Коваль Мариан Викторович
Кова́ль Мариа́н Ви́кторович (настоящая фамилия Ковалёв) [4(17).8.1907, село Намойные Пески (Вознесенье) Олонецкой губернии, ныне посёлок Вознесенье, Подпорожский район, Ленинградская область – 15.2.1971, Москва], российский композитор и общественный деятель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1947) и Литовской ССР (1954), народный артист РСФСР (1969).
Сын агронома. В 1925 г. окончил Петроградский музыкальный техникум (ныне Музыкальный колледж имени М. П. Мусоргского) по классу фортепиано. В 1925–1930 гг. учился в Московской консерватории (класс композиции М. Ф. Гнесина; не окончил), брал уроки у Н. Я. Мясковского. В 1925–1928 гг. один из организаторов и участников «Производственного коллектива студентов-композиторов Московской консерватории». В 1929–1931 гг. входил в Российскую ассоциацию пролетарских музыкантов (РАПМ). В 1948–1957 гг. секретарь правления Союза композиторов СССР. В 1948–1952 гг. главный редактор журнала «Советская музыка». В 1956–1962 гг. художественный руководитель Русского народного хора имени M. E. Пятницкого.
Автор опер «Волк и семеро козлят» (1941; 3-я редакция – Московский детский музыкальный театр, 1965), «Емельян Пугачёв» (Пермь, 1942, Сталинская премия 1-й степени, 1943; оркестровка и редакция Д. Р. Рогаль-Левицкого), «Севастопольцы» (Пермь, 1946), «Граф Нулин» (не поставлена, 1949), балета «Аксюша» (не поставлен, 1964), патриотических ораторий «Народная священная война» (1941) и «Чкалов» (1942), кантат «Москва боевая» (1942), «Звёзды Кремля» (1947), «Поэмы о Ленине» (1949), сюит «Из жизни красноармейца» (1932), «Сказ о партизане» (1935), «Семья народов» (1938), «Ильмень-озеро» (1942), «По родной стране» (1959), обработок русских народных песен (в том числе сборник «Русские народные песни», 1962). Массовые песни Коваля, в том числе о В. И. Ленине и И. В. Сталине, зачастую стилизованные под народную («За морями, за горами» на слова Н. С. Тихонова; «Ильмень-озеро» на слова М. Л. Матусовского) и «высокую» оперную («Клятва» на слова Л. И. Ошанина) музыку, в 1930-х и 1940-х гг. исполняли ведущие певцы (А. П. Королёв, М. Д. Михайлов, Александр С. Пирогов, С. П. Преображенская) и хоры СССР.
В статьях и публичных выступлениях неоднократно обвинял советских композиторов (А. В. Мосолова, Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича и др.) и музыковедов (М. С. Друскина, А. С. Оголевца, И. В. Способина и др.) в формализме, космополитизме, декадентстве и т. п.; например, в статье «Ленин в музыке» характеризовал хоровое сочинение Мосолова «Двадцать четвёртый год» как «музыку классового врага» (Коваль. 1930. С. 10). Сохранились отзывы современников (Рогаль-Левицкого, Шостаковича) о музыкальном непрофессионализме и дилетантизме Коваля.
Сталинская премия 1-й степени (1943, за оперу «Емельян Пугачёв»).