Баттистини Маттиа
Баттисти́ни Матти́а (Mattia Battistini) (27.2.1856, Рим – 7.11.1928, Колле-Баккаро, коммуна Контильяно, провинция Риети), итальянский певец (баритон). Один из виднейших представителей бельканто.
Учился на медицинском факультете Римского университета, одновременно занимался пением у В. Персикини. Оперный дебют состоялся в 1878 г. в театре «Арджентина» (Рим) в партии Альфонса («Фаворитка» Г. Доницетти). Выступал во многих оперных театрах Европы, в их числе: «Сан-Карло» (с 1886), «Ла Скала» (с 1887), «Костанци» (ныне Римский оперный театр; с 1885), «Реджо» (Турин, с 1880), «Реаль» (с 1882), «Ковент-Гарден» (с 1883) и «Друри-Лейн» (с 1887), «Сан-Карлуш» (Лиссабон, с 1888), Кролль-опера (Берлин, с 1893) и Королевская придворная опера (1921), «Лисеу» (с 1906), венская Придворная опера (с 1910) и «Фольксопер» (с 1913), мюнхенская Придворная опера (1913), гамбургский Городской театр (1914), Парижская опера (с 1917), Городской театр в Цюрихе (с 1920), Шведская королевская опера (1920). Гастролировал в Южной Америке – в Аргентине, Бразилии и Уругвае (1881–1882, Буэнос-Айрес, Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, с Ф. Таманьо и О. Боронат; 1889, Буэнос-Айрес, Монтевидео, с А. Мазини). (Подробная хронология выступлений М. Баттистини: Kaufman Th. G. Mattia Battistini Chronology // Chuilon J. Mattia Battistini. Lanham, 2009. P. 317–385.)
Прославился как «король баритонов». Обладал мягким, сильным, эмоционально окрашенным голосом (лирико-драматический баритон с характерным теноровым оттенком; см.: Пальмеджани Ф. Маттиа Баттистини. Король баритонов. Москва, 1966. С. 14) широкого диапазона, позволявшим ему петь разнохарактерные партии – от героических и трагедийных до лирических и комедийных. По характеристике С. Ю. Левика, «исключительная мягкость эмиссии звука, прекрасная регулировка вдоха и выдоха, природное благородство звука давали Баттистини возможность с лирико-теноровой легкостью страстным шепотом говорить о любви, как бы засурдиненным звуком проникать в самую душу не только слушателя, но и партнера и вызывать у него сочувствие и доверие» (Левик С. Ю. Записки оперного певца. Москва, 1962. С. 180).
Среди лучших партий: Дон Жуан, Риголетто, Гамлет (одноимённые оперы В. А. Моцарта, Дж. Верди, А. Тома), Дон Карлос и Граф ди Луна («Эрнани» и «Трубадур» Верди), партии в операх Г. Доницетти. В 1893–1914 гг. ежегодно гастролировал в Российской империи: в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Екатеринославе (ныне Днепр), Вильне (ныне Вильнюс), Варшаве, Риге, Минске, Львове, имел в репертуаре партии из русских опер (Руслан в опере «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, Евгений Онегин и Елецкий в операх П. И. Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», Демон в одноимённой опере А. Г. Рубинштейна), исполнял их на итальянском языке.
Выступал как концертный певец (до 1927), исполнял песни Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Х. Вольфа и др. Издано полное собрание записей (2015, Marston Records, 6 CD).