Ансельми Джузеппе
Ансе́льми Джузе́ппе, Антонио Джузеппе Ансельми (Antonio Giuseppe Anselmi) (6.11.1876, по другим сведениям, 16.11.1876, Николози, провинция Катания, Сицилия – 27.5.1929, Дзоальи), итальянский оперный певец (тенор), один из ведущих представителей искусства бельканто.
Сын актёров Луиджи Ансельми и Венеры Каррары. С 7 лет обучался игре на скрипке; с 13 лет выступал как скрипач-вундеркинд, одновременно учился в неаполитанской Консерватории Сан-Пьетро-а-Майелла (классы скрипки А. Ферни, фортепиано – Ф. Россоманди, композиции – П. Платаниа), занимался композицией, увлекался пением. В 1894–1896 гг. по рекомендации Дж. Рикорди (главы музыкального издательства Ricordi) занимался пением у Л. Манчинелли (дирижёра и вокального педагога). В 1896–1900 гг. выступал на оперных сценах Греции (Афины, Патры), Турции (Смирна, ныне Измир), Египта (Каир, Александрия), преимущественно в итальянском репертуаре («Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Сомнамбула» В. Беллини, «Лючия ди Ламмермур», «Фаворитка» Г. Доницетти, «Бал-маскарад», «Риголетто», «Травиата» Дж. Верди, «Сельская честь» П. Масканьи, «Богема» Дж. Пуччини, и др.).
Итальянский оперный дебют Ансельми состоялся 1 октября 1900 г. в Генуе в театре «Политеама» в опере «Риголетто» Дж. Верди (Герцог); здесь он пел также в операх «Богема» Дж. Пуччини (Рудольф), «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти (Эдгар) и «Сомнамбула» В. Беллини (Эльвино). За этим последовали выступления на сценах многих оперных театров Италии и других стран Европы и Южной Америки: «Сан-Карло» (зима 1900/1901, 1903, 1904, 1906), «Массимо» (Палермо, 1901, 1902), «Сан-Карлуш» (Лиссабон, зима 1901/1902), «Ковент-Гарден» (1901, 1904), «Колон» (1910, 1912), «Театро Реаль» (1907, 1908, 1910–1912), «Лисео» (1907), Большой театр Варшавы (1902–1905) и др. В январе 1904 г. дебютировал на сцене миланского театра «Ла Скала» в партии Герцога («Риголетто» Дж. Верди, в том же спектакле дебютировали Титта Руффо в партии Риголетто и А. Дидур в партии Спарафучиле); впоследствии выступал здесь в апреле 1907 г. в партии Туридду («Сельская честь» П. Масканьи, под управлением А. Тосканини). В мае 1907 г. принял участие в последнем выступлении А. Патти на оперной сцене («Севильский цирюльник» Дж. Россини, частный театр Я. Решке, Париж).
Неоднократно гастролировал в городах Российской империи. Первые выступления состоялись зимой 1902/1903 г. в Одесском городском театре (в операх «Тоска» Дж. Пуччини, «Риголетто» Дж. Верди, «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Федора» У. Джордано, впоследствии пел здесь в 1905, 1912), затем в 1905–1914 гг. Ансельми регулярно выступал в Петербурге и Москве, став любимцем российской публики. Включал в свой репертуар партии из русских опер (Ленский из оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, Соловей из оперы «Забава Путятишна» М. М. Иванова), в концертах исполнял романсы русских композиторов на языке оригинала.
Обладал лёгким, подвижным, нежно звучащим лирическим тенором, виртуозной вокальной техникой. С особым успехом исполнял партии в операх «Лючия ди Ламмермур» (Эдгар), «Любовный напиток» (Неморино), «Фаворитка» (Фернандо), «Дон Паскуале» (Эрнесто) Г. Доницетти, «Сомнамбула» В. Беллини (Эльвино), «Севильский цирюльник» Дж. Россини (Альмавива), «Риголетто» (Герцог), «Травиата» (Альфред) Дж. Верди. Во французской лирической опере Ансельми покорял аудиторию элегантностью исполнительской манеры. Его искусство во многом способствовало популярности в Италии французских опер («Вертер» и «Манон» Ж. Массне, «Миньон» А. Тома, «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно).
С. Ю. Левик писал о впечатлении, которое произвёл на него Ансельми в опере «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно: «Он весь был овеян каким-то лучезарным сиянием, поражал красотой и такой грацией движений, такой юностью и задорным пылом, что от него нельзя было оторваться. <...> Какая-то звенящая безупречной точностью интонация, нисколько не скандированное, но в то же время как будто "поданное на блюдечке" слово, мужественное исполнение – несмотря на очень глубокий лиризм пения, – пылкий и при этом очень благородный темперамент – всё вместе складывалось в такое гармоническое целое, что никакая придирчивость не могла предъявить ни одного упрёка» (Левик С. Ю. Записки оперного певца. Москва, 1962. С. 146–147).
Наряду с партиями бельканто Ансельми часто выступал в партиях веристского направления, требующих от исполнителя экспрессивно-форсированного пения [Туридду («Сельская честь» П. Масканьи), Каварадосси и Де Грие («Тоска» и «Манон Леско» Дж. Пуччини), Канио («Паяцы» Р. Леонкавалло), Лорис («Федора» У. Джордано)], что не могло не отразиться на красоте тембра и звучности его лёгкого лирического голоса. В значительной мере вследствие этого артисту пришлось оставить сцену: оперная карьера Ансельми завершилась в конце Первой мировой войны, его последний сольный концерт состоялся 21 ноября 1918 г. в Мадриде. В дальнейшем он посвятил себя композиторскому творчеству (автор Симфонической поэмы, камерной музыки, множества романсов) и педагогической деятельности. Среди учеников – Е. Гарда.
Голос певца записан в пору расцвета его творческой деятельности на пластинках фирм Fonotipia (Милан, 1907–1910) и Edison (Лондон, 1913). Всего было сделано свыше 100 записей, среди них: арии из опер «Дон Паскуале», «Любовный напиток», «Лючия ли Ламмермур», «Лукреция Борджиа», «Фаворитка», «Герцог Альба» Г. Доницетти, «Риголетто», «Луиза Миллер», «Аида», «Травиата» Дж. Верди, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Федора» У. Джордано, «Вертер», «Манон» Ж. Массне, «Искатели жемчуга», «Кармен» Ж. Бизе, «Дон Жуан», «Так поступают все» В. А. Моцарта, «Сельская честь», «Ирис», «Маски» П. Масканьи, «Миньон» А. Тома, «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, «Богема», «Тоска», «Манон Леско» Дж. Пуччини, «Джоконда» А. Понкьелли, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Мефистофель» А. Бойто, «Марта» Ф. фон Флотова, «Африканка» Дж. Мейербера, «Ксеркс» Г. Ф. Генделя и другие, песни и романсы (в том числе собственного сочинения, а также романсы «Скажите ей» Е. В. Кочубей и «Какое счастье» К. Ю. Давыдова на русском языке). Фирмой «Мелодия» выпущена грампластинка с записями Ансельми (1987). Изданы сольные CD (на лейблах Pearl, Symposium, Bongiovanni, Enterprise/Vocal Archives). Полное собрание записей выпущено в 2023 г. на 5 CD (Marston Records).