Нэлепп Георгий Михайлович
Нэ́лепп Гео́ргий Миха́йлович [7(20).4.1904, село Бобруйки Черниговской губернии, Российская империя, ныне Козелецкий район, Черниговская область, Украина – 18.6.1957, Москва; похоронен на Новодевичьем кладбище], российский певец (тенор), народный артист СССР (1951).
Из семьи крестьян. С 1910 г. учился в церковно-приходской школе в г. Люблин, с 1912 г. – в предместье Варшавы Прага (Польша). В 1914 г., в связи с началом Первой мировой войны и угрозой оккупации Варшавы германскими войсками, семья переехала в Россию. В 1916–1917 гг. Нэлепп батрачил в имении близ г. Обоянь Курской губернии (ныне Курская область). После Октябрьской революции поступил в Единую трудовую школу этого города, одновременно работал бутафором, суфлёром, актёром, режиссёром в самодеятельном театре при местном красноармейском клубе. С 1920 г. состоял в отряде частей особого назначения (ЧОН), помогавшем органам советской власти бороться с контрреволюцией. Как певец выступал в школьном хоре, любительских спектаклях. На эстраде городского сада исполнял народные украинские и революционные песни, старинные романсы.
С 1923 г. учился в военно-топографической школе в Петрограде (ныне Санкт-Петербург), по окончании которой в 1927 г. поступил в Ленинградскую консерваторию (класс И. С. Томарса). Заключение экзаменационной комиссии отмечало «отличный материал (драматический тенор), ровный во всех регистрах, металличный, очень красивого тембра» (Назаров. 1990. С. 146), чистоту интонации, хороший слух и музыкальную память, чувство ритма, врождённую музыкальность, сценичную внешность. Одновременно с учёбой в консерватории (до 1929) служил в армии военным топографом-картографом.
В 1929–1944 гг. солист ленинградского Государственного академического театра оперы и балета (ГАТОБ), дебютировал в партии Ленского («Евгений Онегин» П. И. Чайковского). Уже в 1929 г. Л. В. Собинов отмечал у Нэлеппа исключительные вокальные данные (эмоционально насыщенный голос красивого тембра, чувство меры вокально-драматического акцента; Назаров. 1990. С. 141). На этой сцене Нэлепп исполнил многие партии, в том числе Самозванца и Андрея Хованского («Борис Годунов» и «Хованщина» М. П. Мусоргского), Вакулы и Андрея («Черевички» и «Мазепа» П. И. Чайковского), Рауля («Гугеноты» Дж. Мейербера), Арнольда («Вильгельм Телль» Дж. Россини), Ричарда и Манрико («Бал-маскарад» и «Трубадур» Дж. Верди) и др. За роль Юрия («Чародейка» Чайковского) удостоен Сталинской премии 1-й степени (вручена в 1942). Во время Великой Отечественной войны (с августа 1941) вместе с театром находился в эвакуации в г. Молотов (ныне Пермь); выступал в шефских концертах в воинских частях, госпиталях, на заводах и фабриках уральских городов.
В 1944–1957 гг. солист московского Большого театра. Главными в репертуаре Нэлеппа были партии романтического амплуа: Герман («Пиковая дама» П. И. Чайковского), Садко (одноимённая опера Н. А. Римского-Корсакова, Сталинская премия 1-й степени, вручена в 1950), Собинин («Иван Сусанин» М. И. Глинки), Гвидон и Левко («Сказка о царе Салтане» и «Майская ночь» Римского-Корсакова), Хозе («Кармен» Ж. Бизе), Радамес («Аида» Дж. Верди), Флорестан («Фиделио» Л. ван Бетховена), Еник («Проданная невеста» Б. Сметаны, Сталинская премия 2-й степени, вручена в 1949), Йонтек («Галька» С. Монюшко).
Участник первых постановок советских опер, в ГАТОБ – «Лёд и сталь» В. М. Дешевова (1930, Сенька, Комиссар), «Чёрный Яр» А. Ф. Пащенко (1931, Архип), «Броненосец "Потёмкин"» О. С. Чишко (1937, Матюшенко), «Емельян Пугачёв» М. В. Коваля (1-я редакция, 1942, г. Молотов, Хлопуша); в Большом театре – «От всего сердца» Г. Л. Жуковского (1951, Родион), «Декабристы» Ю. А. Шапорина (1953, Каховский), «Никита Вершинин» Д. Б. Кабалевского (1955, Незеласов).
Нэлепп – один из самых популярных теноров в России в 1940-х и 1950-х гг. Его исполнительское искусство покоряло слушателей теплотой и романтической взволнованностью. Выразительность каждого слова, эмоциональная окрашенность речитативов создавали впечатление целостности образа. В романтических партиях Нэлепп осознанно избегал мелодраматизма. Сохраняя чувство меры, он стремился показать психологическое развитие характера, когда драматическая коллизия предоставляла такую возможность, например в партии Германа (одной из вершин искусства Нэлеппа), в которой артист постепенно раскрывал динамическую и эмоциональную палитру своего голоса, по мере того как его герой эволюционировал от сумрачной рефлексии в начале оперы к «клинической» одержимости – в конце.
Среди аудиозаписей с участием Нэлеппа: оперы «Иван Сусанин» (1947), «Руслан и Людмила» Глинки (1954, Финн), «Садко» (1952), «Псковитянка» Римского-Корсакова (1947, Михайло Туча), «Борис Годунов» Мусоргского (1949), «Пиковая дама» (1950), «Черевички» (1948), «Чародейка» Чайковского (1955), «Торжество Вакха» А. С. Даргомыжского (1950, Первый Грек), «Аида» Верди (1951, 1953), «Кармен» Бизе (1953), «Галька» Монюшко (1951), «Проданная невеста» Сметаны (1951), «Декабристы» Шапорина (1954), «Фиделио» Бетховена (1957), «От всего сердца» Жуковского (1951), «Никита Вершинин» Кабалевского (1956), оперетты «Сильва» И. Кальмана (1955, Эдвин), «Мартин-рудокоп» К. Целлера (1954, заглавная партия), арии из опер, романсы и песни (в том числе вокальный цикл «Прощание с Петербургом» Глинки), дуэты с В. В. Барсовой, О. Л. Пиотровской, В. А. Давыдовой, С. И. Мигаем, А. А. Ивановым, А. Н. Клещёвой. Изданы сольные CD на лейблах Preiser, Aquarius Classic, Great Hall.
Сыграл роль Самозванца в фильме-опере «Борис Годунов» (1954, режиссёр В. П. Строева). Сохранилась документальная кинолента, запечатлевшая фрагмент репетиции Нэлеппа с А. Ш. Мелик-Пашаевым и выступление в роли Германа (1955, Российский государственный архив кинофотодокументов). Снят телефильм «Георгий Нэлепп – звезда советской оперы» (2009, режиссёры И. В. Виленкина, Л. Колосов).
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1939, 1951), орденом «Знак Почёта» (1940).