Гольдмарк Карл
Го́льдмарк Карл, Карой Гольдмарк (нем. Karl Goldmark, венг. Károly Goldmark) (18.5.1830, Кестхей, Австрийская империя, ныне Венгрия – 2.1.1915, Вена), венгерский композитор.
Детство провёл в Дойчкройце (Австрийская империя), куда семья переехала в 1834 г.; его отец – нотариус и кантор местной еврейской общины. Первые уроки музыки получил у певца из хора, которым руководил отец. С 1842 г. учился музыке в Шопроне. С 1844 г. жил в Вене, брал частные уроки игры на скрипке, в 1847–1848 гг. учился в консерватории венского Общества друзей музыки (не окончил) по классам Й. Бёма (скрипка) и Г. Прейера (гармония). С 1848 г. работал скрипачом в театральных оркестрах Шопрона и Буды (ныне Будапешт), затем в Вене – в «Йозефштадттеатре» (1851) и «Карлтеатре» (1851–1858). В 1858 г. в Вене устроил концерт, составленный из своих сочинений. В том же году уехал в Пешт (ныне Будапешт), где изучал теоретические труды А. Б. Маркса, Э. Ф. Рихтера, С. Зехтера. В 1860 г. вернулся в Вену. Успехом была отмечена премьера его Струнного квартета op. 8 (1861, в исполнении Хельмесбергер-квартета).
В Вене К. Гольдмарк руководил хоровым обществом «Единодушие» («Eintracht»), писал для него мужские хоры. В 1862–1863 гг. работал сотрудником «Австрийской конституционной газеты» (Österreichische constitutionelle Zeitung), выступал со статьями в защиту Р. Вагнера. Один из основателей Академического вагнеровского общества в Вене (1872).
С 1870-х гг. Гольдмарк считался одним из самых значимых музыкальных деятелей в Вене. Поддерживал общение с И. Штраусом и И. Брамсом. Давал частные уроки музыки (среди учеников – Я. Сибелиус).
Автор опер «Царица Савская» («Die Königin von Saba», 1875; получила международное признание), «Мерлин» («Merlin», 1886), «Сверчок на печи» («Das Heimchen am Herd», по повести Ч. Диккенса, 1896), «Пленница» («Die Kriegsgefangene», другое название «Брисеида», «Briseïs», 1899; все – Венская придворная опера), «Гёц фон Берлихинген» («Götz von Berlichingen», по драме И. В. Гёте, Королевская венгерская опера, 1902), «Зимняя сказка» («Ein Wintermärchen», по пьесе У. Шекспира, 1908, Венская придворная опера; в 1909 поставлена в московском Большом театре на русском языке, дирижёр В. И. Сук); увертюр «Шакунтала» («Sakuntala», 1865; пользовалась большим успехом при жизни автора), «Пентесилея» («Penthesilea», 1879), «Весной» («Im Frühling», 1889), «Прикованный Прометей» («Der gefesselte Prometheus», 1889), «Сафо» («Sappho», 1893), «В Италии» («In Italien», 1904), «Из юных дней» («Aus Jugendtagen», 1913), симфонии «Сельская свадьба» («Ländliche Hochzeit», в 5 частях, 1876), симфонической поэмы «Зриньи» («Zrínyi», 1907), Концерта для скрипки с оркестром (1877), камерной музыки. Посмертно опубликованы его воспоминания («Erinnerungen aus meinem Leben», Вена, 1922).
Почётный член Венского Общества друзей музыки (1866), Нью-Йоркского Общества друзей музыки (1913), Академии «Санта-Чечилия» в Риме (1914). Почётный доктор Будапештского университета (1910).