Бельканто
Белька́нто (итал. bel canto, буквально – прекрасное пение), стиль сольного пения.
Предполагает наличие очень хороших голосовых данных и совершенное владение техникой пения, прежде всего кантиленой. В ранних операх (К. Монтеверди, Ф. Кавалли, А. Чести) основано на выразительной кантилене, небольшие колоратурные украшения вводились для достижения драматического эффекта. В конце 17 – 1-й четверти 19 вв. господствовало «бравурное» бельканто – блестящий виртуозный стиль с преобладанием колоратуры, который достиг расцвета в опере-сериа. Многие оперные композиторы этого периода были вокальными педагогами, например А. Скарлатти, Л. Винчи, Дж. Перголези, Н. Порпора.
Певиц и певцов воспитывали с детства, самые значительные вокальные школы находились в Болонье (с 1700), Неаполе, Риме, Флоренции, Венеции, Милане. Преимущественно с этим периодом развития бельканто связано искусство певцов-кастратов. Начиная с лирико-драматических опер Дж. Россини, Г. Доницетти, В. Беллини, бельканто приобретает романтические черты, становится более разнообразным в тембровом и динамическом отношении (ария Нормы в одноимённой опере Беллини). В операх Дж. Верди и композиторов-веристов роль колоратуры заметно уменьшается, и основой стиля бельканто становится эмоционально наполненная кантилена.
Бельканто оказало влияние на все европейские вокальные школы. Лежит в основе искусства лучших оперных певцов мира 19–21 вв.; среди мастеров бельканто – М. Каллас, А. В. Нежданова, Дж. Сазерленд, Б. Нильсон, Р. Тебальди, М. Френи, Э. Карузо, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, Т. Гобби, М. Дель Монако, Б. Христов, Н. Гяуров, П. Доминго, Х. Каррерас.