Левенков Олег Романович
Левенко́в Оле́г Рома́нович (18.6.1946, Петропавловск-Камчатский – 30.7.2016, Пермь), российский артист балета, балетовед, продюсер.
Из семьи военнослужащих. В возрасте 5 лет переехал с семьёй в Куйбышев (ныне Самара). В 1966 г. окончил Пермское государственное хореографическое училище, в которое поступил в 16 лет (педагог Ю. И. Плахт), в 1972 г. с отличием окончил театроведческий факультет ГИТИСа, в 1996 г. – аспирантуру Государственного института искусствознания, защитив кандидатскую диссертацию «Джордж Баланчин на рубеже 1920–1930-х годов».
В 1966–1987 гг. солист Пермского государственного театра оперы и балета имени П. И. Чайковского. Среди партий в балетах мирового наследия и советской классике: Советник Дроссельмейер («Щелкунчик» П. И. Чайковского), Ганс («Жизель» А. Адана), Эспада («Дон Кихот» Л. Минкуса), Жених принцессы («Спящая красавица» Чайковского), Вариация четырёх кавалеров («Раймонда» А. К. Глазунова), Татарский военачальник, Молодой пан («Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева), Испанский, Венгерский, Венецианский танцы, Па-де-труа («Лебединое озеро» Чайковского).
Исполнил партии в постановках балетмейстеров: Н. Н. Боярчикова – Тибальд («Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева), Мандарин («Чудесный мандарин» Б. Бартока), Царь Борис («Царь Борис» на музыку Прокофьева), Харон («Орфей и Эвридика» на музыку А. Б. Журбина), Атос («Три мушкетёра» В. Е. Баснера); Н. С. Маркарьянца – Красс («Спартак» А. И. Хачатуряна); Л. Б. Климова – Хозе («Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. К. Щедрина); Г. Д. Алексидзе – Юноша («Золушка» Прокофьева), Сатир («Сильвия» Л. Делиба); А. М. Полубенцева – Сановник («Фрески Эльсинора» на музыку Д. Д. Шостаковича); Л. Е. Бородулина – Георгий («Гаянэ» Хачатуряна); М. М. Газиева – «Звери земные» («Сотворение мира» на музыку Й. Гайдна); В. Г. де Фонсео Херардо – Жених, танец Самбро («Испанские миниатюры» на мелодии народов Испании); Б. К. Завьялова – Визирь, Военачальник («Легенда о любви» А. Меликова).
В 2007 г. опубликовал первый на русском языке фундаментальный научный труд о творчестве Дж. Баланчина до 1957 г.
В 2009 г. в переводе Левенкова на русском языке вышла монография американской исследовательницы Л. Гарафолы «Русский балет Дягилева».
Был инициатором и возглавлял масштабный проект «Баланчин в Перми», в рамках которого репертуар Пермского театра пополнили 12 балетов хореографа: «Concerto Barocco» на музыку И. С. Баха (1996), «Сомнамбула» и «Доницетти-вариации» на музыку В. Беллини (2001), «Ballet Impérial» (2002), «Серенада» (2004) и Классическое па-де-де (2014) на музыку Чайковского, «Kammermusik No. 2» на музыку П. Хиндемита (2011), «Monumentum pro Gesualdo» (2011), «Рубины» и «Симфония в трёх движениях» на музыку И. Ф. Стравинского, «Тарантелла» на музыку Л. М. Готшалка, «Аполлон Мусагет» Стравинского (все – 2014).
В 1987–1989 гг. председатель Пермского городского комитета профсоюзов работников культуры.
С 1993 г. старший преподаватель кафедры философии, с 1994 г. преподаватель культурологии Пермского государственного университета, доцент (с 1997).
В 2003–2016 гг. директор Международного фестиваля «Дягилевские сезоны: Пермь – Петербург – Париж» (с 2012 – Дягилевский фестиваль).