Музыканты

Популярные статьи

Межерауп Елена Кирилловна
Межерауп Елена Кирилловна
Межера́уп Еле́на Кири́лловна (1902–1985), российская певица (лирическое сопрано), заслуженная артистка РСФСР (1937). В 1931–1949 гг. солистка Большого театра. Среди партий: Ольга («Русалка» А. С. Даргомыжского), Тамара («Демон» А. Г. Рубинштейна), Ольга, Царевна Лебедь, Панночка, Волхова («Псковитянка», «Сказка о царе Салтане», «Майская ночь», «Садко» Н. А. Римского-Корсакова), Татьяна и Прилепа («Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского), Этери («Абесалом и Этери» З. П. Палиашвили), Сюзанна («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта), Маргарита («Фауст» Ш. Гуно), Дездемона («Отелло» Дж. Верди), Мими («Богема» Дж. Пуччини).
Соловьёв-Седой Василий Павлович
Соловьёв-Седой Василий Павлович
Соловьёв-Седо́й Васи́лий Па́влович (1907–1979), российский композитор, народный артист СССР (1967). Окончив Ленинградскую консерваторию (1936), сосредоточился на песенном творчестве. Автор преимущественно лирических песен (всего свыше 400), получивших всенародное признание. Среди лучших: «Вечер на рейде», «На лодке», «Услышь меня, хорошая», «Подмосковные вечера» (один из музыкальных символов СССР), «Вечерняя песня» (неофициальный гимн Санкт-Петербурга). Ленинская премия (1959). Сталинские премии (1943, 1947).
Веберн Антон фон
Веберн Антон фон
Ве́берн А́нтон фон (1883–1945), австрийский композитор, дирижёр. Представитель новой венской школы. Среди сочинений: 5 пьес для струнного квартета ор. 5 (1909); 6 пьес для оркестра ор. 6 (1913); 5 пьес для оркестра ор. 10 (1913), Симфония op. 21 (1928).
Алексеев Александр Иванович
Алексеев Александр Иванович
Алексе́ев Алекса́ндр Ива́нович (1895–1939), российский певец (лирический тенор), заслуженный артист РСФСР (1937). В 1925–1927 и 1929–1939 гг. солист московского Большого театра. Среди лучших партий: Ленский («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Князь («Русалка» А. С. Даргомыжского), Альмавива («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Герцог и Альфред («Риголетто» и «Травиата» Дж. Верди), Ромео и Фауст («Ромео и Джульетта» и «Фауст» Ш. Гуно), Джеральд («Лакме» Л. Делиба), Лоэнгрин (одноимённая опера Р. Вагнера), партии в операх Н. А. Римского-Корсакова.
Глинка Михаил Иванович
Глинка Михаил Иванович
Гли́нка Михаи́л Ива́нович (1804–1857), российский композитор. Положил начало новому историческому периоду в истории русской музыки: его произведения обусловили мировое значение русской музыкальной культуры. Среди сочинений: оперы «Жизнь за царя» (1836) и «Руслан и Людмила» (1842); оркестровые сочинения – «Арагонская хота» (1845), «Ночь в Мадриде» (1851), «Камаринская» (1848), «Вальс-фантазия» (1856); камерная музыка, фортепианные пьесы, романсы.
Лядов Анатолий Константинович
Лядов Анатолий Константинович
Ля́дов Анато́лий Константи́нович (1855–1914), российский композитор, дирижёр, педагог, общественный деятель. Один из наиболее значительных представителей Беляевского кружка. С 1878 г. преподаватель Санкт-Петербургской консерватории. Среди учеников: композиторы Б. В. Асафьев, M. Ф. Гнесин, В. А. Золотарёв, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, музыковеды В. М. Беляев, А. В. Оссовский, дирижёры Н. А. Малько, Л. П. Штейнберг, оперные певцы П. З. Андреев, И. В. Ершов. Автор оркестровых сочинений («Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора»), произведений для фортепиано, обработок народных песен.
Моцарт Вольфганг Амадей
Моцарт Вольфганг Амадей
Мо́царт Во́льфганг Амаде́й (1756–1791), австрийский композитор, представитель венской классической школы. С 1762 г. выступал в придворных концертах (Мюнхен, Вена). Прославился как исполнитель (клавесинист, скрипач, импровизатор, певец), интенсивно развивался как композитор (первые сочинения изданы в 1764 в Париже). С 1769 г. работал капельмейстером в Зальцбурге, с 1772 г. на службе у князя-архиепископа И. фон Коллоредо. С 1781 г. в Вене, вёл жизнь свободного художника, зарабатывал концертами, изданием сочинений, уроками, заказами. В 1783–1786 гг. организовал серии «академий» (концертов по подписке). С 1787 г. в придворном штате в должности композитора камерной музыки, в 1791 г. помощник и заместитель капельмейстера в соборе Святого Стефана. Неоднократно совершал гастрольные поездки по городам Европы. Композиторский стиль В. А. Моцарта – одно из высших проявлений музыкальной классики 2-й половины 18 – начала 19 вв. (наряду с творчеством Й. Гайдна и Л. ван Бетховена). Автор свыше 600 произведений: 17 законченных опер, 18 месс, четырёх литаний, офферториев, градуалов, 16 церковных сонат, двух ораторий, четырёх светских кантат, многочисленных арий, ансамблей, песен и др. Оркестровая музыка – свыше 40 симфоний; более 40 концертов для различных инструментов с оркестром; кассации, серенады и дивертисменты (16). Камерная инструментальная музыка представлена 23 струнными квартетами, двумя квартетами для струнных и фортепиано, квинтетами для различных составов, дивертисментами и серенадами для духовых, 32 сонатами для фортепиано и скрипки и др. Музыка для фортепиано (клавесина) соло – 24 сонаты (в том числе пять – в четыре руки), вариации (16), рондо, фантазии, менуэты и др.
Гагарина Варвара Дмитриевна
Гагарина Варвара Дмитриевна
Гага́рина Варва́ра Дми́триевна (1904–1990), российская певица (контральто, меццо-сопрано), заслуженная артистка РСФСР (1957). В 1936–1959 гг. солистка Большого театра. Среди лучших партий: Ваня и Ратмир («Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Кончаковна («Князь Игорь» А. П. Бородина), Лель и Нежата («Снегурочка» и «Садко» Н. А. Римского-Корсакова). Выступала в концертах, в программы включала арии из русских опер, романсы П. И. Чайковского, Римского-Корсакова, песни Ф. Шуберта, советских композиторов.

Русские музыканты XIX и XX веков

Алексеев Александр Иванович
Алексеев Александр Иванович
Алексе́ев Алекса́ндр Ива́нович (1895–1939), российский певец (лирический тенор), заслуженный артист РСФСР (1937). В 1925–1927 и 1929–1939 гг. солист московского Большого театра. Среди лучших партий: Ленский («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Князь («Русалка» А. С. Даргомыжского), Альмавива («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Герцог и Альфред («Риголетто» и «Травиата» Дж. Верди), Ромео и Фауст («Ромео и Джульетта» и «Фауст» Ш. Гуно), Джеральд («Лакме» Л. Делиба), Лоэнгрин (одноимённая опера Р. Вагнера), партии в операх Н. А. Римского-Корсакова.
Глинка Михаил Иванович
Глинка Михаил Иванович
Гли́нка Михаи́л Ива́нович (1804–1857), российский композитор. Положил начало новому историческому периоду в истории русской музыки: его произведения обусловили мировое значение русской музыкальной культуры. Среди сочинений: оперы «Жизнь за царя» (1836) и «Руслан и Людмила» (1842); оркестровые сочинения – «Арагонская хота» (1845), «Ночь в Мадриде» (1851), «Камаринская» (1848), «Вальс-фантазия» (1856); камерная музыка, фортепианные пьесы, романсы.
Лядов Анатолий Константинович
Лядов Анатолий Константинович
Ля́дов Анато́лий Константи́нович (1855–1914), российский композитор, дирижёр, педагог, общественный деятель. Один из наиболее значительных представителей Беляевского кружка. С 1878 г. преподаватель Санкт-Петербургской консерватории. Среди учеников: композиторы Б. В. Асафьев, M. Ф. Гнесин, В. А. Золотарёв, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, музыковеды В. М. Беляев, А. В. Оссовский, дирижёры Н. А. Малько, Л. П. Штейнберг, оперные певцы П. З. Андреев, И. В. Ершов. Автор оркестровых сочинений («Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора»), произведений для фортепиано, обработок народных песен.
Алчевский Иван Алексеевич
Алчевский Иван Алексеевич
Алче́вский Ива́н Алексе́евич (1876–1917), российский певец (тенор). В 1907–1908 гг. солист московской Оперы С. И. Зимина, в 1908–1910, 1912–1914 гг. – Парижской оперы, в 1910–1912 и 1915–1917 гг. – Мариинского и московского Большого театров. В репертуаре: Герман («Пиковая дама» П. И. Чайковского), Фауст (одноимённая опера Ш. Гуно), Садко (одноимённая опера Н. А. Римского-Корсакова), Дон Жуан («Каменный гость» А. С. Даргомыжского), Хозе («Кармен» Ж. Бизе), Рауль и Иоанн Лейденский («Гугеноты» и «Пророк» Дж. Мейербера), Самсон («Самсон и Далила» К. Сен-Санса), партии в операх Р. Вагнера.
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Ри́мский-Ко́рсаков Никола́й Андре́евич (1844–1908), российский композитор, педагог, дирижёр. Один из крупнейших русских композиторов и педагогов, наряду с П. И. Чайковским наиболее авторитетный и влиятельный музыкант своего времени. Среди сочинений: оперы (всего 15) «Снегурочка» (1879), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1905), «Золотой петушок» (1907); симфонические произведения («Испанское каприччио», 1887, «Шехеразада», 1888), кантаты, романсы. Член «Могучей кучки»; в середине 1880-х гг. вокруг него сложился Беляевский кружок. Оказал существенное влияние на творчество А. К. Глазунова, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, М. Равеля и многих других отечественных и зарубежных композиторов. Автор «Практического учебника гармонии» (1886), «Основ оркестровки» (т. 1–2, 1913), автобиографической книги «Летопись моей музыкальной жизни» (1909).
Глазунов Александр Константинович
Глазунов Александр Константинович
Глазуно́в Алекса́ндр Константи́нович (1865–1936), российский композитор, дирижёр, педагог, народный артист Республики (1922). Один из главных участников Беляевского кружка. Среди сочинений: 8 симфоний, балеты «Раймонда» (1898), «Барышня-служанка, или Испытание Дамиса» (1900), «Времена года» (1900), Концерт для скрипки с оркестром (1904). С 1899 г. профессор Санкт-Петербургской консерватории по классу чтения партитур (позднее вёл инструментовку, гармонию, полифонию, ансамбль). Среди учеников: М. О. Штейнберг, Х. Эллер, Н. А. Малько.
Камионский Оскар Исаевич
Камионский Оскар Исаевич
Камио́нский Оска́р Иса́евич (1869–1917), российский певец (баритон). Один из наиболее часто записывавшихся на грампластинки певцов дореволюционной России. Среди партий: Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини, один из лучших исполнителей этой партии на русской оперной сцене), Дон Жуан (одноимённая опера В. А. Моцарта), Граф ди Луна, Ренато, Риголетто («Трубадур», «Бал-маскарад», «Риголетто» Дж. Верди), Невер («Гугеноты» Дж. Мейербера), Валентин («Фауст» Ш. Гуно), Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе), Сильвио («Паяцы» Р. Леонкавалло), Скарпиа («Тоска» Дж. Пуччини), Демон (одноимённая опера А. Г. Рубинштейна), Онегин, Елецкий, Мазепа («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа» П. И. Чайковского).
Соколов Николай Александрович
Соколов Николай Александрович
Соколо́в Никола́й Алекса́ндрович (1858–1922), российский композитор, теоретик музыки, критик, педагог. Сын священника. В 1885 г. окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу теории композиции Н. А. Римского-Корсакова, с 1896 г. преподавал там же (профессор с 1907). Участник Беляевского кружка. Среди учеников: И. А. Вышнеградский, А. Н. Черепнин, Ю. А. Шапорин.

Советские музыканты

Рождественский Геннадий Николаевич
Рождественский Геннадий Николаевич
Рожде́ственский Генна́дий Никола́евич (1931–2018), российский дирижёр, народный артист СССР (1976), Герой Социалистического Труда (1990). Один из крупнейших российских дирижёров. Репертуар охватывал многочисленные оперы, балеты, разнообразную симфоническую музыку. Активно пропагандировал творчество советских композиторов: С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Р. К. Щедрина, С. А. Губайдулиной, Э. В. Денисова, А. Г. Шнитке. Исполнял малоизвестные в России произведения зарубежных композиторов 20 в. С 1974 г. преподавал в Московской консерватории, среди учеников – В. К. Полянский, В. А. Понькин.
Комолятов Николай Андреевич
Комолятов Николай Андреевич
Комоля́тов Никола́й Андре́евич (род. 1942), российский гитарист, педагог, заслуженный артист РФ (1992). В 1968–2002 гг. солист Московской областной филармонии. Как исполнитель придаёт особое значение современной музыке для гитары и расширению отечественного репертуара; исполнял произведения Э. Вила-Лобоса, И. Ф. Стравинского, Э. В. Денисова, своего учителя А. М. Иванова-Крамского, многих современных российских композиторов. С 1983 г. преподаёт в Российской академии музыки имени Гнесиных.

Зарубежные музыканты

Веберн Антон фон
Веберн Антон фон
Ве́берн А́нтон фон (1883–1945), австрийский композитор, дирижёр. Представитель новой венской школы. Среди сочинений: 5 пьес для струнного квартета ор. 5 (1909); 6 пьес для оркестра ор. 6 (1913); 5 пьес для оркестра ор. 10 (1913), Симфония op. 21 (1928).
Моцарт Вольфганг Амадей
Моцарт Вольфганг Амадей
Мо́царт Во́льфганг Амаде́й (1756–1791), австрийский композитор, представитель венской классической школы. С 1762 г. выступал в придворных концертах (Мюнхен, Вена). Прославился как исполнитель (клавесинист, скрипач, импровизатор, певец), интенсивно развивался как композитор (первые сочинения изданы в 1764 в Париже). С 1769 г. работал капельмейстером в Зальцбурге, с 1772 г. на службе у князя-архиепископа И. фон Коллоредо. С 1781 г. в Вене, вёл жизнь свободного художника, зарабатывал концертами, изданием сочинений, уроками, заказами. В 1783–1786 гг. организовал серии «академий» (концертов по подписке). С 1787 г. в придворном штате в должности композитора камерной музыки, в 1791 г. помощник и заместитель капельмейстера в соборе Святого Стефана. Неоднократно совершал гастрольные поездки по городам Европы. Композиторский стиль В. А. Моцарта – одно из высших проявлений музыкальной классики 2-й половины 18 – начала 19 вв. (наряду с творчеством Й. Гайдна и Л. ван Бетховена). Автор свыше 600 произведений: 17 законченных опер, 18 месс, четырёх литаний, офферториев, градуалов, 16 церковных сонат, двух ораторий, четырёх светских кантат, многочисленных арий, ансамблей, песен и др. Оркестровая музыка – свыше 40 симфоний; более 40 концертов для различных инструментов с оркестром; кассации, серенады и дивертисменты (16). Камерная инструментальная музыка представлена 23 струнными квартетами, двумя квартетами для струнных и фортепиано, квинтетами для различных составов, дивертисментами и серенадами для духовых, 32 сонатами для фортепиано и скрипки и др. Музыка для фортепиано (клавесина) соло – 24 сонаты (в том числе пять – в четыре руки), вариации (16), рондо, фантазии, менуэты и др.
Белинник Пётр Сергеевич
Белинник Пётр Сергеевич
Бели́нник Пётр Серге́евич (1906–1998), украинский певец (лирический тенор), народный артист СССР (1954). В 1936–1940 гг. солист Большого театра. В 1942–1964 гг. солист Киевского театра оперы и балета. Среди партий: Князь («Русалка» А. С. Даргомыжского), Юродивый («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Владимир Игоревич («Князь Игорь» А. П. Бородина), Лыков («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова), Ленский («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Петро («Наталка Полтавка» Н. В. Лысенко), Альмавива («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Фауст (одноимённая опера Ш. Гуно), Герцог и Альфред («Риголетто» и «Травиата» Дж. Верди), Лоэнгрин (одноимённая опера Р. Вагнера), Пинкертон («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини).
Гмыря Борис Романович
Гмыря Борис Романович
Гмы́ря Бори́с Рома́нович (1903–1969), украинский певец (бас), народный артист СССР (1951). В 1939–1941 и 1944–1957 гг. солист Киевского театра оперы и балета. Среди лучших партий, исполненных на сцене Киевского театра оперы и балета: Иван Сусанин и Руслан («Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Кочубей («Мазепа» П. И. Чайковского), Борис Годунов (одноимённая опера М. П. Мусоргского), Собакин («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова), Нилаканта («Лакме» Л. Делиба), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно), Кривонос («Богдан Хмельницкий» К. Ф. Данькевича), Тарас («Тарас Бульба» Н. В. Лысенко). Обширный концертный репертуар включал арии и фрагменты из опер, романсы и песни российских и зарубежных композиторов, украинские народные песни.
Волконский Андрей Михайлович
Волконский Андрей Михайлович
Волко́нский Андре́й Миха́йлович (1933–2008), российский и французский композитор, клавесинист, органист. В 1965 г. основал ансамбль старинной музыки «Мадригал». Среди сочинений: «Musica stricta» для фортепиано (1956), «Жалобы Щазы» для сопрано и 7 инструментов (1962).
Баттистини Маттиа
Баттистини Маттиа
Баттисти́ни Матти́а (1856–1928), итальянский певец (баритон). Один из виднейших представителей бельканто. Среди лучших партий: Дон Жуан (одноимённая опера В. А. Моцарта), Риголетто, Дон Карлос и Граф ди Луна («Риголетто», «Эрнани» и «Трубадур» Дж. Верди), Гамлет («Гамлет» А. Тома), партии в операх Г. Доницетти. Выступал как концертный певец (до 1927), исполнял песни Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Х. Вольфа.
Бьёрлинг Юсси
Бьёрлинг Юсси
Бьёрлинг Ю́сси (1911–1960), шведский певец (тенор). Один из крупнейших оперных певцов 20 в. Выступал в Шведской королевской опере, «Метрополитен-опере», Чикагской городской опере, Опере Сан-Франциско, театрах «Ла Скала» и «Ковент-Гарден». Среди партий: Арнольд и Альмавива («Вильгельм Телль» и «Севильский цирюльник» Дж. Россини), Герцог, Альфред, Ричард, Манрико, Радамес («Риголетто», «Травиата», «Бал-маскарад», «Трубадур», «Аида» Дж. Верди), Неморино («Любовный напиток» Г. Доницетти), Ромео и Фауст («Ромео и Джульетта» и «Фауст» Ш. Гуно), Рудольф, Джонсон, Пинкертон, Каварадосси («Богема», «Девушка с Запада», «Мадам Баттерфляй», «Тоска» Дж. Пуччини), Туридду («Сельская честь» П. Масканьи), Ленский («Евгений Онегин» П. И. Чайковского).
Сваровски Ханс
Сваровски Ханс
Сваро́вски Ханс (Hans Swarowsky) (1899–1975), австрийский дирижёр, педагог. В 1937–1940 гг. главный дирижёр Цюрихской оперы. В 1946–1947 гг. главный дирижёр Венского симфонического оркестра. В 1947–1949 гг. музыкальный руководитель оперного театра в Граце. В 1957–1959 гг. главный дирижёр Национального оркестра Шотландии (Глазго). С 1959 г. до конца жизни дирижёр Венской государственной оперы. С 1946 г. преподавал в Академии музыки и исполнительского искусства в Вене, один из наиболее авторитетных педагогов в области дирижирования. Автор воспоминаний о Р. Штраусе, статей по вопросам музыкально-исполнительского искусства.

Русские церковные музыканты

Архангельский Александр Андреевич
Архангельский Александр Андреевич
Арха́нгельский Алекса́ндр Андре́евич (1846–1924), российский хоровой дирижёр, композитор, заслуженный артист Республики (1921). Регент в Придворной певческой капелле (с 1873). В 1880 г. организовал смешанный хор, с которым концертировал по России и за границей. В 1902 г. создал в Санкт-Петербурге Церковно-певческое благотворительное общество, преподавал хоровое пение, издавал хоровые сборники. В 1920-х гг. руководил Общестуденческим русским хором в Праге. Автор свыше 300 духовных сочинений и многоголосных переложений церковных распевов, также светских хоров а капелла, обработок русских народных песен.
Калачников Николай
Калачников Николай
Кала́чников Никола́й (даты рождения и смерти неизвестны), российский композитор 18 в. Один из немногих авторов музыки в партесном стиле на 24 голоса (для 6 хоров) – Службы Божией и концерта святой Елизавете «Иже заповеди Божия сохраняет» (1744). Также в наследии Калачникова 30 духовных концертов на 8, 12 и 16 голосов (наибольшую известность приобрели концерты «Восприемлему Тебе, Христе» и «Тайныя днесь Духа трубы»), две Службы Божии на 12 голосов.
Редриков Фёдор
Редриков Фёдор
Ре́дриков Фёдор (даты рождения и смерти неизвестны), российский композитор и регент 18 в. Автор 8 Служб Божиих и 8 концертов на 12 голосов.
Календа Ян
Календа Ян
Кале́нда Ян (умер после 1668), русский композитор и певчий белорусского или украинского происхождения. Служил при дворе царя Алексея Михайловича. Автор «Службы треумфалной» на 12 и 16 голосов, «Службы погребовой» на 8 голосов, шести концертов на 4 голоса.
Хоржевский Иван Иванович
Хоржевский Иван Иванович
Хорже́вский Ива́н Ива́нович (1727 – после 1800), российский виолончелист и композитор. С 1734 или 1735 г. певчий графа Н. Ф. Головина. В 1756–1761 гг. написал 16 духовных концертов на 8, 12 и 16 голосов, причастный стих «В память вечную» и две Херувимские песни на 12 голосов.
Нафанаил (Бачкало)
Нафанаил (Бачкало)
Нафанаи́л (в миру Никита Яковлевич Бачкало) (1866 – дата смерти неизвестна), иеромонах, российский композитор, регент. С 1887 г. певчий Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Обучался пению в Санкт-Петербургской консерватории, с 1890 г. участвовал в оперных спектаклях Панаевского театра. С 1895 г. певчий и помощник регента Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. В 1897 г. принял монашеский постриг с именем Нафанаил и был направлен в Смоленскую Зосимову пустынь (в 1904 переведён в Троице-Сергиеву лавру). С 1917 по 1930 гг. сменил несколько мест служения. В 1930 г. лишён права проживания в Московской области. Дальнейшая судьба неизвестна (в 1999 реабилитирован посмертно). Композиторская деятельность иеромонаха Нафанаила связана с Зосимовой пустынью, им было создано большое число песнопений, получивших наименование «напевов Зосимовой пустыни». Ему принадлежат нотные сборники «Литургия» и «Всенощное бдение», а также песнопения литургии Преждеосвященных Даров, Постной триоди, Страстной седмицы и др. Наследие иеромонаха Нафанаила высоко ценилось архимандритом Матфеем (Мормылём) и ныне широко используется в литургической практике однородных монастырских хоров Русской православной церкви.
Львовский Григорий Фёдорович
Львовский Григорий Фёдорович
Льво́вский Григо́рий Фёдорович (1830–1894), российский композитор, регент. Родом из Бессарабии. Обучался в Кишинёвской духовной семинарии, затем в Придворной певческой капелле; изучал контрапункт под руководством профессора Санкт-Петербургской консерватории Н. И. Зарембы. С 1854 г. регент архиерейского хора в Кишинёве, с 1856 г. – хора Александро-Невской лавры; с 1858 г. – регент митрополичьего хора и учитель пения в Исаакиевском соборе, Смольном институте, Преображенском и Семёновском полках, в духовных училищах. Для регентской практики Львовского были важны единство музыкального строя богослужения, гармоничное темповое соотнесение читаемых и пропеваемых фрагментов службы, ясность произносимых хором текстов, соответствие динамики хорового звучания литургическим требованиям. Для Львовского-композитора основополагающей была стилистическая ориентация на монодийные уставные напевы. Подавляющее большинство его композиций составляют гармонизации и обработки знаменного, греческого и болгарского распевов. Заимствованную мелодию он помещал в верхнем голосе, стремясь при этом к мелодической развитости всех остальных голосов. Гармонизации, выдержанные в строгой диатонике, отличаются выраженными тонально-функциональными связями. Обработки Львовского ныне широко используются в клиросной практике, наиболее известны: «Господи, помилуй» на Воздвиженье Креста, причастный стих «Блажени, яже избрал», «Величание» святому равноапостольному князю Владимиру, «Благослови, душе моя, Господа» греческого распева, «Дево днесь» болгарского распева. Львовскому принадлежат также оригинальные богослужебные песнопения, стилистически близкие его обработкам.
Матфей (Мормыль)
Матфей (Мормыль)
Матфе́й (в миру Лев Васильевич Мормыль) (1938–2009), архимандрит, регент Русской православной церкви, священник, богослов. Насельник Троице-Сергиевой лавры, преподаватель Московской духовной академии. Руководитель сводного хора Троице-Сергиевой лавры. Музыкальное наследие архимандрита Матфея составляют шесть сборников хоровых партитур, сгруппированных по принципу богослужебного предназначения.