Боярчиков Николай Николаевич
Боя́рчиков Никола́й Никола́евич (27.9.1935, Ленинград, ныне Санкт-Петербург – 22.3.2020, Санкт-Петербург), российский артист балета, хореограф, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1976), народный артист РСФСР (1985).
В 1954 г. окончил Ленинградское хореографическое училище (педагог Б. В. Шавров), в 1967 г. – балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории (педагоги Ф. В. Лопухов, И. Д. Бельский). В 1954–1971 гг. в балетной труппе Ленинградского Малого оперного театра. Отличался ярким актёрским дарованием и исполнительским мастерством. Первый исполнитель партий: Берсенев («Накануне» И. И. Шварца), Швейный начальник («Директивный бантик» на музыку Д. Д. Шостаковича), Павел («Круг ада» Л. А. Пригожина), Квартирант («История одной девушки» Я. И. Вайсбурда; все – балетмейстер К. Ф. Боярский), Белый солист («Болеро»), Бриаксис («Дафнис и Хлоя»; оба – на музыку М. Равеля, балетмейстер Г. И. Давиташвили), Солист («Тема с вариациями» на музыку П. И. Чайковского, балетмейстер Р. И. Гербек), Вадим («Сильнее любви» А. С. Караманова), Жених («Цветы» на музыку Шостаковича; оба – балетмейстер В. А. Варковицкий), Цезарь («Антоний и Клеопатра» Э. Л. Лазарева, балетмейстер И. А. Чернышёв), Дроссельмейер («Щелкунчик» Чайковского, балетмейстер Бельский), Хоттабыч («Старик Хоттабыч» Н. С. Симонян, балетмейстер К. А. Ласкари), Марцелина («Тщетная предосторожность» Л.-Ж.-Ф. Герольда, балетмейстер О. М. Виноградов).
Среди партий: Франц («Голубой Дунай» на музыку И. Штрауса, балетмейстер Б. А. Фенстер), Хулиган («Барышня и Хулиган» на музыку Шостаковича), Паоло («Франческа да Римини» на музыку Чайковского; оба – балетмейстер Боярский), Эрос («Эрос» на музыку Чайковского, хореография М. М. Фокина), Конрад («Корсар» А. Адана, балетмейстер П. А. Гусев), Рене («Фадетта» на музыку Л. Делиба, балетмейстер Л. М. Лавровский).
Как хореограф дебютировал в 1964 г. балетом «Три мушкетёра» В. Е. Баснера (исполнил партию Д'Артаньяна): остроумная пародия на роман А. Дюма-отца привлекла внимание хореографической выдумкой.
В 1971–1977 гг. главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета, где осуществил постановки балетов: «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (1972, возобновление – 2007), «Чудесный мандарин» Б. Бартока и «Три карты» на музыку Прокофьева (обе – 1973), «Царь Борис» на музыку Прокофьева (1975), «Слуга двух господ» М. И. Чулаки (1976), «Орфей и Эвридика» А. Б. Журбина (1977).
В 1977–2007 гг. главный балетмейстер Малого театра оперы и балета (с 2001 Михайловский театр). Обращался к разным жанрам, но ведущим направлением его творчества стали балеты, вдохновлённые литературными произведениями высокого образца. Большинство постановок осуществил в союзе с композиторами, специально сочинившими музыку к его балетам. Среди постановок этого периода: «Геракл» Н. А. Мартынова (1981), «Разбойники» М. А. Минкова (1982), «Макбет» (1984), «Фауст» (1999; номинация на Российскую национальную театральную премию «Золотая маска» в категориях «Лучшая работа балетмейстера/хореографа» и «Лучший спектакль в балете», 2001) и «Принцесса Луны, или История о старике Такэтори» (2002) Ш. Э. Каллоша, «Женитьба» А. Б. Журбина (1986), «Тихий Дон» Л. П. Клиничева (1988), «Петербург» С. П. Баневича (1992), «Щелкунчик» Чайковского (1996), «Корабль дураков» на музыку Т. Твининга и греческую народную музыку (1997, совместно с Г. А. Ковтуном); редакции балетов классического наследия: «Лебединое озеро» (1980) и «Спящая красавица» (1995) Чайковского, «Эсмеральда» Ч. Пуньи (1982), «Корсар» Адана (1993), «Дон Кихот» (1996) и «Баядерка» (2001) Л. Минкуса.
Постановки в других театрах: «Пиковая дама» на музыку Прокофьева (Ленинградский Камерный балет, 1969), «Слуга двух господ» Чулаки (Свердловский театр оперы и балета, 1976; Государственный театр оперы и балета Литовской ССР, 1979), «Ромео и Джульетта» Прокофьева (Вильнюсский национальный театр оперы и балета, 1977), «Фадетта» на музыку Делиба (Пермский театр оперы и балета, 2009) и др.
Каждая премьера становилась событием. Боярчиков вошёл в историю как создатель собственного направления в балетном искусстве, названного «интеллектуальным театром Николая Боярчикова». Хореограф требовал от аудитории эрудиции и умственных усилий, говорил о серьёзных проблемах, не заигрывая с публикой.
В 1976–2015 гг. преподавал дисциплину «Искусство хореографа» на кафедре режиссуры балета Ленинградской консерватории, профессор с 2001 г., заведующий кафедрой в 2001–2008 гг. С 2001 г. профессор кафедры балетмейстерского образования Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1977), Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит» (2000, 2003; 2015 – «За творческое долголетие и уникальный вклад в культуру Санкт-Петербурга»), Российская национальная театральная премия «Золотая маска» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (2018).