Монтеверди Клаудио
Монтеве́рди Кла́удио (Claudio Monteverdi) (крещён 15.5.1567, Кремона – 29.11.1643, Венеция), итальянский композитор.
Учился у капельмейстера кафедрального собора Кремоны М. А. Инженьери, усвоил традиции хоровой полифонии (Дж. П. да Палестрина, О. Лассо и др.). В 1582 г. опубликовал сборник 3-голосных мотетов «Небольшие духовные песни» («Sacrae cantiunculae»), в 1587 – 1-й сборник мадригалов (5-голосных).
С 1590 г. (или 1591) певчий и исполнитель на виоле да гамба, с 1602 г. капельмейстер герцога Винченцо I Гонзаги в Мантуе. В 1607 г. при герцогском дворе поставлена первая опера Монтеверди «Орфей» (либретто А. Стриджо на сюжет мифа об Орфее).
После смерти герцога переехал в Венецию, в 1613 г. занял пост капельмейстера собора Святого Марка, создал 6 опер для венецианских оперных театров. Автор 8 книг мадригалов; поздние мадригалы, в особенности из 7-й (1619) и 8-й (1638) книг, относящиеся уже к эстетике барокко, могут быть названы мадригалами лишь условно – это масштабные театрализованные вокально-инструментальные композиции: «Битва Танкреда и Клоринды» (текст из «Освобождённого Иерусалима» Т. Тассо), мадригалы с танцами (balli) «Бал неблагодарных женщин» и «Тирсис и Хлора», дуэты, терцеты и сольные арии с бассо континуо (например, ламенто «Жалоба нимфы» для сопрано и мужского терцета, близкая оперной сцене, из 8-й книги мадригалов, 1638). В 1651 г. под названием «Мадригалы и канцонетты, книга 9» опубликован сборник светской музыки Монтеверди разных лет (в том числе 11 не изданных ранее пьес); наибольшую ценность представляет трио «Come dolce oggi l’auretta» («Сколь нежен ныне ветерок») – единственный сохранившийся номер из его оперы «Похищенная Прозерпина». Из духовной музыки Монтеверди наиболее известна «Вечерня блаженной Девы» (1610; её кульминация – Магнификат); кроме того, Монтеверди писал мессы, обработки псалмов, мотеты.
Один из первых и крупнейших оперных композиторов в истории музыки. Из значительного количества произведений Монтеверди в этом жанре (всего около 15) полностью сохранились три: «Орфей», «Возвращение Улисса на родину» (либретто Дж. Бадоарро по мотивам «Одиссеи» Гомера, Венеция, карнавал 1639–1640) и «Коронация Поппеи» (либретто Дж. Ф. Бузенелло по «Анналам» Тацита и другим античным источникам, Венеция, карнавал 1642–1643); из оперы «Ариадна» (герцогский дворец в Мантуе, 1608) сохранилось лишь знаменитое «Ламенто Ариадны». «Коронация Поппеи» – высшее достижение композитора в оперном жанре.
Главная особенность музыкального языка Монтеверди – сочетание (нередко в одном произведении) имитационной полифонии, характерной для позднего Возрождения, и гомофонии как достижения новой эпохи барокко. Монтеверди считал себя создателем особого эмоционального стиля: он находил в сочинениях предшественников примеры «мягкого» и «умеренного» стилей и «нигде не встречал примеров взволнованного стиля» (stile concitato). Монтеверди считал, что музыка должна уметь передать человеческие чувства и страсти (гнев, мольбу и др.), в том числе в конфликтном противопоставлении; это проявилось в музыкальных характеристиках его оперных персонажей, для которых он находил индивидуальные интонации. Наряду с речитативами и ариозными построениями в вокальные партии его опер введены развитые сольные и ансамблевые формы (Сцена Орфея у врат ада, «Ламенто Ариадны», виртуозный Дуэт Нерона и Лукана из «Коронации Поппеи»), хоровые сцены (Сцена Сенеки с учениками из «Коронации Поппеи»), в «Орфее» впервые появилась инструментальная вступительная пьеса – токката. Гармония Монтеверди сочетает в себе принципы модальности и тональности, в том числе в хроматизированной форме.
В партитуре «Орфея», изданной в 1609 г., впервые в истории зафиксирован состав оперного оркестра; в нём соединены инструменты группы бассо континуо и большое число одноголосных инструментов (скрипки, цинки, трубы), участвовавших в исполнении оркестровых разделов. Монтеверди одним из первых с помощью инструментовки передавал различные театральные эффекты: так, в пасторальных сценах оперы «Орфей» применил струнные, флейты, лютни, в сценах подземного царства – цинки, тромбоны, регаль.
Новаторство Монтеверди встретило непонимание у некоторых современников. Теоретик музыки Дж. Артузи в трактате «О несовершенстве современной музыки» (ч. 1–2, 1600–1603) обрушил на композитора критику, в частности, за дерзкое применение им неприготовленных диссонансов и хроматики. В предисловии к 5-й книге мадригалов (1605) Монтеверди отвечал, что у него «в отношении консонансов и диссонансов есть высшие соображения, по сравнению с теми, которые содержатся в школьных правилах». Через 2 года брат Монтеверди, композитор и органист Джулио Чезаре Монтеверди (1573 – около 1630), в «Разъяснении к письму, напечатанному в 5-й книге» уточнил музыкально-эстетическую позицию брата, применяя понятия «первой практики» (prima pratica) и «второй практики» (seconda pratica). По его словам, для «первой практики» (её представителями названы великие полифонисты прошлого Жоскен Депре, Й. Окегем и др.) мастерство техники композиции было важно как таковое, в то время как «вторая практика» (новаторы-мадригалисты начиная с Ч. де Роре и создатели театральной музыки) требует, чтобы в музыке безраздельно господствовал поэтический текст, которому подчиняются мелодия, гармония и ритм. Свои композиторские представления Монтеверди изложил также в предисловии к 8-й книге мадригалов (1638).
Интерес к Монтеверди возродился в 20 в., редакции его сочинений выполняли В. д’Энди, Э. Кшенек, Дж. Ф. Малипьеро, П. Хиндемит и др.; его музыку широко пропагандируют представители аутентичного исполнительства.