Мигай Сергей Иванович
Мига́й Серге́й Ива́нович [18(30).5.1888, Могилёв, Российская империя, ныне Республика Беларусь – 8.12.1959, Москва], российский певец (баритон), педагог, народный артист РСФСР (1939).
Сын священника. Пел в церковном хоре (с 6 лет), в хоре могилёвской гимназии. Учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского (1907–1909), затем Новороссийского университетов. Пением занимался в Санкт-Петербургской консерватории (1907–1909, класс С. И. Габеля), затем в Одесском музыкальном училище (1909–1911, класс Ю. А. Рейдер). Брал уроки пения у М. Баттистини, с 1916 г. занимался сценическим искусством у К. С. Станиславского.
В 1911–1924 гг. солист московского Большого театра (периодически выступал до 1941), в 1924–1926 и 1929–1941 гг. солист Ленинградского театра оперы и балета, в 1926–1927 гг. выступал в Оперной студии Станиславского. В 1925–1935 гг. гастролировал в Харькове, Киеве, Одессе, Казани, Свердловске (ныне Екатеринбург), Баку, Тбилиси. В 1941–1948 гг. солист Всесоюзного радио.
Обладал безупречной кантиленой, виртуозной вокальной техникой. Современников особенно поражала лёгкость верхних нот, лишённых форсировки.
Наиболее всего Мигаю удавались лирические партии. Лучшие из них: Онегин и Елецкий («Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского), Мизгирь («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова), Дон Жуан (одноимённая опера В. А. Моцарта), Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Жермон («Травиата» Дж. Верди), Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе). В драматических партиях Мигай пользовался искусством вокальной выразительности, достигая необходимого эффекта не силой голоса, а распределением тембровых красок, интонационной «музыкальной речью». Среди лучших партий драматического репертуара: Демон (одноимённая опера А. Г. Рубинштейна), Грязной («Царская невеста» Римского-Корсакова), Риголетто, Ренато, Граф ди Луна («Риголетто», «Бал-маскарад», «Трубадур» Верди).
Выступал в концертах, часто в ансамблях с Л. В. Собиновым, А. В. Неждановой, Е. А. Степановой. Исполнил сольные партии в кантате «Весна» (1912) и симфонической поэме «Колокола» (1913) С. В. Рахманинова под управлением автора, подготовил под его руководством ряд романсов. Посвящал отдельные концертные программы памяти А. С. Пушкина (1937) и М. Ю. Лермонтова (1941). Включал в репертуар романсы забытых и малоизвестных авторов (В. М. Кажиньского, К. А. Кавоса, Ю. Э. Конюса и др.). В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. выступал в воинских частях, госпиталях, на Балтийском флоте. Выступление Мигая в военном госпитале в 1942 г. («Шотландская застольная» Л. ван Бетховена) сохранилось в записи на киноплёнке.
В 1940-е гг. был руководителем вокальной группы Всесоюзного радиокомитета, консультантом вокально-хоровых передач. Преподавал в Московской консерватории (1948–1959, профессор с 1952). Среди его учеников – Ю. А. Мазурок, А. М. Савченко. В качестве члена жюри участвовал в ряде смотров и вокальных конкурсов, работал внештатным рецензентом и консультантом Центрального государственного архива литературы и искусства по вопросам истории русского оперного искусства.
Аудиозаписи Мигая представлены грампластинками и фондовыми записями Всесоюзного радио на тонфильм и магнитную ленту. Среди них: опера «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова (1948, партия Головы), кантата «Весна» Рахманинова (1947), оперные арии (в том числе цикл арий записан в 1937; дирижёр Н. С. Голованов), романсы (преимущественно русских композиторов, в том числе дуэты с Г. М. Нэлеппом и Н. П. Рождественской). В 2006 г. на лейбле Aquarius-classic на 3 CD издано собрание записей («Арии из опер, песни», «Русский романс», «Рубинштейн, Чайковский, Рахманинов»). Снимался в фильме «Большой концерт» (режиссёр В. П. Строева, 1951).
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1939, 1951).
Имя Мигая носит переулок в Могилёве (бывший Лютеранский).