Ермолова Мария Николаевна
Ермо́лова Мари́я Никола́евна [3(15).7.1853, Москва – 12.3.1928, там же], российская актриса, народная артистка Республики (1920), Герой Труда (1924). Родилась в семье суфлёра Малого театра Николая Алексеевича Ермолова. В 9 лет поступила в балетный класс Московского театрального училища. В 1866 г. на сцене Малого театра сыграла в бенефисном спектакле своего отца Фаншетту в водевиле «Жених нарасхват» Д. Т. Ленского, но эта роль не принесла ей успеха. Дарование Ермоловой впервые раскрылось в роли Эмилии Галотти («Эмилия Галотти» Г. Э. Лессинга), которую она сыграла 30 января 1870 г. в бенефис Н. М. Медведевой (Ермолова заменила заболевшую Г. Н. Федотову), обнаружив исключительные артистические данные – мощь контральтового голоса, силу и заразительность темперамента, трагический талант. После этого, ещё оставаясь в училище, Ермолова начала выступать на сцене Малого театра; с 1871 г. в труппе этого театра. В 1873 г. исполнила роль Катерины в «Грозе» А. Н. Островского и продолжала работать над ней в течение многих лет. Заметной вехой в творчестве Ермоловой стала роль Лауренсии («Овечий источник» Лопе де Веги, 1876; пьеса специально переведена С. А. Юрьевым для бенефиса Ермоловой). Несмотря на колоссальный успех, спектакль вскоре был снят с репертуара по требованию полиции. Ермолова сыграла более 300 ролей: Софья («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Марианна («Тартюф» Мольера), Бианка, Офелия («Укрощение строптивой», «Гамлет» У. Шекспира), Маргарита («Фауст» И. В. Гёте), Юдифь («Уриэль Акоста» К. Гуцкова), Эстрелья («Звезда Севильи» Лопе де Веги ), Федра («Федра» Ж. Расина), леди Макбет («Макбет» Шекспира), Сафо («Сафо» Ф. Грильпарцера) и др. Высшим проявлением трагедийного дарования Ермоловой стала роль Жанны Д’Арк («Орлеанская дева» Ф. Шиллера; впервые сыграла эту роль в 1884, в последний раз – в 1902). Из-за огромного числа желающих попасть на этот спектакль представления с 1893 г. были перенесены на сцену Большого театра. Трогательная грация и величие, обречённость и одновременно духовная сила, характерные для Иоанны-Ермоловой, ярко проявились и в образе Марии Стюарт («Мария Стюарт» Шиллера). Среди лучших ролей – героини в пьесах Островского: Негина («Таланты и поклонники»), Василиса Мелентьева («Василиса Мелентьева»), Лариса («Бесприданница»), Параша («Горячее сердце»), Евлалия («Невольницы»), Юлия Тугина («Последняя жертва»), Олёна («Воевода»), Людмила («Поздняя любовь»), Кручинина («Без вины виноватые»). В 1880–1890-х гг. Ермолова создала галерею образов современниц, получивших нарицательное название «ермоловские женщины», – волевых, свободолюбивых и вместе с тем чистых душой поэтических натур (Лонина – «На пороге к делу» Н. Я. Соловьёва, и др.). Выступала на эстраде с чтением стихов А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, Н. П. Огарёва, И. С. Никитина и др. 2 мая 1920 г. состоялось чествование Ермоловой в связи с 50-летием в Малом театре, приобретшее общекультурное звучание. Ермолова первой получила звание народной артистки Республики. Оставила сцену в 1921 г.