Режиссёры

Богомолов Константин Юрьевич

Богомо́лов Константи́н Ю́рьевич (род. 23.7.1975, Москва), российский режиссёр.

Один из лидеров режиссёрского поколения 2010-х гг. Родился в семье кинокритиков Ю. А. Богомолова и О. Г. Ульяновой. В 1997 г. окончил филологический факультет (дипломная работа «Мотивы волшебной сказки в "Капитанской дочке"») и поступил в аспирантуру, где изучал русское 18 в. В 2003 г. окончил режиссёрский факультет (курс ). Среди спектаклей: «Лекция о пользе убийств, или Шесть трупов в поисках действия» по и (ГИТИС, 2002), «Что тот солдат, что этот» (2003), «Повар-вор, его жена, близнецы и зелёный любовник» по пьесе «Зелёная птичка» (2005, оба – ), «Бескорыстный убийца» (, 2004), «Грустный анекдот» по рассказам (), «Ифигения в Авлиде» (все – 2005), «Муми-Тролль и комета» по (2006; оба – ), «Театральный роман» по (, 2007, премия г. Москвы в области литературы и искусства), «Palimpseston, или Одно вращение спектакля вокруг своей оси» (, 2007), «Много шума из ничего» (, 2007, премия «Чайка» в номинации «Сделай шаг» за нетрадиционное прочтение классического произведения, 2007).

В 2007–2012 гг. работал в , где поставил: «Процесс» по (2007), «Старший сын» и «Отцы и дети» по  (оба – 2008), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и «Волки и овцы» (оба – 2009), «Wonderland-80» по повестям «Заповедник» и «Алиса в стране чудес» (2010), «Чайка» Чехова (2011, 2014), «Год, когда я не родился» по пьесе «Гнездо глухаря» (2012).

Для многих ранних спектаклей Богомолова характерны ироничное отношение к тексту, выявление сатирического подтекста через аллюзии и перенесение действия в 20–21 вв., обращение к теме исторической памяти, насыщенный визуальный ряд, создаваемый художником – постоянным соавтором Богомолова (с 2005). Спектакли «Wonderland-80», «Турандот» по пьесе Гоцци и роману «Идиот» (, 2010), «Лир. Комедия» по пьесе «Король Лир» Шекспира и текстам , , и др. (, 2011) определяют новый этап в режиссуре Богомолова: он усложняет композиционную структуру, компилирует разнородные тексты, играет символами, ассоциациями, образами массовой культуры, вводит в ткань постановки авторские комментарии к действию (сначала через реплики персонажей, позднее – посредством интертитров), использует экраны и проекции. В дальнейшем, наоборот, часто отказывается от ярких выразительных средств и требует от актёров свести игру и интонирование к минимуму, утверждая главенство текста над драматическим действием, а в проблематике уходит от социально-политических тем, сосредотачиваясь на темах экзистенциальных – прежде всего, на теме смерти.

В 2012–2018 гг. Богомолов – помощник художественного руководителя , где поставил спектакли: «Событие» (2012), «Идеальный муж. Комедия» по текстам (2013, приз критики Российской национальной театральной премии ), «Карамазовы» по Достоевскому  (2013), «Юбилей ювелира» Н. Маколифф (2015), «Мушкетёры. Сага. Часть первая» по собственному тексту по мотивам романа (2015), «350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025» по «Сентрал-парк Вест» (2016), «Дракон» (2017), «Мужья и жёны» Аллена (2017), «Три сестры» Чехова (2018).

В 2014–2016 гг. сотрудничал с театром : «Борис Годунов» (2014), «Князь. Опыт прочтения романа Достоевского "Идиот"» по произведениям Достоевского, В. В. Набокова, (2016).

Среди постановок в других театрах: «Гаргантюа и Пантагрюэль» по (, 2014), «Волшебная гора» по Т. Манну и собственным текстам, где занят ещё и как актёр (, 2017), «Слава» В. М. Гусева (, 2018), «Ай Фак. Трагедия» по роману «iPhuck 10» (, 2019), «Теллурия» по (), «Преступление и наказание» по Достоевскому (), «Одиссея-1936» по пьесе «Иван Васильевич» (; все – 2019).

В поставил: ораторию «Триумф Времени и Бесчувствия» на основе итальянского либретто в авторском переводе Сорокина (2018); балет (хореограф , 2021).

Ставит за границей: «Ставангер (Pulp people)» М. В. Крапивиной (Лиепайский театр, 2012, Национальная театральная премия Латвии, 2013), «Мой папа – Агамемнон» по текстам Еврипида (Малый театр Вильнюса, 2013), «Лёд» по Сорокину (Национальный театр Варшавы, 2014), «Платонов» Чехова (Старый театр, Краков, 2015), «Мой бластер разрядился» по собственным текстам (2015) и «Месяц в деревне» Тургенева (2016; оба – Лиепайский театр), «Преступление и наказание» по Достоевскому (Театр Сторки, Модена, Италия, 2017), «Бесы» по Достоевскому (Культурный центр Онассиса, Афины, 2017).

В качестве исполнителя участвовал как в собственных («Князь», «Волшебная гора»), так и в чужих постановках («Машина Мюллер», режиссёр , , 2016).

Роли в фильмах: Семён, судмедэксперт («Содержанки», 2019), профессор университета («Вторжение»), Знаменский («Шерлок в России»), Олег («Псих», все – 2020).

Режиссёр-постановщик сериалов для онлайн-платформ: «Содержанки» (1 сезон, 2018), «Безопасные связи», «Хороший человек» (оба – 2020).

С 2012 г. преподаёт в .

С 2019 г. художественный руководитель Московского драматического театра на Малой Бронной, где поставил спектакли: «Бесы Достоевского» по собственным текстам по мотивам романа Достоевского (2020), «Дядя Лёва» по пьесе «Покровские ворота» (2021), «Таня» (2022).

Автор книги «Так говорил Богомолов».

Первая жена – (2010–2018).

С 2019 г. женат на .

  • Российские кинорежиссёры 21 века
  • Выпускники ГИТИСа
  • Лауреаты премии «Золотая маска»
  • Художественные руководители театров
  • Номинанты премии «Золотая маска»
  • Оперные режиссёры