Богомолов Константин Юрьевич
Богомо́лов Константи́н Ю́рьевич (род. 23.7.1975, Москва), российский режиссёр.
Один из лидеров режиссёрского поколения 2010-х гг. Родился в семье кинокритиков Ю. А. Богомолова и О. Г. Ульяновой. В 1997 г. окончил филологический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (дипломная работа «Мотивы волшебной сказки в "Капитанской дочке"») и поступил в аспирантуру, где изучал русское масонство 18 в. В 2003 г. окончил режиссёрский факультет Российского академического театрального института (курс А. А. Гончарова). Среди спектаклей: «Лекция о пользе убийств, или Шесть трупов в поисках действия» по С. Мрожеку и Ф. Аррабалю (ГИТИС, 2002), «Что тот солдат, что этот» Б. Брехта (2003), «Повар-вор, его жена, близнецы и зелёный любовник» по пьесе К. Гоцци «Зелёная птичка» (2005, оба – Московский драматический театр имени Н. В. Гоголя), «Бескорыстный убийца» Э. Ионеско (Российский академический молодёжный театр, 2004), «Грустный анекдот» по рассказам А. П. Чехова (Московский театр имени Вл. Маяковского), «Ифигения в Авлиде» Еврипида (все – 2005), «Муми-Тролль и комета» по Т. Янссон (2006; оба – Театральный центр «На Страстном»), «Театральный роман» по М. А. Булгакову (Московский драматический театр имени Н. В. Гоголя, 2007, премия г. Москвы в области литературы и искусства), «Palimpseston, или Одно вращение спектакля вокруг своей оси» (Самарский театр юного зрителя «СамАрт», 2007), «Много шума из ничего» У. Шекспира (Московский драматический театр на Малой Бронной, 2007, премия «Чайка» в номинации «Сделай шаг» за нетрадиционное прочтение классического произведения, 2007).
В 2007–2012 гг. работал в Московском театре под руководством О. Табакова, где поставил: «Процесс» по Ф. Кафке (2007), «Старший сын» А. В. Вампилова и «Отцы и дети» по И. С. Тургеневу (оба – 2008), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше и «Волки и овцы» А. Н. Островского (оба – 2009), «Wonderland-80» по повестям «Заповедник» С. Д. Довлатова и «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла (2010), «Чайка» Чехова (2011, 2014), «Год, когда я не родился» по пьесе В. С. Розова «Гнездо глухаря» (2012).
Для многих ранних спектаклей Богомолова характерны ироничное отношение к тексту, выявление сатирического подтекста через аллюзии и перенесение действия в 20–21 вв., обращение к теме исторической памяти, насыщенный визуальный ряд, создаваемый художником Л. С. Ломакиной – постоянным соавтором Богомолова (с 2005). Спектакли «Wonderland-80», «Турандот» по пьесе Гоцци и роману «Идиот» Ф. М. Достоевского (Московский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2010), «Лир. Комедия» по пьесе «Король Лир» Шекспира и текстам Ф. Ницше, П. Целана, В. Т. Шаламова и др. (Санкт-Петербургский драматический театр «Приют комедианта», 2011) определяют новый этап в режиссуре Богомолова: он усложняет композиционную структуру, компилирует разнородные тексты, играет символами, ассоциациями, образами массовой культуры, вводит в ткань постановки авторские комментарии к действию (сначала через реплики персонажей, позднее – посредством интертитров), использует экраны и проекции. В дальнейшем, наоборот, часто отказывается от ярких выразительных средств и требует от актёров свести игру и интонирование к минимуму, утверждая главенство текста над драматическим действием, а в проблематике уходит от социально-политических тем, сосредотачиваясь на темах экзистенциальных – прежде всего, на теме смерти.
В 2012–2018 гг. Богомолов – помощник художественного руководителя Московского Художественного театра имени А. П. Чехова, где поставил спектакли: «Событие» В. В. Набокова (2012), «Идеальный муж. Комедия» по текстам О. Уайльда (2013, приз критики Российской национальной театральной премии «Золотая маска»), «Карамазовы» по Достоевскому (2013), «Юбилей ювелира» Н. Маколифф (2015), «Мушкетёры. Сага. Часть первая» по собственному тексту по мотивам романа А. Дюма-отца (2015), «350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025» по «Сентрал-парк Вест» Вуди Аллена (2016), «Дракон» Е. Л. Шварца (2017), «Мужья и жёны» Аллена (2017), «Три сестры» Чехова (2018).
В 2014–2016 гг. сотрудничал с театром «Ленком»: «Борис Годунов» А. С. Пушкина (2014), «Князь. Опыт прочтения романа Достоевского "Идиот"» по произведениям Достоевского, В. В. Набокова, Т. Манна (2016).
Среди постановок в других театрах: «Гаргантюа и Пантагрюэль» по Ф. Рабле (Государственный театр наций, 2014), «Волшебная гора» по Т. Манну и собственным текстам, где занят ещё и как актёр (Электротеатр «Станиславский», 2017), «Слава» В. М. Гусева (Российский государственный академический Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова, 2018), «Ай Фак. Трагедия» по роману «iPhuck 10» В. О. Пелевина (Мастерская Дмитрия Брусникина, 2019), «Теллурия» по В. Г. Сорокину (Московский театр на Таганке), «Преступление и наказание» по Достоевскому (Санкт-Петербургский драматический театр «Приют Комедианта»), «Одиссея-1936» по пьесе М. А. Булгакова «Иван Васильевич» (Санкт-Петербургский театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова; все – 2019).
В Московском академическом музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко поставил: ораторию «Триумф Времени и Бесчувствия» Г. Ф. Генделя на основе итальянского либретто в авторском переводе Сорокина (2018); балет «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (хореограф М. А. Севагин, 2021).
Ставит за границей: «Ставангер (Pulp people)» М. В. Крапивиной (Лиепайский театр, 2012, Национальная театральная премия Латвии, 2013), «Мой папа – Агамемнон» по текстам Еврипида (Малый театр Вильнюса, 2013), «Лёд» по Сорокину (Национальный театр Варшавы, 2014), «Платонов» Чехова (Старый театр, Краков, 2015), «Мой бластер разрядился» по собственным текстам (2015) и «Месяц в деревне» Тургенева (2016; оба – Лиепайский театр), «Преступление и наказание» по Достоевскому (Театр Сторки, Модена, Италия, 2017), «Бесы» по Достоевскому (Культурный центр Онассиса, Афины, 2017).
В качестве исполнителя участвовал как в собственных («Князь», «Волшебная гора»), так и в чужих постановках («Машина Мюллер», режиссёр К. С. Серебренников, «Гоголь-центр», 2016).
Роли в фильмах: Семён, судмедэксперт («Содержанки», 2019), профессор университета («Вторжение»), Знаменский («Шерлок в России»), Олег («Псих», все – 2020).
Режиссёр-постановщик сериалов для онлайн-платформ: «Содержанки» (1 сезон, 2018), «Безопасные связи», «Хороший человек» (оба – 2020).
С 2012 г. преподаёт в Московской школе нового кино.
С 2019 г. художественный руководитель Московского драматического театра на Малой Бронной, где поставил спектакли: «Бесы Достоевского» по собственным текстам по мотивам романа Достоевского (2020), «Дядя Лёва» по пьесе «Покровские ворота» Л. Г. Зорина (2021), «Таня» А. Н. Арбузова (2022).
Автор книги «Так говорил Богомолов».
Первая жена – Д. Ю. Мороз (2010–2018).
С 2019 г. женат на К. А. Собчак.