Соковнин Евгений Николаевич
Соковни́н Евге́ний Никола́евич [28.7(10.8).1904, Казань – 28.2.1973, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], российский оперный режиссёр, певец (баритон), заслуженный деятель искусств РСФСР (1954), народный артист РСФСР (1957).
Сын телеграфного служащего. В 1919–1921 гг. работал агентом по снабжению Губернского продовольственного комиссариата в Омске. В 1921–1922 гг. учился в Высшей художественной школе в Казани, в 1922–1923 гг. – в Московском электротехническом институте народной связи имени В. Н. Подбельского. В 1930 г. окончил вокальное отделение московского Музыкального техникума имени А. Н. Скрябина.
В 1924–1952 гг. работал в московском Большом театре: в 1924–1926 гг. сотрудник сцены (артист мимического ансамбля), в 1926–1931 гг. артист хора, в 1931–1933 гг. солист оперы. Участвовал в первых постановках опер «Алмаст» А. А. Спендиарова (1-й воин), «Загмук» А. А. Крейна (Тамманиту и Ассирийский купец; все – 1930). Среди других партий: Бонза («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини), Герольд («Отелло» Дж. Верди), Таффи («Трильби» А. И. Юрасовского), Вяземский («Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова; все – 1932), Ризничий («Тоска» Пуччини, 1933).
В 1933 г. окончил режиссёрское отделение Оперной студии Большого театра. В 1933–1936 гг. помощник, с 1936 г. ассистент режиссёра в операх «Евгений Онегин» и «Мазепа» П. И. Чайковского, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Трубадур» и «Риголетто» Дж. Верди, «Лакме» Л. Делиба. С 1936 г. режиссёр Большого театра, постановщик оперы «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно (совместно с Н. Г. Фридом, дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев; премьера постановки состоялась 22 июня 1941). Во время эвакуации Большого театра в Куйбышев (ныне Самара) поставил оперы «Севильский цирюльник» Россини (дирижёр Л. П. Штейнберг), «Иван Сусанин» М. И. Глинки (дирижёр С. А. Самосуд), «Евгений Онегин» Чайковского (дирижёр В. Л. Кубацкий; все – 1942). С 1943 г. ставил оперы на сцене филиала Большого театра («Евгений Онегин» Чайковского, 1943; «Травиата» Дж. Верди, дирижёр С. С. Сахаров, 1944).
Сотрудничал как режиссёр с Саратовским театром оперы и балета («Иван Сусанин» Глинки, 1939), Молотовским театром оперы и балета («Севастопольцы» М. В. Коваля, 1946; Сталинская премия 2-й степени, присуждена в 1947; «Великая дружба» В. И. Мурадели, 1947, также художник-постановщик).
Руководил шефскими выступлениями концертной бригады артистов Большого театра на кораблях Черноморского флота имени Б. А. Лавренёва (1936). Режиссёр самодеятельных оперных кружков.
Художественный руководитель и режиссёр-постановщик Московской областной оперы (поставил оперы «Риголетто» и «Травиата» Дж. Верди, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Боярыня Вера Шелога» Н. А. Римского-Корсакова), главный режиссёр Московской экспериментальной театральной студии.
В 1948–1950 гг. режиссёр Софийской национальной оперы, где поставил оперы русских композиторов: «Евгений Онегин» и «Черевички» (также художник-постановщик) П. И. Чайковского, «Иван Сусанин» М. И. Глинки, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского. Организовал при театре оперную студию, учениками которой были певцы Д. Узунов и К. Георгиева; в фойе театра установлен бюст Е. Н. Соковнина.
В 1952–1959 гг. главный режиссёр Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова, постановщик опер «Псковитянка» (1952), «Садко» (1953) и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1958) Н. А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина (1954), «Фёдор Таланов» В. А. Дехтерёва (1955), «Бал-маскарад» Дж. Верди (1957), «Декабристы» Ю. А. Шапорина (спектакль показан во время гастролей на сцене Большого театра, 1976). Режиссёр-постановщик оперы «Отелло» Дж. Верди в ленинградском Малом театре оперы и балета (1962, дирижёр А. Найденов; постановка показана на сцене Кремлёвского Дворца съездов во время гастролей в Москве, 1962).
Преподавал в Ленинградской консерватории (профессор с 1956).
Награждён орденом «Знак Почёта» (1951).