яворского (1930, Мусульманин), «Бэла» А. Н. Александрова (1946, Максим Максимыч), «Декабристы» Ю. А. Шапорина (1953, Старый солдат).
С участием Красовского записаны оперы «Волшебная флейта» Моцарта (1947, Зарастро), «Галька» (1952), «Демон» А. Г. Рубинштейна (1950, Гудал), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1955, Бурундай), «Садко» (1952), «Снегурочка» (1946), «Майская ночь» (1946, 1951), «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова (1948, Чуб), «Золотой петушок» (1951, Полкан), «Руслан и Людмила» (1948), «Борис Годунов» Мусоргского (1949, пристав Никитич), «Черевички» Чайковского (1948, Голова), «Аида» Дж. Верди (1951, Царь Египта), «Декабристы» (1954), сольная партия в Реквиеме Моцарта (1946). Снимался в фильме-опере «Борис Годунов» (1954, режиссёр В. П. Строева; пристав Никитич).
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1951).