Давыдов Александр Михайлович
Давы́дов Алекса́ндр Миха́йлович (настоящие имя, отчество и фамилия Израиль Моисеевич Левенсон) [25.3(6.4).1872, местечко Кобеляки Полтавской губернии, Российская империя, ныне Кобеляки, Полтавская область, Украина – 28.6.1944, Москва; похоронен на Литераторских мостках на Волковом кладбище в Ленинграде, ныне Санкт-Петербург], российский певец (тенор), оперный режиссёр, педагог, заслуженный артист Республики (1924).
Сын учителя. Обучался в Мелитопольском реальном училище, изучал профессию фотографа. С 12 лет пел в хоре в Севастополе. Работал грузчиком в порту, статистом в Одесской опере, с 1889 г. – запевалой в хоре кафе-шантана в киевском саду «Шато-де-Флёр». «На 17 году я уже пел тенором, и голос мой вначале от природы был поставлен, – вспоминал А. М. Давыдов. – У меня был лирический тенор, с природной колоратурой» (Давыдов. 1924. С. 14).
По совету И. П. Прянишникова, в то время державшего оперную антрепризу в Киевском городском театре, А. М. Давыдов поступил в хор Киевской оперы, иногда выступал в небольших партиях (среди его партнёров по сцене: М. Е. Медведев, И. В. Тартаков, А. П. Антоновский, М. М. Лубковская, Н. В. Салина). 31 декабря 1890 г. (12 января 1891) исполнил партию Распорядителя в киевской премьере оперы «Пиковая дама» П. И. Чайковского, заслужив похвалу композитора (см.: Давыдов. 1973). Брал уроки пения у К. Эверарди (1890–1892). В 1892 г. дебютировал в партиях Фауста (одноимённая опера Ш. Гуно) и Альфреда («Травиата» Дж. Верди) в Екатеринославе (ныне Днепр; антреприза В. Н. Любимова), однако, не имея успеха, перешёл в оперетту. В сезоне 1893/1894 вернулся на оперную сцену, выступал в Тифлисском казённом театре (антреприза В. Н. Любимова и В. Л. Форкатти) в партиях Синодала («Демон» А. Г. Рубинштейна), Герцога («Риголетто» Дж. Верди), Беппо («Паяцы» Р. Леонкавалло), Фредерика («Миньон» А. Тома), Альмавивы («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Беппо («Фра-Дьяволо» Д.-Ф.-Э. Обера); здесь партнёром А. М. Давыдова стал начинавший артистическую деятельность Ф. И. Шаляпин. До 1900 г. пел в Казани, Саратове, Нижнем Новгороде, Одессе, Харькове, Киеве, Вильно (ныне Вильнюс, Литва), Николаеве, Кисловодске, в частных антрепризах Петербурга.
В 1900–1914 гг. солист петербургского Мариинского театра, дебютировал в партии Германа («Пиковая дама» Чайковского). Обладал относительно небольшим, но звучным, эмоционально насыщенным тенором мягкого тембра, широкого диапазона, позволявшим исполнять ведущий репертуар драматического и лирико-драматического тенора, характерные партии. По воспоминаниям С. Ю. Левика, в драматическом репертуаре А. М. Давыдов «выявлял в первую очередь лирический характер каждого вокального образа», при этом «его лиризм всегда был мужествен, в нём никогда не было изнеженно-женственных интонаций». Сила воздействия исполнения Давыдова заключалась в «большой и трогательной» и вместе с тем «мягкой взволнованности», с которой он проводил многие партии (Левик. 1962. С. 207–209). «Привлекательнейшую сторону дарования Давыдова, – писал Э. А. Старк, – ...составляло то, что он владел искусством музыкальной фразы», «всегда умел раскрыть её смысл и выразительно её подать не только в отношении чёткости вокальной линии, но и в смысле драматического содержания» (Старк. 1940. С. 85).
Считался лучшим (после Н. Н. Фигнера) исполнителем партии Германа в дореволюционный период. Э. Старк вспоминал: «Мариинский театр (начала 20 в. – М. Н.) знал трёх Германов – и это были лучшие: Фигнера – первого исполнителя этой партии, Давыдова и Алчевского. Давыдов был после Фигнера следующим этапом по пути раскрытия образа Германа. Его прекрасный тембр как нельзя лучше подходил для передачи всех тех мест партии, которые, как сцена в спальне Лизы, проникнуты очаровательным подкупающим лиризмом, составляющим своеобразную особенность гения Чайковского» (Старк. 1940. С. 84–85). Герман у Давыдова был лишён налёта мелодраматизма, которым отличались многие исполнители этой партии. «Углубляясь в музыку, он шёл дальше в смысле раскрытия образа через более тонкие, глубоко продуманные, более выразительные оттенки музыкальной речи» (Старк. 1940. С. 85). На протяжении артистической жизни Давыдов постоянно совершенствовал образ Германа (Давыдов. 1940).
Среди других партий: Самозванец («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Садко, Моцарт, Гришка Кутерьма и Валерий Рустик («Садко», «Моцарт и Сальери», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Сервилия» Н. А. Римского-Корсакова), Хозе («Кармен» Ж. Бизе), Канио («Паяцы» Р. Леонкавалло), Рауль и Васко да Гама («Гугеноты» и «Африканка» Дж. Мейербера), Ромео («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), Вертер (одноимённая опера Ж. Массне), Отелло и Альфред («Отелло» и «Травиата» Дж. Верди), Самсон («Самсон и Далила» К. Сен-Санса), Элеазар («Жидовка» Ф. Галеви), Макс («Волшебный стрелок» К. М. фон Вебера), Нерон (одноимённая опера А. Г. Рубинштейна), Владимир Дубровский и Паоло («Дубровский» и «Франческа да Римини» Э. Ф. Направника), Ленский («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Княжой дурак («Рогнеда» А. Н. Серова), Наль («Наль и Дамаянти» А. С. Аренского), Йонтек («Галька» С. Монюшко), Парис («Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха), Гренише («Корневильские колокола» Р. Планкетта), Тангейзер, Логе, Зигмунд, Миме («Тангейзер», «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» Р. Вагнера). С. Ю. Левик писал: «Прекрасный Ромео и Вертер, Давыдов вызывал восхищение в характерной роли Дурака из "Рогнеды" (А. Н. Серова) и признательность самых требовательных вагнеристов за глубоко продуманное и талантливое исполнение роли Миме в "Зигфриде"» (Левик. 1962. С. 211).
Гастролировал в Москве (театр Г. Г. Солодовникова, 1902; театр «Аквариум», 1906; Большой театр, 1911), Киеве (1903, 1905, 1909), Будапеште (1903), Монте-Карло (1906), Вене и Берлине [1908, Новый королевский театр («Кролль-опера»), в составе русской антрепризы А. А. Церетели вместе с А. П. Боначичем, Е. И. Збруевой, М. И. Фигнер], Париже (1909, Русские сезоны С. П. Дягилева).
Осенью 1910 г. Давыдов (вместе с В. И. Касторским) организовал товарищество «Художественный напев» для граммофонной записи пластинок в целях борьбы с эксплуатацией певцов граммофонными фабриками. По условиям товарищества каждый артист должен был получать гонорар не за единичную запись («напев»), а за каждую проданную пластинку в его исполнении. Однако пластинки под маркой «Художественный напев», по всей вероятности, не были выпущены. В 1913 г. вместе с П. А. Конюховым (владельцем петербургского кинотеатра «Солейль») приобрёл патент на право эксплуатации в России кинетофона Т. Эдисона. В 1914–1915 гг. российским отделением «Кинетофона Эдисона» под руководством А. М. Давыдова было снято 37 звуковых граммофонных фильмов, в том числе с его участием были записаны арии из опер «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа» П. И. Чайковского, «Жидовка» Ф. Галеви (полный перечень фильмов см. в кн.: Вишневский В. Е. Художественные фильмы дореволюционной России. Москва, 1945. С. 154–155).
Из-за прогрессирующей глухоты в 1914 г. оставил оперную сцену, сосредоточившись на концертных выступлениях (продолжались до 1924). В концертах исполнял русские, неаполитанские, цыганские песни, классические и жестокие романсы.
В 1924–1935 гг. жил в Париже, работал здесь режиссёром в Русской опере. В 1935 г. вернулся в СССР. С 1936 г. преподавал в вечерней школе пения при Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова. Скончался в Московском доме ветеранов сцены Всероссийского театрального общества.
Записал на грампластинки около 400 произведений в Петербурге, Москве (1901–1914, на фирмах «Граммофон», «Пате», «В. И. Ребиков», «Бека», «Колумбия», «Фаворит», «Сирена», «Стелла», РАОГ, «Одеон», «Метрополь», «Корона» и др.) и Париже (1931, Emvee Records). В мае 1907 г. принял участие в записи фрагментов оперы «Пиковая дама» (фирма «Граммофон», Петербург, 1-я попытка полной записи оперы в России). Помимо А. М. Давыдова (Герман) в ней участвовали М. Б. Черкасская (Лиза, Прилепа), Н. И. Панина (Полина, Миловзор, Графиня), В. И. Касторский (Томский), А. С. Ермаков (Елецкий), хор и оркестр компании «Граммофон», дирижёр И. П. Аркадьев. Работа была прервана из-за отъезда тонмейстера М. Хампе из Петербурга. Всего было записано не менее 20 сторон формата «гранд» (25 см, около часа звучания); большинство фрагментов переиздано в 1990 г. фирмой «Мелодия» на виниловой пластинке «П. Чайковский. "Пиковая дама": Фрагменты оперы».
Среди других записей А. М. Давыдова: арии из опер «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, «Рогнеда» А. Н. Серова, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Дубровский» Э. Ф. Направника, «Нерон» А. Г. Рубинштейна, «Галька» С. Монюшко, «Аида» Дж. Верди, «Фауст», «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, «Гугеноты», «Африканка» Дж. Мейербера, «Кармен» и «Искатели жемчуга» Ж. Бизе, «Жидовка» Ф. Галеви, «Валькирия» Р. Вагнера, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Сельская честь» П. Масканьи, оперетты «Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха; дуэты из опер «Русалка» (с Д. И. Бухтояровым), «Евгений Онегин» (с О. И. Камионским, М. Б. Сокольским), «Гугеноты», «Фауст», «Травиата» (с М. А. Михайловой), «Трубадур» (с К. А. Тугариновой, Е. И. Збруевой), «Фауст» (с Е. В. Слатиной, Б. С. Вепринским), «Кармен» (с Михайловой, Збруевой); трио из опер «Жизнь за царя» М. И. Глинки (с Михайловой и Л. М. Сибиряковым), «Фауст» (с Михайловой и Вепринским); романсы, песни. Выпущен сольный CD (Bomba Music, 2000). Некоторые записи были переизданы на CD фирмой Pearl в сборниках «Singers of Imperial Russia» (Vol. 4/1, 14 произведений), «Tenors of Imperial Russia» (Vol. 2, 4 произведения).
Его жена – Софья Осиповна Давыдова (1875–1958), пианистка.
Дочь – Тамара Александровна Давыдова (1910–1997), актриса, мастер художественного слова, выступала с чтецкими программами.