Катульская Елена Климентьевна
Кату́льская Еле́на Климе́нтьевна [21.5(2.6).1888, Одесса – 19.11.1966, Москва], российская певица (лирико-колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1965).
Дочь начальника станции Одесса-Порт. В 1905 г. по окончании одесской Мариинской гимназии и частных музыкальных курсов по классу фортепиано занималась пением у оперного певца И. Г. Супруненко. Училась у И. П. Прянишникова в Санкт-Петербурге, в 1909 г. окончила Санкт-Петербургскую консерваторию по классу Н. А. Ирецкой, впоследствии брала уроки пения у Е. И. Терьян-Коргановой, уроки пластики – у Е. И. Долинской.
В 1909–1913 гг. солистка Мариинского театра, выступала здесь вместе с Ф. И. Шаляпиным в «Борисе Годунове» М. П. Мусоргского (Ксения) и «Севильском цирюльнике» Дж. Россини (Розина), с И. В. Ершовым в «Снегурочке» Н. А. Римского-Корсакова (заглавная партия), с Л. В. Собиновым в «Орфее и Эвридике» К. В. Глюка (Амур). В летние периоды гастролировала в Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Саратове, Оренбурге, Киеве, Кисловодске.
В 1913–1946 гг. солистка московского Большого театра. Обладала мягкой, гибкой колоратурой, безукоризненной интонацией. Исполнение отличалось тонкостью нюансировки, поэтичностью. Выразительность и насыщенность тембра на всём диапазоне позволяли ей исполнять как партии лирико-колоратурного сопрано, так и лирические и лирико-драматические (Чио-Чио-сан в опере «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, Леонора в «Трубадуре» Дж. Верди). Среди лучших партий: Людмила и Антонида («Руслан и Людмила» и «Жизнь за царя» М. И. Глинки), Снегурочка, Волхова, Царевна Лебедь, Марфа («Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова), Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Виолетта и Джильда («Травиата» и «Риголетто» Верди), Лакме (одноимённая опера Л. Делиба), Манон (одноимённая опера Ж. Массне), Мими и Мюзетта («Богема» Пуччини), Микаэла («Кармен» Ж. Бизе).
Концертные выступления Катульской начались с первых лет артистической деятельности и продолжались до 1958 г. Её камерный репертуар включал около 700 произведений; многие сочинения зарубежного репертуара исполняла как на языке оригинала, так и в собственном переводе. Катульская была составителем сборников вокальных произведений (в том числе включавших романсы М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова, А. Т. Гречанинова, старинные русские романсы и песни, романсы французских композиторов, концертные вальсы, романсы и песни советских композиторов). Одна из первых певиц, выступавших на отечественном радио (с середины 1920-х гг.).
В 1944–1951 гг. старший консультант по повышению вокального мастерства в Большом театре. В 1948–1966 гг. преподавала в Московской консерватории (с 1950 профессор). Среди учеников – Т. А. Милашкина, А. Д. Масленников.
Звукозаписи Катульской представлены грампластинками, фондовыми записями (около 150), сделанными на Всесоюзном радио. Фирмой Aquarius-classic выпущено собрание записей на CD.
Певице посвящены радиопередачи Е. А. Грошевой («Концерт-очерк: Е. К. Катульская», 1967; «Народная артистка СССР Е. К. Катульская», 1971), М. П. Максаковой и Т. А. Александровой («Е. К. Катульская и её ученики», 1971), Д. Зотова («Поёт Елена Катульская», 1989; все хранятся в Гостелерадиофонде).
Сталинская премия 2-й степени за концертно-исполнительскую деятельность в 1949 г. (присуждена в 1950).
Награждена орденами Трудового Красного Знамени (1937, 1951, 1966), орденом «Знак Почёта» (1937).
В Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина хранится портрет Катульской (художник П. И. Келин).
На доме в Москве, где жила Катульская (Брюсов переулок, д. 7), установлена мемориальная доска.