Максаков Максимилиан Карлович
Макса́ков Максимилиа́н Ка́рлович (настоящие имя и фамилия Макс Шварц, Max Schwartz) (1869, Черновицы, Буковина, Австро-Венгерская империя, ныне Черновцы, Черновицкая область, Украина – 26.3.1936, Москва), австрийский и российский певец (баритон), режиссёр, антрепренёр, вокальный педагог.
В раннем детстве потерял родителей, рос на попечении бабушки и дедушки. С 10 лет принимал участие в спектаклях гастролировавшей в Черновицах Будапештской оперетты (исполнял роли мальчиков и девочек). В юности (до 16 лет) обладал колоратурным сопрано, выступал в партиях травести и субреток. В 1885 г. некоторое время занимался русским языком в Киеве; затем переехал в Санкт-Петербург, где под фамилией Шварц пел в качестве баритона в составе вокального трио, с которым неоднократно гастролировал в Москве.
Дебютировал на оперной сцене в партии Демона (одноимённая опера А. Г. Рубинштейна) в Ростове-на-Дону (1890); затем в течение нескольких месяцев брал уроки пения в Милане у А. Буцци-Печчиа. В 1890–1897 гг. солист Тифлисской оперы (в то время совершенствовался в вокальном искусстве у Е. К. Ряднова), одновременно выступал в Бакинской опере (некоторое время пел здесь одновременно с Э. Джиральдони). Гастролировал в Казани, Перми, Саратове, Вильне (ныне Вильнюс), Киеве, Одессе, Харькове, Москве (в 1895 дебютировал в партиях Валентина в опере «Фауст» Ш. Гуно и Амонасро в опере «Аида» Дж. Верди на сцене Большого театра, однако в труппу не был принят), Санкт-Петербурге (1898–1899, 1901, 1902, 1905), Ялте, в городах Сибири и Дальнего Востока (1910), Вене (1911, выступал в вагнеровском репертуаре), Астрахани (1920–1923, здесь же был руководителем театра), Тифлисе (1929, ныне Тбилиси).
Обладал сильным драматическим баритоном мягкого тембра (не лишённым «металлического» звучания в драматических сценах), широкого диапазона, сценическим темпераментом. Среди лучших партий: Фигаро и Вильгельм Телль («Севильский цирюльник» и «Вильгельм Телль» Дж. Россини), Нелюско («Африканка» Дж. Мейербера), Яго, Амонасро, Риголетто («Отелло», «Аида», «Риголетто» Дж. Верди), Скарпиа («Тоска» Дж. Пуччини), Тонио («Паяцы» Р. Леонкавалло), Борис Годунов, Шакловитый («Борис Годунов», «Хованщина» М. П. Мусоргского), Грязной («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова), Томский, Кочубей, Роберт («Пиковая дама», «Мазепа», «Иоланта» П. И. Чайковского), Иуда Маккавей (одноимённая опера А. Г. Рубинштейна). Участвовал в премьерах опер «Горный сокол» С. Барбини (Мегас, Тифлисская опера, 1900) и «Потёмкинский праздник» М. М. Иванова (Потёмкин, Санкт-Петербург, Большой зал консерватории, Частная опера, антреприза У. Гвиди, 1902).
Выступал в концертах, исполнял романсы П. И. Чайковского, Э. Ф. Направника, песни Ф. Шуберта, Р. Шумана.
М. К. Максаков – один из крупнейших российских оперных антрепренёров. Держал антрепризы в Санкт-Петербурге, Тифлисе, Москве, Харькове, Воронеже, Одессе. Как певец и режиссёр выступал в составе организованного им Товарищества оперных артистов, с которым выезжал на гастроли по городам Российской империи.
В 1925–1927 гг. преподавал в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), затем в Москве (до 1930 в ГИТИСе).
Записывался на грампластинки в Петербурге и Москве (1901–1911). Среди записей: арии из опер «Евгений Онегин», «Иоланта», «Мазепа», «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Демон», «Иуда Маккавей» А. Г. Рубинштейна, «Травиата», «Эрнани» Дж. Верди, «Фауст» Ш. Гуно, «Кармен» Ж. Бизе, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Гугеноты» Дж. Мейербера (сцена благословения мечей), романсы и песни Э. Ф. Направника («Серенада Дон Жуана»), Н. В. Зубова («Не уходи, побудь со мною») и др.
Жена – М. П. Максакова (его ученица).